Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:39, курсовая работа
Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств.
Реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие перераспределительные процессы в экономике о
Введение…………………………………………………………………...................3
Глава 1. Характеристика платежного оборота……………………………...6
1.1. Основы организации платежного оборота………………………6
1.2. Принципы организации безналичных расчетов………………..10
Глава 2. Проблемы организации платежного оборота и
пути их решения………………………………………………………15
2.1. Проблемы организации платежного оборота………………….15
2.2. Пути решения проблем организации и регулирования
платежного оборота…………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………27
Важное значение приобретает накопление золотовалютных резервов денежными властями как показатель обеспечения денежной эмиссии с сомнительным эффектом (возможны угроза неполучения кредитов от международных финансовых организаций и постепенная девальвация при необходимости использования валютных резервов для поддержания курса национальной валюты). В этих условиях усиливается регулирование денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса страны (рост валютных резервов может служить фактором стагнации национальной экономики). Центральный банк часто провоцирует валютные кризисы при склонности к девальвации. Некоторые страны вводят режим «валютного управления» в зависимости от относительного размера экономики, степени ее открытости, однородности экономических структур, экспортной диверсификации, мобильности трудовых ресурсов и международных капиталов, способности противостоять макроэкономическим потрясениям.
Денежные власти строят свою политику исходя из постулатов классической рыночной экономики:
- рост денежной массы равнозначен росту спроса на товары и услуги (в той части, которая поступает на рынки и при недостатке денег для текущих расчетов и др.);
- рост спроса на деньги равнозначен росту цен (при снижении влияния факторов производства и увеличении издержек).
- оживление рынка государственных бумаг часто связано с необходимостью обслуживать внешний государственный долг за счет внутреннего. Это искажает перспективы нормального развития финансового рынка и денежного оборота страны.
- по мере развития межбанковского рынка принципиальное значение приобретает выявление сходства и различий биржевого и межбанковского денежного рынков с точки зрения воздействия регулирования на ликвидность банковской системы.
Вторая группа проблем организации и регулирования платежного оборота ориентирована на формирование рыночной экономики и возможные нарушения в ходе ее создания. В этих условиях, при организации денежного оборота, важно определить связи (зависимости) важнейших денежных показателей и их поддержание: денежной массы и инфляции; скорости реакции экономики на сигналы денежных властей; использования инфляционного таргетирования; роста денежной массы за счет сдерживания роста денежной базы и денежного мультипликатора.
Спорные утверждения и неоднозначное поведение денежных властей вызывают различные оценки исследователей. В своих прогнозах денежные власти исходят из существования прямой зависимости между количеством денег и инфляцией (правильно ли говорить об излишней массе в обороте при обслуживании его значительной части суррогатами, взаимозачетами и сохранением значительной просроченной задолженности).
Денежные власти способны лишь временно сглаживать резкие колебания конъюнктуры, а не решать структурные проблемы экономики.
При эмиссии денег путем покупки иностранной валюты возникает фактор инфляции, экономика не готова воспринять излишек денег. Стерилизацию излишней денежной массы проводит центральный банк путем перевода банковской ликвидности на депозиты центрального банка, повышения экспортных пошлин на нефть, увеличения выплат из бюджета по внутреннему долгу, наращивания денежных средств на счетах правительства.
Меры денежных властей по ограничению кредита и повышению процентных ставок, уменьшению спроса на деньги также достаточно неадекватны сложившейся ситуации: устанавливаются ставки по операциям центрального банка, но не происходит регулирования ставки процента в экономике. Центральный банк выступает на открытом рынке ценных бумаг в роли продавца, а не покупателя (продажа облигаций повышает их доходность и ставку процента, сокращает банковскую ликвидность и кредиты, увеличивает государственный долг и обременяет федеральный бюджет, - в итоге тормозит экономический рост).
Третья группа проблем организации и регулирования платежного оборота связана с характеристикой национальной экономики. Уровень монетизации экономики и пределы ее повышения требует внимания денежных властей к доле наличных денег в денежной массе и процессу долларизации экономики, которому подвержены многие страны с развивающейся экономикой (ориентация на диверсификацию валютной составляющей денежного и платежного оборотов). Преждевременно утверждение о полном отсутствии условий для резкого увеличения темпа инфляции (рост экспорта и импортозамещения; ограничение платежеспособного спроса и экономического роста подтверждают необходимость постоянного внимания денежных властей к вопросам непредсказуемого роста инфляции и оптимизации функционирования денежного оборота).
2.2. Пути решения проблем организации и регулирования платежного оборота
В этих условиях необходимо обсуждение денежно - кредитной политики с учетом неопределенности развития экономики, стремления быстрее закрепить наметившееся ее поступательное движение при одновременной неуверенности возможности его обеспечения.
Организации и регулирование платежного оборота направлено не только на сдерживание инфляционного процесса, но чаще на исправление деформации денежных отношений.
Состояние ликвидности национальной банковской системы (с учетом ее роста и возможных мер стерилизации) требует четкого определения источников расширения денежной базы, эффективного использования инструментов денежно - кредитной политики. При незрелости финансовых рынков обнажается факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением, что крайне неблагоприятно сказывается на эффективности регулирования денежного оборота. В плане ее усиления остается приоритетным выяснение устойчивости банковской системы путем повышения привлекательности национальной валюты как средства сбережения (это предусматривает, в частности, принятие законов о страховании вкладов населения).
Перед денежными властями встает проблема ответственности за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе экономики и защиты национального производителя. Формирование способности адекватной реакции субъектов реального сектора во многом зависит от поведения денежных властей, их возможности увеличить денежное предложение. Уверенность денежных властей в правоте предпринимаемых действий приводит к деформации денежных отношений и слабой связи банков с реальным сектором экономики. Вторичность денежных отношений по отношению к материальному производству подстегивается приоритетом создания денежной массой только банками, главным образом - центральным банком.
Для организации и урегулирования платежного оборота важна проблема финансовых разрывов при определении источников погашения государственного долга - за счет дополнительных доходов или привлечения средств от экспортно-импортной деятельности. Проблема рисков для действий центрального банка обусловлена возможностью появления конфликта интересов с Минфином в части погашения задолженности; а также с органами, регулирующими фондовый рынок. Формирование различных структур и подходов к реализации идеи поддержания отечественного производителя часто приводит к искажению и усилению рисков при регулировании денежного оборота. В российских условиях есть немало примеров конфликтов и искажений в процессе регулирования за последние годы, например - возбуждение дела против Банка России Министерством по антимонопольной политике по ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг (при выдаче лицензий на определенные виды деятельности), а также выборочный отзыв лицензий у банков - банкротов.
Проблема финансовых разрывов и высоких рисков подчеркивает необходимость соблюдения института независимости центрального банка, а также согласования и соподчинения интересов всех структур, участвующих в процессе организации и регулирования платежного оборота.
Так как банковская система выступает исходным пунктом кругооборота наличных денег и безналичных платежей, а создание платежных средств, являющееся ее важнейшей функцией, тесно связано с проводимыми этой системой кредитными операциями. Денежные средства на расчетных и других аналогичных счетах в банках отражают записи остатков, оборотов по лицевым счетам вследствие безналичных расчетов. Главным источником этих средств являются ссуды банков по известной формуле loans make deposits — ссуды создают вклады. Когда банк предоставляет кредит клиенту, он открывает ему счет до востребования в пассиве своего баланса на сумму выданной ссуды. При этом активы банка увеличиваются на данную сумму долгового требования клиенту и одновременно увеличиваются пассивы, куда поступает ссуда. Поскольку предприятия, частные лица в процессе расчетно-кассового обслуживания напрямую связаны с банками, прерогативой именно последних является превращение долговых требований к своим клиентам в платежные средства. Открывая им счета до востребования, банки тем самым увеличивают денежную массу. Затем вклады мобилизуются клиентами посредством чеков или поручений по перечислениям в процессе безналичных расчетов. Связь последних с кредитными отношениями очевидна, во-первых, в силу того, что при их проведении деньги выполняют функцию средства платежа (погашения долгов). Во-вторых, разрыв во времени между началом и окончанием платежа придает последнему кредитный характер, а проводимая при этом платежная операция является, по сути, и кредитной, опосредующей кредитные отношения с организациями, оказывающими платежные услуги, как правило, банками. Например, перечисление средств со счета согласно поручению плательщика означает уменьшение ему долга со стороны банковской системы и увеличение — получателю средств.
Таким образом, денежная масса представляет результат взаимодействия двух потоков. Один поток — выпуск денег, означающий распределение платежных средств через банки среди экономических агентов, испытывающих потребность в деньгах; другой — возврат денег должниками, имеющий место при уменьшении долговых требований в активах банков из-за уплаты долгов. Ввиду того, что выпуск платежных средств происходит активнее, чем возврат, денежная масса имеет тенденцию к увеличению.
Важно отметить, что производные денежного оборота — денежная масса и объем кредитов — наряду с валютным курсом являются главными объектами денежно-кредитной политики. Ясно, что в деле управления этими объектами неоценимую роль играет исследование их исходных начал — денежных и кредитных потоков (оборотов) путем учета и анализа всех операций (сделок), осуществляемых посредством денег и кредита. Такие потоки могут подразделяться по основным видам сделок, подразделениям и секторам экономики, регионам, вплоть до потоков в каждом первичном звене общественного производства — предприятии. Большой опыт разработки учета указанных потоков накоплен в США, где соответствующая отчетность по инициативе Совета управляющих ФРС является регулярной.
В России в условиях создания рыночной экономики с целью углубления анализа денежной политики делаются только первые шаги в данной области, что во многом связано с платежным кризисом в народном хозяйстве, обусловившим, по сути, его “товарно-безденежный характер” и приведшим к разрушению платежно-расчетных отношений между предприятиями, банками и государством. Из-за отсутствия в стране нормального платежного оборота нередко имело смысл изучение лишь частных вопросов платежного оборота. ЦБ РФ периодически проводятся исследования отдельных элементов платежного оборота по данным своих расчетно-кассовых центров. Разовые региональные обследования платежного оборота проводятся и рядом главных управлений ЦБ РФ, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Министерством финансов РФ сделана попытка изучения платежного оборота на микроуровне. Введена отчетность для юридических лиц (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) о движении денежных средств. Она во многом сходна с формой платежного календаря, как элемента оперативного финансового планирования и, по существу, представляет отчет о выполнении намеченных показателей. Подобная информация обеспечивает оперативный контроль за поступлением и использованием денежных (и особенно наличных) средств предприятий-
Представляет интерес также система платежного мониторинга, разработанная в начале 90-х гг. ЦЭМИ РАН и ГВЦ ЦБ РФ, суть которой состоит в отслеживании всех первичных платежных документов, отражающих проведение коммерческой операции, записи данных платежного оборота в блочном матричном балансе — квадратной системе счетов, дебеты которых расположены по вертикали, а кредиты по горизонтали. Платежный мониторинг рекомендуется использовать финансово-промышленным группам (ФПГ) для контроля зa информационными потоками, циркулирующими внутри ФПГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платежный оборот - процесс движения средств платежа, применяемых в данной стране. Он включает не только движение денег как средств платежа в налично-денежном и безналичном оборотах, но и движение других средств платежа (чеков, депозитных сертификатов, векселей и т.д.). Нельзя не обратить внимание на то, что определенная, сравнительно значительная часть расчетов между их участниками осуществляется без денежных оборотов, в форме бартера, зачета и др. Денежный оборот является, следовательно, составной частью платежного оборота.
Основную часть денежного оборота составляет платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются для погашения долговых обязательств. Он осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Весь безналичный оборот является платежным, ибо предполагает разрыв во времени движения товара в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в банках, а также путем зачетов взаимных требований. Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.
Путем выделения особенностей национальной экономики и платежного оборота можно определить проблемы его организации и регулирования, включая степень ответственности денежных властей за их судьбы.
Первая группа проблем организации и регулирования платежного оборота связана с преимуществами рыночной экономики. Внешние факторы доминируют при постановке и решении этой группы проблем.