Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:22, реферат
Донецкий экономический район - мощный межрегиональный территориально-производительный комплекс, который включает в свой состав Донецкую и Луганскую области. Он является неотъемлемой частью экономического потенциала Украины. Выгодное географическое положение, близость источников сырья и рынков сбыта продукции, многоотраслевая промышленность, развитая сеть транспортных коммуникаций, высокая плотность населения района выделяют его среди других экономических районов страны. Занимая 8,8% территории, Донецкий регион производит 25% объема промышленной и 8.0% объема сельскохозяйственной продукции страны. В регионе наибольшая плотность городского населения, наименьшая - сельского, наибольший промышленный потенциал и в то же время наименьшая плотность сельского расселения.
Транспортный комплекс
Выгодное географическое положение района, размещение на пересечении транспортных путей из Закавказья, Средней Азии и России в Европу, значительное промышленное освоение способствуют развитию его транспортной сети. Характерным для района является интенсивное развитие основных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного. Именно транспорт, главным образом, железнодорожный, обеспечивает активное участие района в территориальном разделении труда, поэтому плотность транспортной сети тут максимальная в Украине.
Регион имеет одну из самых густых сетей железных дорог в Украине. По территории района проходят магистральные газопроводы "Союз", Ставрополь - Москва, нефтепроводы Самара - Славянск и Грозный - Лисичанск. Большим предприятием морского транспорта является АО "Азовское морское пароходство", которое осуществляет перевозку грузов собственным и арендованным флотом между портами Украины и других государств. Мощным морским портом на Азовском море является Мариуполь - большой транспортный узел и база для суден Азовского морского пароходства. Воздушный транспорт представлен двумя авиапредприятиями в Донецке и Луганске, а аэропорты Донецка, Лисичанска, Луганска и Северодонецка имеют международный статус.
Главными направлениями развития транспортной отрасли Донбасса являются: обновления и рационализация подвижного состава согласно с изменениями грузо- и пассажиропотоков, газификация автомобильного парка, реконструкция железных дорог и автодорог международного значения для увеличения их пропускной способности, обеспечения материально-техническими ресурсами.
3. Проблемы и перспективы развития Донецкого региона
Основной проблемой социально-экономического развития Донецкого региона остается высокая концентрация промышленного производства. Это обусловило наибольшую в стране урбанизацию территорий и одну из сложнейших экологических ситуаций, хотя и способствовало высокому развитию производительных сил района в границах Украины. Заострение этой проблемы проходило под влиянием природно-экономических и исторических причин, а также в результате структурной политики, которая проводится в последнее время. Согласно с этой политикой капитальные вложения в основном ориентируются на отрасли специализации района, которые играют важную роль в международном разделении труда, то есть в первую очередь, в тяжелую промышленность. Для повышения эффективности функционирования общественно-хозяйственного комплекса Донецкого экономического района необходимо провести комплексную реструктуризацию и техническое переоснащение угольной промышленности, техническую реконструкцию таких базовых отраслей, как черная и цветная металлургия, химическая промышленность, машиностроение и электроэнергетика.
Для ликвидации отраслевых диспропорций в развитии промышленности необходимо наращивать мощность легкой и пищевой промышленности.
Несмотря на высокие экономические показатели, Донецкий регион испытывает множество проблем. Среди них: долги, сворачивание производства, низкий уровень жизни населения. Среднемесячная зарплата в регионе составляет в среднем около 1500, долг по ней достигает 726,3 млн. грн. Донецкая область занимает 20-е место в Украине по оплате электроэнергии, и последнее по газу. По данным исследования донецкого информационно-аналитического центра, 2/3 жителей области - малообеспеченные. Их средний ежемесячный заработок составляет от 300 до 700 грн.
Также важнейшей проблемой региона является неблагополучная экологическая ситуация. Именно Донбасс является самым загрязненным регионом Украины. Источник выбросов - всевозможные предприятия металлургической, угледобывающей отраслей, производство электроэнергии, химической и нефтехимической промышленности, производство кокса. Область обеспечивает каждую вторую тонну добычи угля в Украине, 45% производства чугуна, 44% стали, 47% проката черных металлов, шестую часть стальных труб, больше половины кокса, почти четверть минеральных удобрений. И, согласно этим показателям, распределяется количество выбросов в атмосферу региона. Наибольшие объемы выбросов имеют предприятия черной металлургии (468,9 тыс. тонн, или 29,7%), подземной добычи каменного угля (465,1 тыс. тонн, или 29,4%), производства электроэнергии тепловыми электростанциями (346,6 тыс. тонн, или 21,9%) и производства коксопродуктов (73,4 тыс. тонн, или 4,6%). Самым грязным городом Донецкого региона, да и всей Украины в целом, можно по праву считать Мариуполь, на который приходится 401,6 тыс. тонн, или 25,4% всех выбросов Донбасса. На втором месте - Донецк (161,1 тыс. тонн, или 10,2%), на третьем - Дебальцево (117,8 тыс. тонн, или 7,5%). Не менее грязными оказались и остальные города, поселки и районы региона, что влечет за собой необратимые последствия.
Прежде всего, стоит
отметить, что в области не все
благополучно в сфере соблюдения
экологической безопасности. Например,
из 30-ти мартеновских печей, которые
находятся сегодня в эксплуатац
Еще одной большой проблемой Донбасса являются его пресловутые терриконы, которые многие называют "донецкими горами". Мало кто догадывается, что они довольно пагубно влияют на атмосферу. Так, из 125-ти существующих терриконов 60 горят и, естественно, тоже "участвуют" в выбросе загрязняющих веществ в атмосферу. И их "вклад" оказывается немалым: с терриконов в воздух выбрасывается более 65 тысяч тонн загрязняющих веществ или 4,1% от всех выбросов по области. Точно так же в тушении нуждаются 132 природных отвала некоторых угольных шахт, которые тоже горят и выбрасывают в виде дыма изрядную "дозу" вредных веществ.
Впрочем, не все так
безнадежно в регионе, есть и положительные
тенденции. По итогам прошлого года, например,
было выполнено 11 природоохранных мероприятий,
среди которых - реконструкция некоторых
предприятий и установка
В целом, несмотря на резкое снижение объемов производства, заострение экологических проблем, сложную демографическую ситуацию, Донецкий экономический район имеет значительный потенциал для решения этих кризисных процессов и постепенной активизации развития хозяйственного комплекса.
Донецкий регион обладает огромным количеством перспектив и возможностей для дальнейшего развития экономики региона и государства. Нельзя не отметить "Программу-2020". В результате предпринятых усилий в течение 2000-2002 годов Донецкой облгосадминистрацией совместно с Национальной академией наук Украины, при участии широкого круга научных организаций региона и ведущих специалистов промышленных предприятий была разработана Программа научно-технического развития Донецкой области на период до 2020 года (далее - Программа-2020). Благодаря существованию национальных научных кадров, хорошо знающих структуру, проблемы и перспективы развития промышленного производства Донецкой области, в течение двух лет (2000-2002 гг.) была разработана первая в Украине программа инновационного развития регионального уровня, которая предусматривает реализацию системы мероприятий по формированию инновационной модели развития экономики Донецкой области на основе ускоренного роста научно-технического и производственного потенциалов региона.
В рамках Программы-2020 планируется:
- формирование наукоемких производственных процессов для приоритетных отраслей экономики;
- разработка ресурсо-, энергосберегающих и экологически чистых технологий;
- разработка современных информационно-индустриальных технологий и техники для электроэнергетики, машиностроительной, а также легкой, пищевой и других отраслей с быстрым оборотом капитала;
- разработка техники и технологий комплексного использования минерального сырья и промышленных отходов;
- внедрение высокорентабельных инновационно-инвестиционных проектов, которые способны обеспечить устойчивое развитие, быструю окупаемость вложенного и накопление собственного капитала, положить начало прогрессивным изменениям в структуре производства и тенденциях его развития;
- создание конкурентоспособных обрабатывающих производств с соответствующим научным сопровождением, технологическое и техническое обновление базовых отраслей экономики;
- содействие созданию и функционированию на территории области технопарков и других инновационных структур;
- подготовка специалистов и научных работников по приоритетным направлениям научно-технологического развития;
- создание новой системы управления развитием производительных сил региона по инновационной модели развития экономики.
В течение 2000-2003 годов была сформирована база научно-технических проектов Программы-2020. Экспертиза данных научно-технических проектов показала высокий инновационный потенциал отечественных научных разработок и возможность создания на их основе конкурентоспособных промышленных технологий.
Реализация Программы-2020 предусматривает три этапа:
- 2002-2005 годы - первый этап - создание экономических и инфраструктурных основ перехода к инновационной модели развития.
- 2006-2010 годы - второй этап - формирование новых сфер спроса, внедрение новейших научно-технических достижений.
- 2011-2020 годы - третий этап - период комплексного научно-технического и социально-экономического развития области.
На протяжении первого этапа
облгосадминистрацией был решен
ряд вопросов по формированию на областном
и местном уровнях
По видам экономической
Мощное индустриальное развитие Донецкого экономического района, близость важных сырьевых баз, выход к Азовскому морю способствовали тесному привлечению общественно-хозяйственного комплекса региона к внешнеэкономической деятельности. К крупнейшим импортерам района принадлежат: "Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича", комбинат "Азовсталь", АО "Концерн Стирол", "Харцизский трубный завод", "Алчевский металлургический комбинат". Товарная структура как экспорта, так и импорта региона имеет выраженную сырьевую ориентацию. К основным видам экспортированной продукции принадлежат черные металлы и изделия из них, наибольшую долю в импорте составляют энергоносители, в первую очередь, природный газ, нефть и нефтепродукты.
В географической структуре экспортно-импортных операций преобладают Китай, США, Тайвань, Турция, но главным торговым партнером района традиционно остается Российская Федерация, доля которой во внешнем обороте составляет больше 30%.
Развитие внешнеэкономических связей Донбасса на современном этапе несколько замедляется. Так, значительно тормозят организацию экспортных связей антидемпинговые операции, которые проводятся против предприятий черной металлургии района компаниями-конкурентами из США и Европы. В свою очередь ряд протекционистских мер (квоты, лицензии) применяет к продукции черной металлургии и трубного производства Российская Федерация.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития Донецкого региона