Проблемы и перспективы развития Донецкого региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:22, реферат

Описание

Донецкий экономический район - мощный межрегиональный территориально-производительный комплекс, который включает в свой состав Донецкую и Луганскую области. Он является неотъемлемой частью экономического потенциала Украины. Выгодное географическое положение, близость источников сырья и рынков сбыта продукции, многоотраслевая промышленность, развитая сеть транспортных коммуникаций, высокая плотность населения района выделяют его среди других экономических районов страны. Занимая 8,8% территории, Донецкий регион производит 25% объема промышленной и 8.0% объема сельскохозяйственной продукции страны. В регионе наибольшая плотность городского населения, наименьшая - сельского, наибольший промышленный потенциал и в то же время наименьшая плотность сельского расселения.

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)

 

Транспортный  комплекс

 

Выгодное географическое положение района, размещение на пересечении  транспортных путей из Закавказья, Средней Азии и России в Европу, значительное промышленное освоение способствуют развитию его транспортной сети. Характерным для района является интенсивное развитие основных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного. Именно транспорт, главным образом, железнодорожный, обеспечивает активное участие района в территориальном разделении труда, поэтому плотность транспортной сети тут максимальная в Украине.

Регион имеет одну из самых густых сетей железных дорог в Украине. По территории района проходят магистральные газопроводы "Союз", Ставрополь - Москва, нефтепроводы Самара - Славянск и Грозный - Лисичанск. Большим предприятием морского транспорта является АО "Азовское морское пароходство", которое осуществляет перевозку грузов собственным и арендованным флотом между портами Украины и других государств. Мощным морским портом на Азовском море является Мариуполь - большой транспортный узел и база для суден Азовского морского пароходства. Воздушный транспорт представлен двумя авиапредприятиями в Донецке и Луганске, а аэропорты Донецка, Лисичанска, Луганска и Северодонецка имеют международный статус.

Главными направлениями  развития транспортной отрасли Донбасса являются: обновления и рационализация подвижного состава согласно с изменениями грузо- и пассажиропотоков, газификация автомобильного парка, реконструкция железных дорог и автодорог международного значения для увеличения их пропускной способности, обеспечения материально-техническими ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы развития Донецкого региона

 

Основной проблемой  социально-экономического развития Донецкого  региона остается высокая концентрация промышленного производства. Это  обусловило наибольшую в стране урбанизацию  территорий и одну из сложнейших экологических ситуаций, хотя и способствовало высокому развитию производительных сил района в границах Украины. Заострение этой проблемы проходило под влиянием природно-экономических и исторических причин, а также в результате структурной политики, которая проводится в последнее время. Согласно с этой политикой капитальные вложения в основном ориентируются на отрасли специализации района, которые играют важную роль в международном разделении труда, то есть в первую очередь, в тяжелую промышленность. Для повышения эффективности функционирования общественно-хозяйственного комплекса Донецкого экономического района необходимо провести комплексную реструктуризацию и техническое переоснащение угольной промышленности, техническую реконструкцию таких базовых отраслей, как черная и цветная металлургия, химическая промышленность, машиностроение и электроэнергетика.

Для ликвидации отраслевых диспропорций в развитии промышленности необходимо наращивать мощность легкой и пищевой промышленности.

Несмотря на высокие экономические показатели, Донецкий регион испытывает множество проблем. Среди них: долги, сворачивание производства, низкий уровень жизни населения. Среднемесячная зарплата в регионе составляет в среднем около 1500, долг по ней достигает 726,3 млн. грн. Донецкая область занимает 20-е место в Украине по оплате электроэнергии, и последнее по газу. По данным исследования донецкого информационно-аналитического центра, 2/3 жителей области - малообеспеченные. Их средний ежемесячный заработок составляет от 300 до 700 грн.

Также важнейшей проблемой  региона является неблагополучная  экологическая ситуация. Именно Донбасс  является самым загрязненным регионом Украины. Источник выбросов - всевозможные предприятия металлургической, угледобывающей отраслей, производство электроэнергии, химической и нефтехимической промышленности, производство кокса. Область обеспечивает каждую вторую тонну добычи угля в Украине, 45% производства чугуна, 44% стали, 47% проката черных металлов, шестую часть стальных труб, больше половины кокса, почти четверть минеральных удобрений. И, согласно этим показателям, распределяется количество выбросов в атмосферу региона. Наибольшие объемы выбросов имеют предприятия черной металлургии (468,9 тыс. тонн, или 29,7%), подземной добычи каменного угля (465,1 тыс. тонн, или 29,4%), производства электроэнергии тепловыми электростанциями (346,6 тыс. тонн, или 21,9%) и производства коксопродуктов (73,4 тыс. тонн, или 4,6%). Самым грязным городом Донецкого региона, да и всей Украины в целом, можно по праву считать Мариуполь, на который приходится 401,6 тыс. тонн, или 25,4% всех выбросов Донбасса. На втором месте - Донецк (161,1 тыс. тонн, или 10,2%), на третьем - Дебальцево (117,8 тыс. тонн, или 7,5%). Не менее грязными оказались и остальные города, поселки и районы региона, что влечет за собой необратимые последствия.

Прежде всего, стоит  отметить, что в области не все  благополучно в сфере соблюдения экологической безопасности. Например, из 30-ти мартеновских печей, которые  находятся сегодня в эксплуатации на металлургических предприятиях области, 13 имеют очистные сооружения, которые работают неэффективно, а 17 их вовсе не имеют. Ни одна из печей не работает экологически безопасно. Коксовые батареи, при сроках службы 20 лет, эксплуатируются лет по 30 - 40. А на Авдеевском коксохимзаводе из девяти батарей только пять можно считать рабочими, остальные уже изношены на 20 - 50%. Более того, ни на одном из заводов нет глубокой очистки коксового газа от сероводорода, а ведь согласно "Программе перспективного развития предприятий металлургического комплекса до 2010 года", планируется увеличение объемов производства коксохимической продукции, что, в свою очередь, приведет к увеличению выбросов загрязняющих веществ. Точно так же, из-за морального и физического устаревания и износа газоочистительного оборудования на ТЭС, которые были построены еще до 1983 года, в окружающую среду выбрасываются значительные объемы пыли.

Еще одной большой  проблемой Донбасса являются его  пресловутые терриконы, которые  многие называют "донецкими горами". Мало кто догадывается, что они довольно пагубно влияют на атмосферу. Так, из 125-ти существующих терриконов 60 горят и, естественно, тоже "участвуют" в выбросе загрязняющих веществ в атмосферу. И их "вклад" оказывается немалым: с терриконов в воздух выбрасывается более 65 тысяч тонн загрязняющих веществ или 4,1% от всех выбросов по области. Точно так же в тушении нуждаются 132 природных отвала некоторых угольных шахт, которые тоже горят и выбрасывают в виде дыма изрядную "дозу" вредных веществ.

Впрочем, не все так  безнадежно в регионе, есть и положительные  тенденции. По итогам прошлого года, например, было выполнено 11 природоохранных мероприятий, среди которых - реконструкция некоторых  предприятий и установка очистных сооружений. А некоторые предприятия разрабатывают и уникальные проекты. Так, "Донбассэнерго" работает над установкой очистного электрофильтра по стандартам ЕС, что на сегодняшний день является первым и пока единственным подобным проектом в странах СНГ. Также на "Донбассэнерго" разрабатываются методы очистки дымовых газов, предлагается достаточно революционное решение проблем с некачественным топливом.

В целом, несмотря на резкое снижение объемов производства, заострение экологических проблем, сложную  демографическую ситуацию, Донецкий экономический район имеет значительный потенциал для решения этих кризисных процессов и постепенной активизации развития хозяйственного комплекса.

Донецкий регион обладает огромным количеством перспектив и  возможностей для дальнейшего развития экономики региона и государства. Нельзя не отметить "Программу-2020". В результате предпринятых усилий в течение 2000-2002 годов Донецкой облгосадминистрацией совместно с Национальной академией наук Украины, при участии широкого круга научных организаций региона и ведущих специалистов промышленных предприятий была разработана Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года (далее - Программа-2020). Благодаря существованию национальных научных кадров, хорошо знающих структуру, проблемы и перспективы развития промышленного производства Донецкой области, в течение двух лет (2000-2002 гг.) была разработана первая в Украине программа инновационного развития регионального уровня, которая предусматривает реализацию системы мероприятий по формированию инновационной модели развития экономики Донецкой области на основе ускоренного роста научно-технического и производственного потенциалов региона.

В рамках Программы-2020 планируется:

- формирование наукоемких производственных процессов для приоритетных отраслей экономики;

- разработка ресурсо-, энергосберегающих и экологически чистых технологий;

- разработка современных информационно-индустриальных технологий и техники для электроэнергетики, машиностроительной, а также легкой, пищевой и других отраслей с быстрым оборотом капитала;

- разработка техники и технологий комплексного использования минерального сырья и промышленных отходов;

- внедрение высокорентабельных инновационно-инвестиционных проектов, которые способны обеспечить устойчивое развитие, быструю окупаемость вложенного и накопление собственного капитала, положить начало прогрессивным изменениям в структуре производства и тенденциях его развития;

- создание конкурентоспособных обрабатывающих производств с соответствующим научным сопровождением, технологическое и техническое обновление базовых отраслей экономики;

- содействие созданию и функционированию на территории области технопарков и других инновационных структур;

- подготовка специалистов и научных работников по приоритетным направлениям научно-технологического развития;

- создание новой системы управления развитием производительных сил региона по инновационной модели развития экономики.

В течение 2000-2003 годов была сформирована база научно-технических проектов Программы-2020. Экспертиза данных научно-технических проектов показала высокий инновационный потенциал отечественных научных разработок и возможность создания на их основе конкурентоспособных промышленных технологий.

Реализация Программы-2020 предусматривает  три этапа:

- 2002-2005 годы - первый этап - создание экономических и инфраструктурных основ перехода к инновационной модели развития.

- 2006-2010 годы - второй этап - формирование новых сфер спроса, внедрение новейших научно-технических достижений.

- 2011-2020 годы - третий этап - период комплексного научно-технического и социально-экономического развития области.

На протяжении первого этапа  облгосадминистрацией был решен  ряд вопросов по формированию на областном  и местном уровнях организационных  структур, необходимых для реализации Программы-2020.

По видам экономической деятельности более восприимчивыми к нововведениям  являются предприятия по производству кокса и продуктов нефтепереработки (25% общего количества предприятий области), машиностроения (20,4%), металлургического производства и производства готовых металлических изделий (17,9%), производства прочей неметаллической минеральной продукции (15,6%). Вместе с тем в легкой промышленности нововведениями занималось только 4,2% предприятий, в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 2,7%, в отрасли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых - 1,8%. Вовсе не внедряли инновации предприятия по обработке дерева и производства изделий из дерева.

Мощное индустриальное развитие Донецкого  экономического района, близость важных сырьевых баз, выход к Азовскому морю способствовали тесному привлечению общественно-хозяйственного комплекса региона к внешнеэкономической деятельности. К крупнейшим импортерам района принадлежат: "Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича", комбинат "Азовсталь", АО "Концерн Стирол", "Харцизский трубный завод", "Алчевский металлургический комбинат". Товарная структура как экспорта, так и импорта региона имеет выраженную сырьевую ориентацию. К основным видам экспортированной продукции принадлежат черные металлы и изделия из них, наибольшую долю в импорте составляют энергоносители, в первую очередь, природный газ, нефть и нефтепродукты.

В географической структуре экспортно-импортных  операций преобладают Китай, США, Тайвань, Турция, но главным торговым партнером района традиционно остается Российская Федерация, доля которой во внешнем обороте составляет больше 30%.

Развитие внешнеэкономических связей Донбасса на современном этапе несколько замедляется. Так, значительно тормозят организацию экспортных связей антидемпинговые операции, которые проводятся против предприятий черной металлургии района компаниями-конкурентами из США и Европы. В свою очередь ряд протекционистских мер (квоты, лицензии) применяет к продукции черной металлургии и трубного производства Российская Федерация.


Информация о работе Проблемы и перспективы развития Донецкого региона