Проблемы мобилизации внутренних и иностранных инвестиций для ускорения экономического развития России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:53, реферат

Описание

Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований.

Содержание

1.Введение 2
2. Тенденции 90х годов в мировом движении капитала и в России 2
3. Роль инвестиций в экономике России 5
4. Инвестиционная активность 9
5. Инвестиционный климат в России 9
6. Перспективы роста иностранного капитала 13
7. Литература 16

Работа состоит из  1 файл

Проблемы привлечения инвестиций.docx

— 38.21 Кб (Скачать документ)

Для сравнения: в Китае  в 1997 г. стоимость экспорта продукции  предприятий с участием иностранного капитала достигла 27,2 млрд. долл., или 30% от всех валютных поступлений страны. По оценкам специалистов, в 2000 г. данный показатель мог возрасти до 40%.

По  показателю капитализации (отношение объема иностранных инвестиций к ВВП) Россия значительно отстает от большинства стран, с которыми она конкурирует за привлечение иностранных инвестиций.

Динамика этого показателя в 90-е годы характеризовалась следующими данными: 1992 г. - 2,4%, 1993 г. - 2,9,1994 г. - 2,2,1995 г. - 2,9,1996 г. - 3,3,1997 г. - 4,5,1998 г. - 6,4,1999 г. (первая половина года) - 9,6%.                                   

В наиболее динамичных новых  индустриальных странах Юго-Восточной  Азии, активно привлекавших иностранные  инвестиции, данный показатель в 90-е  годы достигал 35%.

Что касается прямых инвестиций, то, по их удельному весу в ВВП, который  в 1998 г. был меньше 1%, Россия отстает  от многих новых индустриальных стран  и стран с переходной экономикой.  

Особой проблемой является эффективность реализации займов международных  финансовых организаций. Оценка эффективности  реализации займов международных финансовых организаций проводится на основе рейтинга проектов, определяемых при подготовке ежегодного «Обзора российского  портфеля проектов». Оценка дается по двум основным критериям: достижение целей  проекта; ход его реализации.

В ходе реализации проекта  оцениваются темпы использования  средств • займа, ход выполнения основных работ по займу, приобретение товаров и услуг, предусмотренных  проектом.

В целом с середины 90-х  годов отмечается тенденция роста  эффективности использования займов МБРР. В частности, в 1996 г. из финансируемых  МБРР проектов в России удовлетворительный рейтинг имели 39% проектов, в 1997 г. - 65, в начале 1998 г. - 78%.

Негативное влияние на эффективность реализации проектов оказал финансовый кризис в России. В результате кризиса приостановилась  реализация проектов, осуществляющихся на принципах кредитных линий, а  также проектов, реализация которых  зависит от кредитоспособности регионов.

Подводя некоторые итоги вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

· иностранный капитал стал неотъемлемой, составной частью российской экономики;

· несмотря на относительно положительную динамику притока иностранного капитала, он не оказывает реального влияния на реализацию инвестиционных процессов;

· иностранные вложения пока не стимулируют рост промышленного производства и структурные преобразования в экономике;

· сохраняется низкая эффективность использования кредитных ресурсов зарубежных государств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;

· повышение эффективности деятельности иностранного капитала в экономике России во многом зависит от улучшения инвестиционного климата.

 

Инвестиционная  активность

Иностранные инвестиции в  России в 2008 году по сравнению с 2007 годом  сократились на 14,2% 
 
Иностранные инвестиции в России в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократились на 14,2% – до 103,8 млрд. долл. Как сообщил вчера Росстат, в первом квартале 2008 года поступило 17,3 млрд. долл. (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во втором квартале – 29,3 млрд. (меньше на 18%), в третьем квартале – 29,2 млрд. долл. (больше на 6,1%), в четвертом – 28 млрд. долл. (меньше на 15,2%). 
 
Согласно данным рейтингового агентства эксперт, первую десятку в 2008-2009 годах по рейтингу инвестиционного потенциала в России составили регионы: 
 
1. Москва 
2. Московская область 
3. Санкт-Петербург 
4. Свердловская область 
5. Краснодарский край 
6. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 
7. Республика Татарстан 
8. Пермский край 
9. Нижегородская область 
10. Красноярский край  
 
Суммарно на них приходится 42,7% всех инвестиций в экономику России из них 15,6% только на Москву.

 

Инвестиционный  климат в России

Для активизации притока  иностранных инвестиций в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием  привлекательности национальной экономики  для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской  деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом учитываются следующие  факторы: политическая стабильность, емкость  и спрос внутреннего рынка, доступ к природному сырью, развитие правового  регулирования деятельности иностранных  инвесторов в стране, макроэкономическая политика и перспективы экономического роста, издержки производства и качество рабочей силы, кредитоспособность субъектов  хозяйственной деятельности.

Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России, являются:

• масштабы рынка, насчитывающего около 140 млн. потенциальных потребителей;  наличие относительно высококвалифицированной и дешевой рабочей силы;

• начавшийся экономический  рост;

• сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;

• осуществление налоговой  реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

• дальнейшая либерализация  экономики в связи с вступлением  в международные экономические  и финансовые организации.

Сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует улучшению инвестиционного  климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется «реальная» платежеспособность предприятий, снижается убыточность  производства, улучшается внешнеэкономическая  конъюнктура для ряда отраслей экономики, развиваются процессы импортозамещения. Кроме того, Россия осуществила ряд шагов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата.

Так, налоговая система  Российской Федерации содержит меры, направленные на обеспечение стабильности условий инвестиционной деятельности. В частности, налоговым законодательством  установлены сроки вступления в  силу федеральных законов, актов  законодательства о налогах и  сборах субъектов Российской Федерации  и актов представительных органов местной власти, что исключило их вступление в силу задним числом.

Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе в итоге не стимулирует иностранного инвестора в финансировании развития реального сектора экономики.

Низкий  кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций.

Кроме того, неблагоприятное  состояние инвестиционного климата  предопределяется: значительными, размерами  неплатежей, высоким удельным весом  кредиторской задолженности предприятий  по отношению к объему произведенной  продукции; значительным по объемам  вывозом отечественного капитала, существенно  превышающим приток прямых иностранных  инвестиций; низким уровнем реальных доходов и накоплений населения; несовершенством российского законодательства, регулирующего инвестиционную сферу.

Высокие инвестиционные риски и низкая норма  рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики делают его недостаточно привлекательным для иностранных инвесторов. Ставка рефинансирования (25%) несопоставима с уровнем рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики.

Улучшению инвестиционного климата будет способствовать создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий, этот механизм недостаточно хорошо проявил себя во время кризиса 2008 года.

В целях создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно  осуществить меры по стимулированию иностранных инвесторов. Первоочередными  среди них являются:

- введение «налоговых  каникул» на срок 3-5 лет в отношении  предприятий, внедряющих принципиально  новые технологии, машины и оборудование  для их технического оснащения;

- освобождение от НДС,  уплаты таможенных платежей импортируемого  не конкурирующего технологического  оборудования для внедрения новых  технологий;

- введение для целей  налогообложения предприятий, осуществляющих  технологическую модернизацию производства, повышенного коэффициента ускоренной амортизации машин и технологического оборудования, вводимых и используемых в рамках новых технологий.

Улучшению инвестиционного  климата способствовало бы также  обеспечение доступа иностранных  инвесторов к информации об инвестиционных возможностях российской экономики  и экономики регионов путем совершенствования  системы информационного и консультативного обеспечения, маркетинга инвестиционных программ и проектов.

В этой связи актуальной является задача создания федеральной  информационной системы, представляющей иностранным инвесторам широкий  доступ к информации об инвестиционных проектах. Цель такой информационной системы приблизить инвестиционный проект к инвестору. При этом информационная система должна соответствовать  международным стандартам подачи информации, обеспечивающей прозрачность предприятия  и инвестиционного проекта, аналитические  обзоры (общеэкономические, отраслевые и региональные), бизнес-план, финансовое положение инициатора проекта. Информационная система должна обладать способностью довести информацию об инвестиционных проектах до широкой аудитории инвесторов, работающих на рынке инвестиционных ресурсов.

Большое значение имеет создание благоприятного инвестиционного климата  на уровне регионов. На состоянии инвестиционного  климата в значительной степени  сегодня сказывается регионолизация рынка инвестиций. Органами исполнительной власти субъектов Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливаются региональные пошлины на поставку товаров из других регионов России, вводятся особые торговые режимы, создаются региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Совершенствование инвестиционного климата предопределяет необходимость:

1) улучшения макроэкономической конъюнктуры (снижение инфляции, процента за долгосрочный банковский кредит, укрепление финансового положения предприятий);

2) развития системы гарантий, обеспечения прав инвесторов, защиту их собственности;

3) развития организационно-правовых условий, включающих целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг, страхование инвестиций, залоговое право, ипотеку (земли, жилья), использование накоплений населения;

4) проведения реформы налоговой системы в направлении снижения налогового бремени на инвесторов и стимулирования инвестиционной деятельности;

5) введения мер для предотвращения утечки капитала за рубеж и стимулирование возврата отечественного капитала в страну.

Активизации инвестиционного  процесса будет способствовать предоставление государством гарантий по возврату части  заемных средств с целью расширения источников финансирования, участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами, применение механизма санаций и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

Таким образом, в целом инвестиционной климат российской экономики остается неблагоприятным. В связи с высоким уровнем конкуренции на мировых рынках капиталов, дефицитом накоплений в российской экономике нужны последующие меры, направленные на его улучшение.

Перечисленные меры, наряду с достижением в стране экономической  и политической стабильности, позволят повысить рейтинг России и доверие  западных инвесторов,   снизить   риски вложения инвестиций.

 

Перспективы роста иностранного капитала

В новой среднесрочной  программе экономического развития России на ближайшую перспективу, несмотря на активное использования внутреннего  экономического потенциала, важное значение придается созданию благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в различных формах. При этом особое значение придается привлечению прямых иностранных инвестиций.   Оценивая перспективы импорта капитала в Россию, следует иметь в виду, что экспортные возможности мирового рынка прямых инвестиций в период с середины до конца 90-х годов возросли с 200 до 800 млрд. долл.

В российской экономике, где существует значительное число потенциально высокодоходных проектов, предприниматели сталкиваются с чрезмерно высокими системными рисками. Благодаря этому обстоятельству Россия проигрывает конкурентам на рынке мирового капитала, что проявляется в незначительном притоке капитала и намного превосходящем его оттоке. Поэтому возможность переориентации хотя бы части мирового потока прямых капиталовложений в направлении нашей страны без изменения имиджа России, либерализации инвестиционного законодательства и кардинального улучшения общего инвестиционного климата представляется маловероятной.

Для повышения эффективности  вложений необходимо направлять прямые иностранные инвестиции в реальный сектор экономики, в том числе  на реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, ориентированных  на внешний рынок, наукоемкие отрасли, проекты на условиях соглашения о  разделе продукции и концессионных  договоров.

Фондовый  рынок – стратегически важная отрасль экономики, которая в России пока не в полной мере  выполняет  главное предназначение - мобилизацию инвестиций (в том числе и иностранных) и обеспечение трансформации накоплений в доступные для  производителей финансовые ресурсы. В настоящее время фондовый рынок излишне политизирован и заполнен в основном спекулятивными игроками. Непродуманная и несогласованная государственная политика привела не только к краху краткосрочных заимствований, но и  разобщенности ключевых участников фондового рынка, не имеющих стимулов к построению эффективной  фондовой индустрии.  

Информация о работе Проблемы мобилизации внутренних и иностранных инвестиций для ускорения экономического развития России