Проблемы и перспективы развития экономики Бразилии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: проанализировать проблемы и перспективы развития экономики Бразилии, выявить тенденции её современного развития.
Для достижения данной цели в работе нужно решить следующие задачи:
•рассмотреть составляющие экономики Бразилии, её характеристики;
•раскрыть особенности экономического развития и основные черты;
•изучить и выявить проблемы внешнеэкономических связей, предложить пути их решения;
•рассмотреть тенденции и перспективы развития, исследовать Российско-Бразильское внешнеторговое сотрудничество, в особенности сотрудничество с Дальневосточным регионом;
•раскрыть вопрос участия России и Бразилии в Экономическом союзе БРИКС.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика Бразилии 6
2. Российско-Бразильское внешнеторговое сотрудничество 14
2.1. Внешняя торговля между Россией и Бразилией 14
2.2. Внешняя торговля между Дальним Востоком Россиии и Бразилией 20
3. Участие России и Бразилии в Экономическом союзе БРИКС (Бразилия - Россия - Индия -Китай) 23
3.1. Общая характеристика союза БРИКС 23
3.2. БРИКС- основные тенденции и перспективы сотрудничества 33
Заключение 39
Список использованных источников 40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 464.24 Кб (Скачать документ)

Это предположение оправдалось  довольно быстро, когда в сентябре 2006 и 2007 гг. Нью-Йорке состоялись первая и вторая встречи министров иностранных  дел четырех государств стран – участников БРИК. Была достигнута договоренность о постепенном развитии сотрудничества в этом формате, в частности в сфере торговли, экономики, по вопросам мировой финансовой системы.

Структура неформального сотрудничества стран к 2006 гг. имела уже целый  ряд организационных разработок и концепций сотрудничества , которые, как показала практика, были затем успешно использованы в БРИК [11].

В таблице будут представлены основные итоги сотрудничества стран БРИК/БРИКС  в период с 2006 по 2012 год.

 

 

Таблица 9

Итоги сотрудничества стран  БРИК/БРИКС в период с 2006 по 2012 год

Дата проведения

Место проведения

Формат проведения

Участники

Итоги

20 сентября 2006 г.

Нью-Йорк (США)

встреча

Министры иностранных дел России, Бразилии, Китая и министр обороны Индии

Участники выразили заинтересованность в развитии многопланового сотрудничества в четырехстороннем формате.

24 сентября 2007 г.

Нью-Йорк (США)

встреча

Министры иностранных дел России, Бразилии, Китая , Индии

Принято решение о создании консультативного механизма заместителей министров иностранных дел и проведении регулярных четырехсторонних контактов

16 мая 2008 г.

Екатеринбург (Россия)

встреча

Главы внешнеполитических ведомств БРИК.

Приняты совместные коммюнике, отражающее общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития.

9 июля 2008 г.

Тояко (Япония)

встреча

Президенты России, Бразилии, премьер-министр Индии, председатель КНР

Намерение участников укреплять взаимное сотрудничество, распространяя его прежде всего на сферу международных финансово-экономических отношений. Был также дан политический импульс развитию диалога по проблемам национальной и международной безопасности.

25 сентября 2008 г.

Нью-Йорк (США)

встреча

Министры иностранных дел России, Бразилии, Китая , Индии

Поднятие вопроса проблематики глобального финансового кризиса и вопросов взаимодействия в рамках ООН.

7 ноября 2008 г.

Сан-Паулу (Бразилия)

Встреча

Министры финансов стран  БРИК

Принято совместное коммюнике, отражающее общие подходы стран «четверки» к актуальным вопросам мировой экономики и глобальных финансов.

13 марта 2009 г.

Хоршем (Великобритания)

Встреча

Министры финансов стран  БРИК, главы Центробанков стран БРИК

Утверждена  позиция России, Китая, Бразилии и Индии по ключевым вопросам повестки дня «Группы двадцати»

28-30 мая 2009 г.

Москва (Россия)

Закрытая встреча

Представителей стран БРИК, курирующих вопросы безопасности.

Итоги остались «за кадром»

16 июня 2009 г.

Екатеринбург (Россия)

1й полнофор-матный саммит

Представители стран БРИК

Принято совместное Заявление лидеров. В нем определены цели деятельности объединения: развитие «последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между нашими странами. обнародовано министерское заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности.

1-2 сентября 2009 г.

Казань (Россия)

Междуна-родная конференция

Представители стран БРИК

Подписано совместное коммюнике, в котором руководители конкурентных ведомств стран БРИК высказали готовность к дальнейшему обмену мнениями по различным вопросам развития конкурентной политики и правоприменения в четырехстороннем формате и договорились об организации на регулярной основе Международной конференции.

4 сентября 2009 г.

Лондон (Англия)

Заседание

Министры финансов и руководители центральных банков стран БРИК

Обозначены общие подходы стран БРИК к преодолению финансово-экономического кризиса и реформе международных финансовых институтов.

24 сентября 2009 г.

Нью-Йорке (США)

Встреча

Министры иностранных  дел стран БРИК

Согласование общих для всех четырех стран подходов к актуальным проблемам мирового развития, продовольственной и энергетической безопасности, преодолению последствий глобального финансово-экономического кризиса, противодействию изменению климата.

3 октября 2009 г.

Стамбул (Турция)

Совеща-ние МВФ и Всемирного Банка, встреча

Министры финансов стран БРИК.

Поднятие вопроса проблематики реформирования международных финансовых институтов.

22 февраля 2010 г.

Нью-Йорк (США)

Встреча

Главы статистических ведомств стран БРИК.

Подготовка совместной статистической публикации, а также перспективы  дальнейшего взаимодействия, обмен  опытом в реализации масштабных статистических проектов.

1-12 марта 2010 г.

Бразилиа (Бразилия)

Междуна-родная конферен-ция

Судьи первой инстанции стран  БРИК

Утвержден «Протокол о  намерениях о сотрудничестве в правовой сфере между Верховными Судами стран БРИК»

26 марта 2010 г.

Москва (Россия)

Встреча

Министры сельского хозяйства  стран БРИК

Принята «итоговая Декларация встречи». В ней зафиксированы решения  о создании общей информационной базы для анализа состояния продовольственной  безопасности стран БРИК и координации  работы по формированию национальных запасов продовольствия.

15 апреля 2010 г.

Бразилиа (Бразилия).

2й полнофор-матный саммит

Политические лидеры стран БРИК

Приняты совместное «Заявление лидеров» и неофициальный документ о дальнейшем развитии сотрудничества. Объявлено о выпуске странами БРИК совместного статистического сборника с данными по каждой из четырех стран, который будет переиздаваться ежегодно. В присутствии лидеров состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК

3-4 июня 2010 г

Пусан (Республика Корея)

Перегово-ры

Руководители финансовых ведомств стран БРИК

Согласованы подходы к  реформированию МВФ, введение дополнительного  налогообложения на банки.

21 сентября 2010 г.

Нью-Йорк (США)

Встреча

Министры иностранных  дел стран БРИК

Укрепление всестороннего сотрудничества государств БРИК и ведущих развивающихся  стран в посткризисный период, расширения состава БРИК посредством  присоединения к союзу ЮАР.

22 октября 2010 г.

Кенджу (Республика Корея)

Перегово-ры

Министры финансов и председатели центральных банков стран БРИК

Согласованы позиции и скоординированы  совместные действия по ряду ключевых вопросов проведения Сеульского саммита.

14 апреля 2011

Санья (Китай)

3й полнофор-матный саммит

Политические лидеры стран  БРИКС

Принята декларация, в которой содержится оценка основных аспектов сотрудничества стран объединения. В присутствии  участников саммита также подписано  соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма  БРИКС.

28-29 марта 2012

Нью-Дели  

4й полнофор-матный саммит

Политические лидеры стран  БРИКС

Предположение о  возможности создания совместного банка развития и  механизмов сближения своих фондовых площадок, трансформации БРИКС в  полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики  и политики. Идея создания нового всемирного банка и постепенного отказа от евро и доллара в расчетах между  странами, укрепления национальных валют.


На основе источников [11;14;16]

 

 

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что сотрудничество стран в таком  формате очень плодотворно и  развивается быстрыми темпами.

В 2011 г. торговля РФ с КНР и Бразилией взросла на 50,3 % и почти 29 % соответственно. А торговля Китая с Индией, Бразилией, ЮАР увеличилась в 2011 г. соответственно на 42,4 %, 47,5 и 59,5 % [14].

Динамика ВВП на душу населения  в странах БРИК, в период с 1998 по 2011 годы заметно увеличилась, особенно в период с 2005 по 2011 годы (период активного  сотрудничества). Результаты представлены на графике.

 

 

График 1

Динамика ВВП на душу населения  в странах БРИК в 1998—2011 годах, в долларах США

Источник: Википедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/

 

Члены БРИКС характеризуются  как наиболее быстро развивающиеся  крупные страны. Выгодное положение  этим странам обеспечивает наличие  в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов: Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией, Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов,  Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы, Китай - обладатель дешёвых трудовых ресурсов, Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые  опираются экономики этих стран. Высокая численность населения  стран обусловливает дешевизну  труда в них и, соответственно, высокие темпы экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

В условиях кризиса страны БРИКС смогли достичь дальнейшей консолидации, укрепили и расширили форматы своего многостороннего сотрудничества. Эти форматы уже сегодня включают широкий спектр направлений — от саммитов руководителей государств и регулярных встреч глав профильных министерств и ведомств до совещаний специальных представителей, развития сотрудничества в области науки, техники, культуры, гражданского общества и спорта, налаживания взаимодействия на уровне регионов.

Для России БРИКС — один из фокусов ее внешней политики и дипломатии. Наша страна вполне может стать своего рода идеологом этой группировки, предлагающим конкретные пути ее развития. Москва могла бы играть роль связующего моста между развитыми и растущими рыночными экономиками. Это тем более важно, что сегодня страны БРИКС становятся крупнейшими донорами, в том числе и для государств «еврозоны», которые, как известно, переживают затяжной финансовый кризис.

3.2. БРИКС - основные перспективы, тенденции и проблемы сотрудничества

 

 

С точки зрения целей и  главных направлений деятельности БРИК, которые в документах «четверки» формулируются как обсуждение ключевых вопросов международной жизни, это  событие имеет весьма значение большее, чем простой технический шаг. Отныне, с включением в структуру одной из наиболее заметных стран Африки, «пятерка» БРИКС, в том числе по формально-географическому признаку усиливает свое глобальное наполнение. Тем самым, по меньшей мере потенциально, возрастают ее возможности и влияние, увеличивается поле взаимодействия по широким вопросам глобальной и региональной политики.

Кроме того, расширяются функции БРИКС, как существенного фактора в области структурирования современных международных отношений. Идет продвижения к более рациональному экономическому и политическому миропорядку, поиску адекватных ответов на традиционные и новые вопросы, включая влияние кризиса процесса глобализации [1].

Но, разумеется, расширенный  формат это не только возможности, но и вызовы. Речь идет не только о том, что в ареал деятельности БРИКС  могут быть вовлечены дополнительные вопросы, но и о новых акцентах в дискуссиях относительно общих  черт и различий между странами данной структуры и вытекающих отсюда перспективах ее развития.

В фокусе таких дискуссий  находится, как правило, вопрос о  соотношения факторов, способствующих интеграции стран БРИК (БРИКС) и, напротив, разделяющих их, делающих таким образом  общую повестку малореальной. Иными  словами, речь идет, с одной стороны  об импульсах и предпосылках взаимодействия, с другой о лимитах и ограничениях.

Споры среди экспертов  и политиков по этому поводу продолжаются и ныне: уже после объявления о  вступлении ЮАР в БРИК, вновь давались оценки. И хотя число скептиков по мере продвижения сотрудничества уменьшается, будет не лишним еще раз остановиться на этом вопросе, взвесив аргументы сторон.

В свою очередь, с будущим  БРИК (БРИКС) тесно связаны подходы, которых придерживаются в отношении  этого формата отдельные страны «пятерки», в частности Китай, в  последние годы демонстрирующий  наиболее высокую и устойчивую динамику развития и превращающийся в державу  глобального порядка. Перед освещением основных в данной статье вопросов было бы уместно чуть более подробно обратиться к краткой пока истории  и эволюции концепции БРИК (БРИКС) в целом, а также к общей  характеристике роли и места стран  БРИКС на политико-экономической  карте планеты [1].

Понятно, что для анализа  перспектив БРИКС в качестве той  или иной модели взаимодействия весьма актуален вопрос о факторах, сделавших  возможным старт сотрудничества БРИК и благоприятствующих дальнейшему развитию формата, теперь уже БРИКС:

  •       общность, сходство или совпадение позиций по основным проблемам современности;
  •       наличие в каждой из стран сходных по своей общей направленности внутренних и внешних задач возрождения и подъема социально-экономических комплексов, сохранение самоидентичности;
  •      общие, устойчиво высокие, прежде всего, в сравнении со среднемировыми темпы развития;
  •      схожесть подходов к проблемам мирового экономического и валютно-финасового кризиса;
  •      позитивное развитие межгосударственных двусторонних отношений внутри формата БРИК/БРИКС.
  •      совместная заинтересованность в других пересекающихся международных форматах, прежде в сотрудничестве России, Индии и Китая [11].

Но существуют лимиты и ограничения сотрудничества в БРИКС, потому что наряду со сходством, между странами БРИКС существуют и серьезные различия:

  •      особенности географического расположения;
  •      отдаленность Бразилии и ЮАР;
  •      регионального взаимодействия БРИКС;
  •      культурные и религиозные различия, которые могут сказываться, в том числе, на формировании атмосферы необходимого доверия;
  •      особенности избранных моделей внутреннего устройства, способов управления обществом и экономикой;
  •       имеющиеся и потенциальные проблемы двусторонних отношений, в частности ряд нерешенных вопросов китайско- индийских отношений и некоторые другие [11].

Снижение взаимных заинтересованностей  может быть связано с утратой  актуальности тех или иных совместных инициатив. В перспективе, как представляется, формат БРИКС будет формироваться  под разнонаправленным воздействием положительных предпосылок с  одной стороны, и вызовов, лимитов, ограничений с другой.

Особняком стоит группа факторов, которая касается лимитов не столько  на интеграционные возможности структуры  БРИКС, сколько на потенциал и  реальные перспективы ее глобального  влияния и доминирования. Не секрет, что на фоне впечатляющих абсолютных цифр экономического роста и других показателей по ряду позиций страны БРИК, речь о низком уровне стран  «пятерки» [14].

Имея в виду совместные документы, принимавшиеся в формате БРИКС, а также ряд положений, зафиксированных  в последнее время в ходе тех  или иных двусторонних переговоров  внутри формата, можно констатировать, что в руководстве стран-участниц наблюдается высокая степень  согласия по узловым параметрам взаимодействия, включая его цели, принципы и формы.

Особенно важно то, что сотрудничество в БРИКС способствует укреплению международных позиций каждой из участвующих стран.

В заявлениях бразильских  официальных лиц и экспертов  отмечалось, что взаимодействие стран  БРИК может быть вполне жизнеспособным, поскольку, по словам, к примеру, Президента торгово-промышленной палаты Бразилии и России Ж. Рамоса, у стран БРИК много общего [1].

По оценкам наблюдателей, практически вся бразильская политической элиты позитивно воспринимает сотрудничества в БРИК. В то же время среди экспертного сообщества нередки пессимисты. Их аргументы состоят в том, что у стран БРИК слишком разные интересы, проблематична способность группировки стать «новым центром мировой экономики».

Появление и развитие концепции  БРИК, вначале как термина, а затем  как диалогового формата, носит  естественный характер, продиктованный ростом роли и значения стран-участниц на мировой экономической и политической арене, развитием тенденций многосторонности и коллективных подходов к ведению  мировых дел [14].

Между странами БРИКС объективно существуют различия и расхождения. Они, в целом, не препятствуют поиску путей сотрудничества, но нуждаются  в целенаправленном мониторинге.

Наряду с благоприятными, существуют неблагоприятные сценарии развития БРИКС, связанные, в частности, с возможным критическим обострением  проблем между странами-участницами, например, китайско-индийских противоречий.

В наибольшей мере сотрудничество государств БРИКС продвинулось в  финансово – экономическом направлении. Страны БРИКС в последнее десятилетие  Сотрудничество государств БРИКС призвано содействовать скорейшему преодолению  глобального финансового кризиса  и его последствий.

Страны «пятерки» активно  участвуют в работе «Группы двадцати», создание которой стало шагом  к формированию новой, более демократичной системы управления глобальной экономикой и финансами. Группа двадцати, это формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: Аргентины,  Австралии,  Бразилии,  Великобритании,  Германии,  Индии, Индонезии,  Италии, Канады, Китая, Мексики, Турции, России, Саудовской Аравии, США, Франции, ЮАР, Южной Кореи, Японии, а также Европейского союза [11;14].

Взаимодействие стран  БРИКС в международно-политической сфере становится все более важным фактором укрепления всеобщей безопасности. Участники объединения исходят  из того, что международное сообщество должно опираться на политические и  дипломатические, а не на военно-силовые  методы решения конфликтов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики Бразилии