Проблемы и перспективы развития государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:04, реферат

Описание

Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны, как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Работа состоит из  1 файл

проблемы и перспективы.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РК

УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему:

 

Проблемы и перспективы государственного регулирования экономики

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

гр. Э-224

Меркулова Наталья

 

 

 

 

 

 

 

Алматы 2011

Введение

Проблема государственного вмешательства в экономику считается основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная.

В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг.

Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны, как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться по порядку. Любые действия целесообразно оценивать с точки зрения задач и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми.                                      

Итак, активизация роли государства в управлении экономикой в условиях современного Казахстана приобретает ключевое значение. От этого во многом зависят дальнейшее развитие страны, возможность ее выхода из тяжелейшего общественного кризиса, судьба социально - экономических реформ, перспективы создания экономической системы, обеспечивающей динамический и эффективный рост экономики и достойный уровень благосостояния народа. Важно принять во внимание как общие тенденции мирового развития, связанные с существенными изменениями роли и функций государства, так и специфические особенности нашей страны, ее традиции и нынешние исходные условия.

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.

Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остаётся остро дискуссионным вопросом экономической науки.

 

 

 

 

 

Экономическая политика в Казахстане

В условиях Казахстана наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике.

Системные  экономические преобразования в Казахстане за го­ды независимости можно объе­динить в несколько этапов.

Первый этап охватывает пе­риод с 1992г. по ноябрь 1993г., - начало коренной трансформа­ции экономических отношений в условиях отсутствия собственной валюты. Экономика республики в этот период во многом зависе­ла от решений, принимаемых в России, Правительство Казахста­на практически не имело рыча­гов влияния на макроэкономи­ческую политику. Высоких тем­пов достигла инфляция. Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составлял в конце 1992г. 3060%, 1993г. - 2265%.

Второй этап рыночных пре­образований в стране начался с введения в ноябре 1993г. нацио­нальной валюты и формирова­ния собственной макроэкономи­ческой политики. Он характери­зовался созданием нормативно-правовой базы, регулировавшей отношения в области налогооб­ложения, бюджетной и банков­ской сферах, внешнеэкономиче­ской деятельности, в том числе привлечения иностранного капитала и таможенного дела, разви­тия рынков и рыночной инфра­структуры. В результате прове­дения достаточно жесткой анти­инфляционной политики уда­лось добиться первых сущест­венных результатов по финансо­вой стабилизации, довести ин­декс потребительских цен (к де­кабрю предыдущего года) до 1258% в 1994г., 160,3% - в 1995г. и 128,7% - в 1996г., отно­сительно укрепить валютный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, стабилизировать и не­сколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслей промышленности.

Главным результатом второго этапа реформ стала принципи­ально новая экономическая си­туация, в результате которой процесс трансформации адми­нистративно-командной эконо­мики в рыночную принял нео­братимый характер на основе    ключевых системных преобразо­ваний. К их числу можно отнести следующие.                  

Было осуществлено сокращение форм государственной регла­ментации хозяйственной жизни наряду со все более расширив­шимся использованием рыноч­ных регуляторов социально-эко­номических процессов, либера­лизацией внешнеэкономической деятельности, открытием страны для иностранного капитала, обеспечением относительно ста­бильного валютного режима, развитием биржевой торговли. Началась практическая реализация принципов свободного це­нообразования с использовани­ем механизма государственного регулирования по весьма огра­ниченному кругу продукции, ра­бот и услуг.

Изменилась общая экономичес­кая среда, начали создаваться условия для развития рыночно ориентированных хозяйственных структур, становления и расши­рения основ многоукладной эко­номики, формирования эффек­тивных и ответственных собст­венников, путем проведения широкомасштабной приватиза­ции. Также происходило разви­тие предпринимательства, мало­го и среднего бизнеса, в респуб­лике формировалась среда здо­ровой рыночной конкуренции.

За короткий срок в экономике республики сформи­ровалась основа рыночной ин­фраструктуры, включающая сеть банков, инвестиционных и стра­ховых компаний, бирж, ауди­торских фирм и других объек­тов, призванных обслуживать хозяйствующие субъекты, помо­гать им в сбыте произведенной продукции, повышении надеж­ности  функционирования  и уменьшении коммерческих рис­ков. Расширялось и совершенст­вовалось законодательство, ре­гулирующее отношения на рын­ках труда, капитала и товаров. Развитие торговли, финансово-кредитных и других институтов рыночной экономики обуслови­ло соответствующие сдвиги в структуре производства валово­го внутреннего продукта (ВВП) страны, где последовательно рос удельный вес стоимости услуг.

Трансформация экономической системы позволила в достаточно короткий срок сба­лансировать спрос и предложе­ние и достигнуть определенного равновесия на потребительском рынке. На рынке товаров потре­бительского назначения обеспе­чено необходимое насыщение.

Успехом завершились предпри­нятые государством меры по до­стижению финансовой стабили­зации, что нашло отражение в снижении темпов инфляции и процентных ставок финансового рынка (в течение 1995г. ставка рефинансирования Националь­ного банка снизилась в 3 раза, составив к концу года 52,5%), динамично увеличивались золо­товалютные резервы государст­ва, продемонстрировал относи­тельную устойчивость курс наци­ональной валюты. Положитель­ные тенденции развития эконо­мики нашли отражение в пока­зателях сальдо внешнеторгового оборота и дефицита государст­венного бюджета, финансирова­ние которого стало осуществ­ляться неинфляционными мето­дами. Наметились тенденции стабилизации производства в ряде отраслей промышленности.

Второй этап реформирования экономики, ввиду осуществлен­ных коренных институциональ­ных преобразований, заложил основу для стабилизации и фор­мирования положительных тен­денций в развитии социально-экономических процессов наци­ональной экономики.

Третий этап экономических преобразований (1998-2003гг.) характеризуется относительной стабильностью положительной динамики основных макроэко­номических показателей (увели­чение ВВП, объемов промыш­ленного производства, инвести­ций). В то же время мировой и российский финансовый кризис 1998-1999гг. оказал негативное влияние на поступательное раз­витие экономики Казахстана. Вследствие   неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на экспортируемые  республикой товары, а также сокращения внешнего спроса на казахстан­скую продукцию в 1999г. было отмечено снижение ВВП страны, а в 2002г. национальная валюта подверглась существенной де­вальвации. Со всей очевиднос­тью проявилась зависимость экономики республики от коле­баний цен на мировых товарно-сырьевых рынках и экономичес­кой ситуации в других государ­ствах. Актуализировались про­блемы развития обрабатываю­щей промышленности, поддерж­ки отечественных товаропроиз­водителей и малого бизнеса, углубления структурных реформ экономики, направленных на преодоление сырьевой ориента­ции хозяйственного комплекса.

Решение данных проблем на­шло свое выражение в сущест­венном углублении институцио­нальных преобразований на третьем этапе реформ. Значи­тельно расширилась норматив­но-правовая база экономичес­ких процессов, был принят ряд программных документов, спо­собствующих развитию наиболее значимых сфер экономики, предприняты меры по прибли­жению хозяйственной среды к стандартам развитого рынка. В Республике Казахстан, одной из первых среди республик бывше­го СССР, стали осуществляться структурные преобразования от­дельных, наиболее значимых, прежде всего в социальном пла­не, сфер экономики:

- создание принципиально новой пенсионной системы, ориентированной на персонализацию  пенсионных  средств граждан в системе накопитель­ных фондов, выполняющих, кроме того, функцию мощных национальных инвестиционных институтов;

- переход на рыночные меха­низмы в сфере жилищно-коммунального хозяйства с полной оп­латой потребителями стоимости услуг, наряду с совершенствова­нием системы государственной поддержки малообеспеченных граждан;

- внедрение рыночных меха­низмов в здравоохранении и образовании, стимулирование развития частного сектора в этих сферах;

совершенствование про­цессов приватизации и управле­ния государственной собствен­ностью;

- принятие комплекса мер по поддержке отечественных това­ропроизводителей и развитию импортозамещения, что позво­лило начать восстановление предприятий обрабатывающей промышленности;

- углубление реформ в фи­нансовой сфере, направленное на дальнейшее укрепление оте­чественного банковского сектора и вовлечение в инвестиционные процессы средств населения (со­здание фонда гарантирования вкладов в банках второго уров­ня, реформы на страховом рын­ке);

- решение о формировании Национального фонда Республи­ки Казахстан, позволяющего снизить зависимость страны от неблагоприятных изменений це­новой конъюнктуры мировых рынков;

- создание Банка развития с целью расширения практики долгосрочного кредитования ин­вестиционных проектов;

- принятие нового Налогово­го кодекса, который формирует налоговую систему, направлен­ную на стимулирование отечест­венных производителей и ожив­ление экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы обеспечения экономического роста в рамках долгосрочной программы "Казахстан 2030"

Работа Президента нашей страны Н.А. Назарбаева "Казахстан 2030" опубликованная  в октябре 1997 года вызвала большой резонанс в нашем обществе.

В Послании были даны наметки научного анализа реальных шагов углубления рыночных преобразований с учетом  того, что исторически Казахстан является сердцевиной Евразийского континента. Нам предоставлена судьбой задач огромной важности - возродить древнее государство казахов тесном содружестве со всеми представителями наций народностей, населяющих территорию Казахстана, и использовать  геополитические позиции Казахстана для динамичного  экономического роста, духовного возрождения народа.

В Послании Главы государства отмечены не только целесообразность средства достижения ближайших задач, но и конкретно указаний стратегические направления развития Казахстана на будущее столетие. Нам представляется, что, консолидируя все группы населения Казахстана в определении общественного сознания   практической деятельности по выполнению стратегических планов  развития цивилизованного общества по пути рыночных преобразований, в Послании определены основные идеи направления, пути и средства их достижения. В этой связи перед творческой интеллигенцией Казахстана стоят огромные задачи подготовке кадров и переподготовке профессиональных специалистов на основе мировых стандартов образования. Для этого в Казахстане есть богатейший экономический потенциал и, прежде всего, научно-техническая интеллигенция и кадры рабочих.

Среди идей Послания хотелось бы отметить и проблему государственного управления рыночными преобразованиями Общеизвестно, что успехи всяких реформ в конечном итоге решаются сформированной системой кадров управления  (менеджеров) и институциональных звеньев государственного управления. В этом смысле в Президентском Послании отмечены пути рационализации Государственного управления, достижения сбалансированности всех ветвей власти. Исходя из идеи народовластия и государственности Казахстана и в Президентском  Послании намечены контуры дальнейшего укрепления правовым основ, ответственности государственных органов перед народом.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития государственного регулирования экономики