Проблемы оптовой торговли в Республике Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2011 в 18:20, доклад

Описание

В настоящее время потребительская сфера на территории РТ характеризуется высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие и эффективное функционирование.

Работа состоит из  1 файл

проблемы оптовой.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

    Проблемы  оптовой торговли в Республике Татарстан 

    Проблемы  оптовой торговли

    В настоящее время потребительская  сфера на территории РТ характеризуется  высокой насыщенностью продовольственными и непродовольственными товарами. Однако существуют объективные факторы, сдерживающие ее развитие и эффективное функционирование. Основными являются - недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка для полного и всестороннего удовлетворения потребительского спроса. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры торговли в республике обусловлено совокупностью причин как объективного, так и субъективного характера, среди которых нехватка финансовых ресурсов, недейственная система кредитования, недостаток складских помещений, несогласованность работы организаций торговли и транспорта и др. И наиболее актуальная проблема сегодня - это низкий уровень качества реализуемых пищевых продуктов. Появление на потребительском рынке недоброкачественной, а порой и небезопасной продукции вредит здоровью и угрожает жизни граждан.

    Помимо этих негативных факторов торговли, имеется большое количество и сопровождающих их негативных проявлений:

  • наличие значительного объема теневого оборота товаров, резко снижающего потенциал развития торговли;
  • необоснованное завышение цен, вызванное неоправданно большим количеством посредников;
  • несовершенная система сертификации услуг розничной и оптовой торговли, общественного питания;
  • диспропорции в развитии отдельных звеньев торговой системы - оптового, розничного и общественного питания;
  • низкий уровень концентрации и интеграционных процессов в торговле;
  • отсутствие современного информационного обеспечения торговли;
  • низкая профессиональная подготовленность работников торговли всех уровней к работе в рыночных условиях;
  • недостаточный уровень ответственности работников торговли за результаты своей деятельности перед потребителями.

    На  потребительском рынке остается немало проблем в части соблюдения стандартов и технических условий, санитарных правил и правил торговли.

    Пути  решения проблем.

    Рыночная  экономика требует построения четко скоординированной и взаимодополняющей иерархии контролирующих и надзорных органов исполнительной власти на потребительском рынке. Отсутствие такой системы угрожает дестабилизацией социальных и экономических основ потребительского рынка Татарстана.

    Стратегия формирования и развития торговой инфраструктуры должна быть направлена на устранение или нейтрализацию негативных факторов и ориентирована на создание благоприятных  условий для эффективной деятельности организаций торговли.

    Основными задачами являются:

  • развитие современных организованных форм оптовой и розничной торговли:
  • создание в республике торговой инфраструктуры, в частности новых оптовых продовольственных рынков;
  • создание единой информационной системы контроля торгового обслуживания населения;
  • создание единой информационной системы торговли Татарстана.
  • рост числа организаций общественного питания особенно в сельской местности.
  • увеличение собираемости налогов в сфере торговли и общественного питания.

    В основе системы обеспечения безопасности и качества потребительских товаров и услуг должны лежать следующие принципы:

  • организация контроля качества и безопасности сырья при подготовке производства потребительских товаров и выпуске готовой продукции;
  • организация контроля качества на стадии товародвижения от производителя до организаций торговли;
  • организация контроля качества и безопасности на стадии реализации товаров;
  • обеспечение правового взаимодействия субъектов торговой деятельности и контролирующих органов;
  • четкое разграничение сферы действий и координация деятельности контролирующих органов.

    Целью республиканской системы обеспечения  безопасности и качества товаров  и услуг должно стать формирование механизма предотвращения поступления  на потребительский рынок некачественной и несущей вред организму человека продукции.

    Для этого необходимо решить совокупность следующих задач:

  • сформировать нормативную правовую базу, предотвращающую доступ на потребительский рынок республики Татарстан некачественной и опасной продукции;
  • обеспечить неотвратимость наказания и действенность санкции за поставку на рынок некачественной или опасной продукции;
  • обеспечить оказание помощи потребителям в оценке безопасности реализуемой продукции, проведение ее идентификации и оценки качества.

    Формирование  эффективной системы контролирующих органов должно основываться на том, что безопасность и качество потребительских  товаров следует гарантировать  на всех этапах товародвижения, что  является определяющими с точки  зрения защиты прав потребителей. На каждом этапе товародвижения должен быть задействован свой собственный механизм текущего обеспечения безопасности и качества.

    На  этапе подготовки продукции к  производству и формирования качества в технологическом процессе главную  роль в обеспечении безопасности и качества производимой продукции играют товаропроизводители. Правительство Татарстана должно оказывать поддержку в создании в организациях товаропроизводителей систем управления качеством, их сертификации с последующим контролем состояния технологического процесса. Для этого необходим контроль отдельных видов производственной деятельности хозяйствующих субъектов, который будет выступать инструментом регионального регулирования допуска в сферу производства тех или иных товаропроизводителей.

    На  этапе товародвижения из сферы производства в сферу обращения со стороны органов, имеющих соответствующие полномочия, должен быть обеспечен действенный контроль соответствия выпущенной продукции предъявляемым требованиям, что обеспечит гарантии безопасности и сохранение совокупности потребительских свойств на пути товародвижения от производителя к продавцу.

    На  этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя региональное регулирование должно заключаться  в обеспечении эффективного контроля допуска хозяйственных структур к торговой деятельности. Инструментом регионального регулирования этого этапа отношений должны стать сертификация систем оказания торговых услуг и независимая экспертиза безопасности и качества предоставляемых покупателю товаров и услуг.

    Восстановление и расширение организаций общественного питания в высших, средних специальныхучебных заведениях Татарстана должно осуществляться на основе специализированных производственных комплексов питания, как это сделано в общеобразовательных учреждениях. Основными элементами этих комплексов могут стать комбинаты питания, фабрики - заготовочные, столовые в качестве доготовочных и раздаточных объектов. Необходимо переоборудование студенческих столовых современной мебелью, СВЧ-печами, тепловыми и охлаждаемыми витринами, барными стойками, что позволит расширить ассортимент продукции, создать дополнительные рабочие места, увеличить степень охвата учащихся питанием.

    Создание  комбинатов школьного питания в  городах и районах республики способствовало своевременному обеспечению продуктами по единым ценам, контролю за качеством сырой и готовой продукции.

    Мировая торговая практика показывает, что  даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют  место и вещевые рынки, и уличная  торговля.

    Перспективой развития вещевых рынков должна стать их ориентация на сезонные распродажи, продажу товаров по технологии "сэконд-хэнд", реализацию изделий кустарного промысла, обеспечение частного импорта товаров.

    Одной из важнейших задач развития оптовой  торговли в Татарстане является структурная перестройка оптового звена в целях создания конкурентоспособных организаций, интегрированных в экономику региона. Необходимо создание оптовых рынков с элементами биржевой торговли. Для этих целей необходимо выявить перспективные направления развития опта, оказать помощь и дать толчок для его развития. Для этого необходимо осуществлять интеграцию, объединение организаций различных организационно - правовых форм на временной или постоянной основе в виде кооперации или концентрации.

    Одним из самостоятельных организационных  элементов оптовой инфраструктуры, интегрирующих взаимодействие интересов  всех участников процесса товародвижения, могут быть оптовые продовольственные  рынки, назначение которых состоит  в обеспечении свободного выхода на рынок всех поставщиков сельскохозяйственной продукции и продовольствия республики Татарстан.

    Для создания полноценной рыночной инфраструктуры торговли в Татарстане широкое развитие должна получить мелкооптовая торговля. Организации мелкого опта представляют собой промежуточное звено между оптом и розницей. Функцией их является удовлетворение потребностей в потребительских товарах организаций розничной торговли, предпринимателей, конечных потребителей. 
 
 

Информация о работе Проблемы оптовой торговли в Республике Татарстан