Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 16:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировать проблемы и перспективы развития экономики Бразилии, выявить тенденции её современного развития.
Для достижения данной цели в работе нужно решить следующие задачи:
•рассмотреть составляющие экономики Бразилии, её характеристики;
•раскрыть особенности экономического развития и основные черты;
•изучить и выявить проблемы внешнеэкономических связей, предложить пути их решения;
•рассмотреть тенденции и перспективы развития, исследовать Российско-Бразильское внешнеторговое сотрудничество, в особенности сотрудничество с Дальневосточным регионом;
•раскрыть вопрос участия России и Бразилии в Экономическом союзе БРИКС.
Введение 3
1. Общая характеристика Бразилии 6
2. Российско-Бразильское внешнеторговое сотрудничество 14
2.1. Внешняя торговля между Россией и Бразилией 14
2.2. Внешняя торговля между Дальним Востоком Россиии и Бразилией 20
3. Участие России и Бразилии в Экономическом союзе БРИКС (Бразилия - Россия - Индия -Китай) 23
3.1. Общая характеристика союза БРИКС 23
3.2. БРИКС- основные тенденции и перспективы сотрудничества 33
Заключение 39
Список использованных источников 40
Это предположение оправдалось довольно быстро, когда в сентябре 2006 и 2007 гг. Нью-Йорке состоялись первая и вторая встречи министров иностранных дел четырех государств стран – участников БРИК. Была достигнута договоренность о постепенном развитии сотрудничества в этом формате, в частности в сфере торговли, экономики, по вопросам мировой финансовой системы.
Структура неформального сотрудничества стран к 2006 гг. имела уже целый ряд организационных разработок и концепций сотрудничества , которые, как показала практика, были затем успешно использованы в БРИК [11].
В таблице будут представлены основные итоги сотрудничества стран БРИК/БРИКС в период с 2006 по 2012 год.
Таблица 9
Итоги сотрудничества стран БРИК/БРИКС в период с 2006 по 2012 год
Дата проведения |
Место проведения |
Формат проведения |
Участники |
Итоги |
20 сентября 2006 г. |
Нью-Йорк (США) |
встреча |
Министры иностранных дел России, Бразилии, Китая и министр обороны Индии |
Участники выразили заинтересованность в развитии многопланового сотрудничества в четырехстороннем формате. |
24 сентября 2007 г. |
Нью-Йорк (США) |
встреча |
Министры иностранных дел России, Бразилии, Китая , Индии |
Принято решение о создании консультативного механизма заместителей министров иностранных дел и проведении регулярных четырехсторонних контактов |
16 мая 2008 г. |
Екатеринбург (Россия) |
встреча |
Главы внешнеполитических ведомств БРИК. |
Приняты совместные коммюнике, отражающее общие позиции сторон по актуальным вопросам мирового развития. |
9 июля 2008 г. |
Тояко (Япония) |
встреча |
Президенты России, Бразилии, премьер-министр Индии, председатель КНР |
Намерение участников укреплять взаимное сотрудничество, распространяя его прежде всего на сферу международных финансово-экономических отношений. Был также дан политический импульс развитию диалога по проблемам национальной и международной безопасности. |
25 сентября 2008 г. |
Нью-Йорк (США) |
встреча |
Министры иностранных дел России, Бразилии, Китая , Индии |
Поднятие вопроса проблематики глобального финансового кризиса и вопросов взаимодействия в рамках ООН. |
7 ноября 2008 г. |
Сан-Паулу (Бразилия) |
Встреча |
Министры финансов стран БРИК |
Принято совместное коммюнике, отражающее общие подходы стран «четверки» к актуальным вопросам мировой экономики и глобальных финансов. |
13 марта 2009 г. |
Хоршем (Великобритания) |
Встреча |
Министры финансов стран БРИК, главы Центробанков стран БРИК |
Утверждена позиция России, Китая, Бразилии и Индии по ключевым вопросам повестки дня «Группы двадцати» |
28-30 мая 2009 г. |
Москва (Россия) |
Закрытая встреча |
Представителей стран БРИК, курирующих вопросы безопасности. |
Итоги остались «за кадром» |
16 июня 2009 г. |
Екатеринбург (Россия) |
1й полнофор-матный саммит |
Представители стран БРИК |
Принято совместное Заявление лидеров. В нем определены цели деятельности объединения: развитие «последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между нашими странами. обнародовано министерское заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности. |
1-2 сентября 2009 г. |
Казань (Россия) |
Междуна-родная конференция |
Представители стран БРИК |
Подписано совместное коммюнике, в котором руководители конкурентных ведомств стран БРИК высказали готовность к дальнейшему обмену мнениями по различным вопросам развития конкурентной политики и правоприменения в четырехстороннем формате и договорились об организации на регулярной основе Международной конференции. |
4 сентября 2009 г. |
Лондон (Англия) |
Заседание |
Министры финансов и руководители центральных банков стран БРИК |
Обозначены общие подходы стран БРИК к преодолению финансово-экономического кризиса и реформе международных финансовых институтов. |
24 сентября 2009 г. |
Нью-Йорке (США) |
Встреча |
Министры иностранных дел стран БРИК |
Согласование общих для всех четырех стран подходов к актуальным проблемам мирового развития, продовольственной и энергетической безопасности, преодолению последствий глобального финансово-экономического кризиса, противодействию изменению климата. |
3 октября 2009 г. |
Стамбул (Турция) |
Совеща-ние МВФ и Всемирного Банка, встреча |
Министры финансов стран БРИК. |
Поднятие вопроса проблематики реформирования международных финансовых институтов. |
22 февраля 2010 г. |
Нью-Йорк (США) |
Встреча |
Главы статистических ведомств стран БРИК. |
Подготовка совместной статистической публикации, а также перспективы дальнейшего взаимодействия, обмен опытом в реализации масштабных статистических проектов. |
1-12 марта 2010 г. |
Бразилиа (Бразилия) |
Междуна-родная конферен-ция |
Судьи первой инстанции стран БРИК |
Утвержден «Протокол о намерениях о сотрудничестве в правовой сфере между Верховными Судами стран БРИК» |
26 марта 2010 г. |
Москва (Россия) |
Встреча |
Министры сельского хозяйства стран БРИК |
Принята «итоговая Декларация встречи».
В ней зафиксированы решения
о создании общей информационной
базы для анализа состояния |
15 апреля 2010 г. |
Бразилиа (Бразилия). |
2й полнофор-матный саммит |
Политические лидеры стран БРИК |
Приняты совместное «Заявление лидеров» и неофициальный документ о дальнейшем развитии сотрудничества. Объявлено о выпуске странами БРИК совместного статистического сборника с данными по каждой из четырех стран, который будет переиздаваться ежегодно. В присутствии лидеров состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК |
3-4 июня 2010 г |
Пусан (Республика Корея) |
Перегово-ры |
Руководители финансовых ведомств стран БРИК |
Согласованы подходы к реформированию МВФ, введение дополнительного налогообложения на банки. |
21 сентября 2010 г. |
Нью-Йорк (США) |
Встреча |
Министры иностранных дел стран БРИК |
Укрепление всестороннего |
22 октября 2010 г. |
Кенджу (Республика Корея) |
Перегово-ры |
Министры финансов и председатели центральных банков стран БРИК |
Согласованы позиции и скоординированы совместные действия по ряду ключевых вопросов проведения Сеульского саммита. |
14 апреля 2011 |
Санья (Китай) |
3й полнофор-матный саммит |
Политические лидеры стран БРИКС |
Принята декларация, в которой содержится оценка основных аспектов сотрудничества стран объединения. В присутствии участников саммита также подписано соглашение о финансовом сотрудничестве в рамках межбанковского механизма БРИКС. |
28-29 марта 2012 |
Нью-Дели |
4й полнофор-матный саммит |
Политические лидеры стран БРИКС |
Предположение о возможности создания совместного банка развития и механизмов сближения своих фондовых площадок, трансформации БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой экономики и политики. Идея создания нового всемирного банка и постепенного отказа от евро и доллара в расчетах между странами, укрепления национальных валют. |
На основе источников [11;14;16]
Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что сотрудничество стран в таком формате очень плодотворно и развивается быстрыми темпами.
В 2011 г. торговля РФ с КНР и Бразилией взросла на 50,3 % и почти 29 % соответственно. А торговля Китая с Индией, Бразилией, ЮАР увеличилась в 2011 г. соответственно на 42,4 %, 47,5 и 59,5 % [14].
Динамика ВВП на душу населения в странах БРИК, в период с 1998 по 2011 годы заметно увеличилась, особенно в период с 2005 по 2011 годы (период активного сотрудничества). Результаты представлены на графике.
График 1
Динамика ВВП на душу населения в странах БРИК в 1998—2011 годах, в долларах США
Источник: Википедия [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/
Члены БРИКС характеризуются
как наиболее быстро развивающиеся
крупные страны. Выгодное положение
этим странам обеспечивает наличие
в них большого количества важных
для мировой экономики
Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно, высокие темпы экономического роста.
В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».
В условиях кризиса страны БРИКС смогли достичь дальнейшей консолидации, укрепили и расширили форматы своего многостороннего сотрудничества. Эти форматы уже сегодня включают широкий спектр направлений — от саммитов руководителей государств и регулярных встреч глав профильных министерств и ведомств до совещаний специальных представителей, развития сотрудничества в области науки, техники, культуры, гражданского общества и спорта, налаживания взаимодействия на уровне регионов.
Для России БРИКС — один из фокусов ее внешней политики и дипломатии. Наша страна вполне может стать своего рода идеологом этой группировки, предлагающим конкретные пути ее развития. Москва могла бы играть роль связующего моста между развитыми и растущими рыночными экономиками. Это тем более важно, что сегодня страны БРИКС становятся крупнейшими донорами, в том числе и для государств «еврозоны», которые, как известно, переживают затяжной финансовый кризис.
3.2. БРИКС - основные перспективы, тенденции и проблемы сотрудничества
С точки зрения целей и
главных направлений
Кроме того, расширяются функции БРИКС, как существенного фактора в области структурирования современных международных отношений. Идет продвижения к более рациональному экономическому и политическому миропорядку, поиску адекватных ответов на традиционные и новые вопросы, включая влияние кризиса процесса глобализации [1].
Но, разумеется, расширенный формат это не только возможности, но и вызовы. Речь идет не только о том, что в ареал деятельности БРИКС могут быть вовлечены дополнительные вопросы, но и о новых акцентах в дискуссиях относительно общих черт и различий между странами данной структуры и вытекающих отсюда перспективах ее развития.
В фокусе таких дискуссий находится, как правило, вопрос о соотношения факторов, способствующих интеграции стран БРИК (БРИКС) и, напротив, разделяющих их, делающих таким образом общую повестку малореальной. Иными словами, речь идет, с одной стороны об импульсах и предпосылках взаимодействия, с другой о лимитах и ограничениях.
Споры среди экспертов и политиков по этому поводу продолжаются и ныне: уже после объявления о вступлении ЮАР в БРИК, вновь давались оценки. И хотя число скептиков по мере продвижения сотрудничества уменьшается, будет не лишним еще раз остановиться на этом вопросе, взвесив аргументы сторон.
В свою очередь, с будущим БРИК (БРИКС) тесно связаны подходы, которых придерживаются в отношении этого формата отдельные страны «пятерки», в частности Китай, в последние годы демонстрирующий наиболее высокую и устойчивую динамику развития и превращающийся в державу глобального порядка. Перед освещением основных в данной статье вопросов было бы уместно чуть более подробно обратиться к краткой пока истории и эволюции концепции БРИК (БРИКС) в целом, а также к общей характеристике роли и места стран БРИКС на политико-экономической карте планеты [1].
Понятно, что для анализа перспектив БРИКС в качестве той или иной модели взаимодействия весьма актуален вопрос о факторах, сделавших возможным старт сотрудничества БРИК и благоприятствующих дальнейшему развитию формата, теперь уже БРИКС:
Но существуют лимиты и ограничения сотрудничества в БРИКС, потому что наряду со сходством, между странами БРИКС существуют и серьезные различия:
Снижение взаимных заинтересованностей
может быть связано с утратой
актуальности тех или иных совместных
инициатив. В перспективе, как представляется,
формат БРИКС будет формироваться
под разнонаправленным
Особняком стоит группа факторов, которая касается лимитов не столько на интеграционные возможности структуры БРИКС, сколько на потенциал и реальные перспективы ее глобального влияния и доминирования. Не секрет, что на фоне впечатляющих абсолютных цифр экономического роста и других показателей по ряду позиций страны БРИК, речь о низком уровне стран «пятерки» [14].
Имея в виду совместные документы,
принимавшиеся в формате БРИКС,
а также ряд положений, зафиксированных
в последнее время в ходе тех
или иных двусторонних переговоров
внутри формата, можно констатировать,
что в руководстве стран-
Особенно важно то, что сотрудничество в БРИКС способствует укреплению международных позиций каждой из участвующих стран.
В заявлениях бразильских официальных лиц и экспертов отмечалось, что взаимодействие стран БРИК может быть вполне жизнеспособным, поскольку, по словам, к примеру, Президента торгово-промышленной палаты Бразилии и России Ж. Рамоса, у стран БРИК много общего [1].
По оценкам наблюдателей, практически вся бразильская политической элиты позитивно воспринимает сотрудничества в БРИК. В то же время среди экспертного сообщества нередки пессимисты. Их аргументы состоят в том, что у стран БРИК слишком разные интересы, проблематична способность группировки стать «новым центром мировой экономики».
Появление и развитие концепции
БРИК, вначале как термина, а затем
как диалогового формата, носит
естественный характер, продиктованный
ростом роли и значения стран-участниц
на мировой экономической и
Между странами БРИКС объективно существуют различия и расхождения. Они, в целом, не препятствуют поиску путей сотрудничества, но нуждаются в целенаправленном мониторинге.
Наряду с благоприятными,
существуют неблагоприятные сценарии
развития БРИКС, связанные, в частности,
с возможным критическим
В наибольшей мере сотрудничество
государств БРИКС продвинулось в
финансово – экономическом
Страны «пятерки» активно участвуют в работе «Группы двадцати», создание которой стало шагом к формированию новой, более демократичной системы управления глобальной экономикой и финансами. Группа двадцати, это формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: Аргентины, Австралии, Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Канады, Китая, Мексики, Турции, России, Саудовской Аравии, США, Франции, ЮАР, Южной Кореи, Японии, а также Европейского союза [11;14].
Взаимодействие стран
БРИКС в международно-
Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики Бразилии