Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:44, реферат
В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на продовольственном рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.
Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО
В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом рынке, важнейшим условием эффективной экономической политики на продовольственном рынке является равноправное участие страны в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики зависит от того, насколько эффективно страна может воспользоваться преимуществами этой организации и сгладить негативные последствия вступления в нее экономики страны.
Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, созданная с целью либерализации международ
Сегодня ВТО играет ключевую роль в регулировании международного внешнеторгового оборота. Ее цель – обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования.
Продовольственный рынок страны может как проиграть, так и выиграть от вступления России в ВТО в зависимости от эффективности государственной политики поддержки развития агропромышленного комплекса (АПК) и готовности страны и регионов к внешнеэкономической либерализации.
Основные преимущества вступления России в ВТО для агропромышленного комплекса
Возможные преимущества | Меры по развитию возможных преимуществ |
Возможность развития экспортного потенциала и выхода на мировые рынки для всех отраслей АПК | Поддержка экспортноориентированных отраслей АПК и создание условий для повышения конкурентоспособности тех отраслей АПК, где имеются возможности выхода на внешний рынок. |
Возможности использования географического расположения страны с учетом транспортной логистики для завоевания рынков сбыта. | Организация взаимодействия и тесного сотрудничества со странами Юго-восточной Азии и Ближнего Востока, где наблюдается расширение спроса на продовольственные товары. |
Создание конкурентной среды в сфере банковских услуг. | Привлечение зарубежных банковских структур для кредитования предприятий агропродовольственного комплекса под контролем органов государственной власти. |
Участие России в международном разделении и преодоление дискриминации на мировом рынке | Организация эффективного взаимодействия органов государственной власти и саморегулируемых организаций на основе анализа развития мирового рынка и роста влияния транснационального капитала на экономические отношения. |
Возможность выхода на мировые рынки появится у тех отраслей и участников рынка, которые смогут грамотно воспользоваться рыночной информацией и при этом проявят деловую активность и настойчивость в продвижении отечественного продовольствия на мировые рынки. Кроме того, Россия сможет принять участие в обсуждении и корректировке правил ВТО наравне с другими участниками этой организации.
Географическое расположение страны, способствует развитию конкурентных преимуществ страны по сравнению со многими странами Евросоюза, где практически исчерпаны возможности для выхода на новые рынки сбыта. В настоящее время в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, территориально близко расположенных к России, наблюдается устойчивый рост численности населения, а это новые рынки сбыта и возможности развития экспортного потенциала страны при эффективной государственной внешнеэкономической политике.
В стране до сих пор не создана конкурентная среда в сфере банковских услуг. В настоящее время по этой причине кредитная ставка российских коммерческих банков доходит до 20% годовых, что почти в два раза выше, чем в аналогичных зарубежных кредитных учреждениях. Привлечение иностранных банков позволит снизить процентную ставку за счет развития конкуренции в этой сфере. Но этот процесс должен контролироваться и регулироваться государством в жесткой форме, поскольку это связано с продвижением иностранного продовольствия на российский рынок.
Важным положительным фактором, связанным с присоединением России к ВТО, может стать преодоление дискриминации и равноправное участие страны в международном разделении труда, а в долгосрочной перспективе, членство в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке и интеграции отраслей в мировое хозяйство.
С учетом ограниченных возможностей системы государственной поддержки АПК для России приоритетным представляется совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти, предпринимательских структур и научных учреждений с целью исследования ситуации на мировом рынке и оперативного вмешательства в происходящие процессы.
Что касается негативных последствий, связанных с вступлением России к ВТО и либерализацией экономических отношений на продовольственном рынке в рамках этой организации, то все они концентрируются вокруг двух проблем. Первая из них связана с уровнем государственной поддержки сельского хозяйства, а вторая – с эффективностью государственного регулирования продовольственного рынка.
Негативные последствия вступления России в ВТО
Негативные последствия | Меры по снижению негативных последствий |
Слабая государственная поддержка и защита отечественных сельхозтоваропроизводителей. | Эффективная таможенно-тарифная политика и использование нетарифных методов государственного регулирования для поддержки экспорта продовольствия и защиты от неэффективного импорта на основе совершенствования законодательной и нормативной базы регулирования продовольственного рынка. |
Низкий уровень жизни значительной части населения. | Поддержка «слабозащищенных» и низкооплачиваемых категорий населения, расширение «среднего класса» на основе повышения деловой активности этой категории. |
Неразвитая инфраструктура | Разработка и реализация государственной целевой программы развития инфраструктуры продовольственного рынка с учетом интеграции России в мировой рынок. |
Отсутствие эффективной системы оптовой торговли и товародвижения в целом. | Формирование эффективной системы оптовой торговли продовольственными товарами с учетом логистики товародвижения и возможностей информационных технологий. |
Проблемы диспаритета цен на промышленные и сельскохозяйственные товары. | Эффективное государственное вмешательство в процессы формирования тарифов на энергоносители и издержки на производство промышленных и сельскохозяйственных товаров. |
Низкий уровень технической оснащенности АПК. | Модернизация и развитие отечественного сельхозмашиностроения с целью повышения его конкурентоспособности на внутреннем рынке. |
Фундаментальной основой решения проблемы снижения негативных последствий вступления в ВТО является совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, разработка и реализация государственных программ поддержки развития и инфраструктуры продовольственного рынка, повышения уровня качества жизни населения, эффективная таможенная и налоговая политика.
Тесное взаимодействие и сотрудничество федерального центра и регионов в процессе выработки и реализации экономической политики государства по совершенствованию законодательства с целью повышения активности субъектов Российской Федерации, их экономической самостоятельности и ответственности является необходимым условием экономического развития регионов и повышения конкурентоспособности страны в условиях присоединения к ВТО.
Важнейшая задача государства – развитие конкурентоспособности страны на основе эффективной государственной политики. Учитывая усиление влияния транснациональных компаний на формирование экономической политики международных организаций на развитие мирового рынка, необходимо пересмотреть существующие экономические отношения с целью повышения роли и ответственности органов государственной власти в защите и регулировании продовольственного рынка страны. Осуществление государством мер, направленных на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественного сельскохозяйственного производства означает принятие эффективной агропродовольственной политики по защите отечественных товаропроизводителей, которая приведет к повышению качества и конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
Наиболее острой проблемой при вступлении России в ВТО остается проблема повышения уровня жизни населения и регулирования доходов. Учитывая, что уровень доходов большинства населения остается крайне низким, все формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке должны быть направлены на повышение уровня доходов всех категорий населения, развитие социальной активности и поддержку предпринимательской деятельности коммерческих структур.
Важнейшим фактором, сдерживающим конкурентоспособность отечественного продовольствия на мировом рынке, остается низкий уровень развития инфраструктуры продовольственного рынка, защита и развитие отечественной оптовой торговли продовольственными товарами. В большинстве стран-членов ВТО эта сфера деятельности регулируется национальным законодательством, а не правилами ВТО. Учитывая, что меры прямой государственной поддержки АПК ограничены правилами ВТО, развитие инфраструктуры продовольственного рынка имеет огромное значение для снижения издержек, так как в этой сфере правилами ВТО ограничения не предусмотрены, а уровень развития инфраструктуры в России в десятки раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Потеря инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли продовольствием, означает потерю рынков сбыта, а ее восстановление потребует значительных средств и времени.
Следует также учесть, что для обеспечения продовольственной безопасности большинство стран-членов ВТО исключили услуги оптовой торговли из перечня услуг, которые регулируются правилами ВТО. Оптовая торговля в этих странах регулируется национальным законодательством, что позволяет им создавать условия сбыта продукции собственных товаропроизводителей.
Вступление в ВТО предполагает определенные ограничения в области политики регулирования и субсидирования отечественного сельского хозяйства.
Во-первых, Россией будут взяты обязательства по сокращению и ограничению общего объема поддержки , т.е мер субсидирования, ценовой поддержки и других программ, оказывающих прямое воздействие на рост производства.
Во-вторых, предстоит дальнейшее сокращение внутренней поддержки сельского хозяйства. Этот означает более сильные ограничения в возможностях ценовой поддержки и субсидирования отечественного сельхозтоваропроизводителя.
В-третьих, понадобится перестройка сельскохозяйственной политики освоения новых способов поддержки. Это необходимо будет сделать, если появится политическая воля руководства государства и правительства к тому, чтобы увеличить финансирование аграрного сектора и развития сельской местности.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития продовольственного рынка России в рамках ВТО