Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:11, реферат

Описание

С момента ввода в действие Федерального закона «Об энергосбережении», предписывающего проведение обязательных энергетических обследований предприятий и организаций, прошло более шести лет. За этот период времени произошли существенные изменения как в административном устройстве страны, так и в экономике.
Современный этап развития экономики характеризуется снижением общегосударственных объемов производства, сокращением числа убыточных предприятий, постоянным ростом цен на энергоносители и децентрализацией управления выработкой и потреблением энергоресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований.doc

— 48.00 Кб (Скачать документ)

Проблемы  ценообразования  при проведении энергетических обследований

А. Г. ВакулкоА. А. ЗлобинГ. А. Романов, ООО «Интехэнерго М»  

С момента ввода  в действие Федерального закона «Об  энергосбережении», предписывающего  проведение обязательных энергетических обследований предприятий и организаций, прошло более шести лет. За этот период времени произошли существенные изменения как в административном устройстве страны, так и в экономике.

Современный этап развития экономики характеризуется снижением  общегосударственных объемов производства, сокращением числа убыточных предприятий, постоянным ростом цен на энергоносители и децентрализацией управления выработкой и потреблением энергоресурсов.

В этих условиях существенно  повышается роль и значение работ  по энергетическому обследованию (энергоаудиту) промышленных предприятий. Энергетическое обследование как составная часть комплексной программы по анализу эффективности промышленного производства осуществляется для оценки нерациональных потерь топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и выработки мер, направленных на их уменьшение, улучшение экономических показателей предприятия и снижение себестоимости продукции.

Основой успешной реализации программ энергосбережения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях  является нормативно-правовая база.

До настоящего времени  порядок проведения энергетических обследований организаций независимо от форм собственности регламентируется Правилами проведения энергетических обследований организаций, утвержденными Министерством топлива и энергетики в 1998 году.

В 2001 году был разработан и передан на регистрацию в  Министерство юстиции РФ проект новых  правил проведения энергетических обследований. В данном документе уточнены и  расширены отдельные главы. В  частности, общее руководство и координацию работ должно осуществлять Министерство энергетики РФ. Вместо ранее прописанных шести видов энергетических обследований осталось три: полное (углубленное), внеочередное и экспресс-обследование. Право на проведение энергетических обследований наряду с органами Госэнергонадзора предоставляется энергоаудиторским организациям, аккредитованным в установленном порядке.

Как известно, энергоаудиторская  деятельность не лицензируется и  поэтому для получения права  на проведение этих работ достаточна аккредитация в территориальных органах Госэнергонадзора.

Одним из ключевых вопросов при заключении договоров на проведение энергетических обследований и энергоаудита различного уровня является определение  источника финансирования и обоснованной стоимости работ.

Согласно действующим  Правилам проведения энергетических обследований организаций финансирование работ  проводится за счет средств федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников, а также за счет собственных средств. Порядок финансирования зависит от принадлежности обследуемого объекта (бюджетный и небюджетный) и вида проводимого обследования. Указанный документ определяет лишь источники финансирования.

Механизм расчета  стоимости работ, с нашей точки  зрения, должен регламентироваться документом, имеющим федеральный статус независимо от форм собственности.

Отсутствие финансово-нормативного документа на федеральном уровне привело к необходимости разработки энергоаудиторскими фирмами собственных  временных ценников и прейскурантов, согласуемых с органами Госэнергонадзора и действующих на территории отдельных регионов. Для примера приведем несколько вариантов действующих финансово-нормативных документов, регламентирующих определение стоимости отдельных видов работ.

Для расчета стоимости  работ по обследованию предприятий Москвы в настоящее время действует ценник, разработанный в 1998 году Московским агентством по энергосбережению при Правительстве Москвы. Данный документ составлен на основании прейскуранта Минжилкомхоза РСФСР № 26-05-204-01 с акцентом на выполнение энергосберегающих мероприятий и прейскуранта № 26-05-45 Минхимнефтепрома 1990 года с ценами по состоянию на 1986 год. В зависимости от инфляции стоимость работ (согласно указаниям ценника) подлежит индексации по повышающим коэффициентам, утверждаемым организацией – разработчиком прейскуранта № 26-05-204-01 Роскоммунэнерго.

Применение данного  ценника при составлении калькуляции  работ показывает, что имеются  значительные трудности, в том числе  и формального характера. Во-первых, для ряда предприятий, финансируемых в основном из федерального бюджета, данный документ не является нормативным. Во-вторых, пользуясь ценами на отдельные виды работ с учетом повышающего коэффициента, можно получить достаточно высокую общую стоимость договора, которая в реальных условиях не будет принята руководством обследуемого предприятия.

На территории Северо-Запададного  округа России действует прейскурант, разработанный в 1999 году инженерным электротехническим центром, устанавливающий  стоимость работ по энергетическому  обследованию предприятий и организаций независимо от форм собственности.

В Прейскурант включены оптовые цены на обследование как  предприятия в целом, так и  отдельных его подразделений, цехов, участков, агрегатов и т. п.

Стоимость работ изменяется в зависимости от структуры обследуемого предприятия (числа под-разделений), количества видов потребляемых энергоресурсов и выпускаемой продукции, а также группы сложности энергетического оборудования и вида проводимых работ. При отклонении исходных данных от базовых показателей вводятся поправочные коэффициенты.

Цены по прейскуранту установлены в масштабе цен, действующих  на 1 января 1991 года. К базовым ценам применяется взаимосогласованный между заказчиком и исполнителем коэффициент индексации. Рекомендуемое значение повышающего коэффициента устанавливается центральными и региональными органами.

В Уральском регионе  в 2001 году разработан и рекомендован к применению прейскурант на проведение энергетических обследований (энергоаудита) промышленных предприятий, организаций и сельскохозяйственных предприятий. Особенностью данного документа является определение стоимости проводимых работ в зависимости от годового объема потребления энергоресурсов, индекса инфляции по региону и минимального уровня заработной платы в Российской Федерации. При изменении данных показателей вводятся поправочные коэффициенты.

Прейскурант на проведение обследований сельскохозяйственных предприятий составлен на основании прейскуранта ОРГРЭС (1992 год), а промышленных предприятий – на основании прейскуранта Департамента металлургии (1990 год) на ремонтные и наладочные работы энергетического оборудования.

В рекомендациях, изложенных специалистами и учеными Томского регионального центра управления энергосбережением в книге «Региональный вектор энергосбережения», указывается, что расходы, необходимые для обследования, должны покрываться экономией энергоресурсов и финансовых средств, затрачиваемых на приобретение энергоресурсов. По представленным данным следует, что экономическая эффективность обследования составляет величину порядка 2–4 руб. на 1 руб. вложений, а энергетическая эффективность, соответственно, 3–6% от потребляемых ресурсов.

По результатам  многочисленных обследований, проведенных  фирмой «Интхэнерго М», можно сделать  вывод о том, что энергетическая эффективность данных работ, в зависимости  от профиля предприятия, составляет 5–15% от потребляемых энергоресурсов. Причем чем больше на предприятии технологического топливо- и теплопотребляющего оборудования, тем выше процент снижения энергозатрат.

Следует отметить, что  проведенные обследования предприятий 12 отраслей промышленности выявили  ряд закономерностей и особенностей.

Во-первых, для большинства крупных предприятий со значительной долей технологического расхода энергоресурсов следует проводить энерготехнологический аудит. Это еще в большей степени позволяет выявить резервы в технологии и увеличить энергоэффективность энергетических обследований (до 25% и более).

Во-вторых, экономическая  эффективность предлагаемых энергоаудиторами мероприятий составляет 100 и более  рублей на рубль затрат предприятия  на энергоаудит. До четверти мероприятий  носят малозатратный характер (со сроком окупаемости до одного года).

Анализ реальной стоимости  договоров в сравнении с затратами  промышленных предприятий на энергоресурсы  выявил определенные закономерности.

В частности, для малых  и средних по численности и  количеству потребляемых энергоресурсов предприятий стоимость энергоаудита составляет до 1% от годовых затрат предприятия на энергоресурсы (вариант 1). Для более крупных предприятий это значение составляет 0,2–0,5%. Такой подход позволяет нам ориентировочно оценивать и предлагать примерную стоимость работ по энергоаудиту.

Следующим приемом, позволяющим  определять стоимость работы энергоаудиторов, является оценка затрат по трудозатратам  и человеко-дням (вариант 2). Это во многом субъективный подход, существенно  зависящий от энергоаудиторской  фирмы и квалификационного состава работников.

Еще один способ оценки стоимости работ – по типу предприятия  и на основе визуального обследования его основных энергоемких подразделений  и производств определяется приблизительно возможный процент экономии энергоресурсов. Зная число используемых энергоносителей и годовые затраты на энергоресурсы, стоимость работ может составлять от 0,5 до 1,5% от суммарного ожидаемого экономического эффекта (вариант 3).

Безусловный интерес  представляет сравнение различных  подходов к определению цены энергетического обследования.

Так, оценка стоимости  работ по углубленному обследованию и разработке энергетического паспорта условных объектов составила:

Объект 1 (потребление  энергоресурсов ~ 995 тыс. т. у. т.):

- по ценнику Московского правительства – 20 млн руб.;

- вариант 1 – 3 млн  руб.;

- вариант 2 – 2 млн  руб.;

- вариант 3 – 950 тыс. руб.;

Окончательная цена договора – 2 млн руб.

Объект 2 (потребление  энергоресурсов ~ 1,5 млн т. у. т.):

- по прейскуранту  г. Екатеринбург (2001 год) – 2 млн руб.;

- вариант 1 – 7 млн  руб.;

- вариант 2 – 3,5 млн руб.;

- вариант 3 – 1 млн  руб.;

Окончательная цена договора – 3,5 млн руб.

Объект 3 (потребление  энергоресурсов ~ 3,0 млн т. у. т.):

- по прейскуранту  г. Екатеринбург (2001 год) – 4 млн  руб.;

- вариант 1 – 3,6 млн руб.;

- вариант 2 – 3 млн  руб.;

- вариант 3 – 3,6 млн руб.;

Окончательная цена договора – 3,2 млн руб.

Следует заметить, что  отсутствие финансовых нормативных  документов по обследованию, действующих  на всей территории Российской Федерации, и стремление заказчиков провести работу формально (например, выполнить предписание Госэнергонадзора по разработке энергетического паспорта) и как можно за меньшие деньги (на основании тендеров), приводит, как правило, к снижению эффективности и качества результирующих материалов.

Информация о работе Проблемы ценообразования при проведении энергетических обследований