Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:47, реферат
Формирование концепции совершенствования оплаты труда в Российской Федерации ставит перед экономической наукой и практикой комплекс проблем. Применительно к бюджетной сфере важно преодолеть стереотип ее восприятия как второстепенной. Подобный подход недопустим, поскольку он влечет за собой падение в массовом сознании престижа труда врачей, педагогов, ученых, работников культуры и искусства - людей, которые обеспечивают физическое и нравственное здоровье нации. Актуальность совершенствования оплаты труда очевидна. Необходимо повысить стимулирующую роль заработной платы как основного источника доходов трудящихся, обеспечив при этом оптимальные соотношения между оплатой труда работников бюджетной и внебюджетной сфер.
Ключевые слова: оплата труда, новые системы оплаты труда, базовые оклады и стимулирующие выплаты в бюджетной и коммерческой сферах
Проблемы
совершенствования системы
в бюджетной и сферах
Формирование
концепции совершенствования
Актуальность совершенствования оплаты труда очевидна. Необходимо повысить стимулирующую роль заработной платы как основного источника доходов трудящихся, обеспечив при этом оптимальные соотношения между оплатой труда работников бюджетной и внебюджетной сфер.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность деятельности предприятия в значительной степени зависит от применяемых технологий организации работы персонала . Эффективную работу персонала призвана обеспечить система оплаты труда, мотивирующая персонал на достижение максимальных результатов. Этому способствует гибкая система выплат, позволяющая стимулировать сотрудников на достижение стратегических целей организации. Изменчивость рыночной ситуации и необходимость оперативно реагировать на вызовы внешней среды обусловили для большинства коммерческих организаций переход от тарифно-квалификационной к премиальной системе оплаты труда, которая имеет возможность учитывать вклад сотрудников в общие результаты. Известно, что именно конкурентная среда является важнейшим условием рыночного механизма мотивации труда. Конкуренция заставляет сотрудников лучше работать, а организацию создавать для этого все условия, совершенствуя систему оплаты труда. 1
Отметим основные условия, соблюдение которых необходимо для построения эффективной системы оплаты труда коммерческой организации: - Регулярное рассмотрение советом директоров (наблюдательным советом) вопросов организации, функционирования и контроля системы оплаты труда, оценка ее соответствия стратегии, характеру и масштабам деятельности организации.
- Разработка
пакета внутренних документов
организации, регламентирующих
- Установление объема премиальных выплат по количественным и качественным показателям, позволяющим учесть уровень принятых рисков, результаты деятельности организации.
- Выделение
не менее 50% вознаграждений в
виде премиальных/
- Отсрочка и корректировка премиальных выплат (не менее 40%) исходя из сроков получения финансовых результатов деятельности (не менее 3 лет), включая возможность сокращения или отмены при получении организацией отрицательного финансового результата.
- Раскрытие необходимой, в соответствии с законодательством, информации о системе оплаты труда (порядок и условия выплат, доля должностных окладов, стимулирующих и компенсационных выплат, и т.п.).
- Применение изложенных выше рекомендаций, включающих последние достижения мировой практики, позволит существенно упростить разработку или совершенствование эффективной системы оплаты труда в любой коммерческой организации.
Что же касается бюджетной сферы, реформа оплаты труда назревала давно. Еще в конце 90-х годов прошлого века специалисты начали говорить о несовершенстве Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в 1992 году, имела 18 разрядов и была едина для всех бюджетных организаций. Главным недостатком ЕТС признавались жесткая систематизация должностей и отсутствие возможности определения особенностей деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы. Обсуждались вопросы о несоответствии минимального размера оплаты труда и оплаты по 1 разряду ЕТС, говорилось о необходимости доведения средней заработной платы бюджетных работников до среднего уровня заработной платы по стране, разрабатывались схемы оплаты труда по отраслевому признаку (Кадыров Ф.Н. Саркисянц Е.А. и др.)2.
В августе 2008 года было принято Постановление Правительства РФ № 583, которое обязало все федеральные бюджетные учреждения перейти на новую систему оплаты труда с декабря 2008 года. Регионам РФ такой переход был рекомендован, хотя формально с 2005 года единая тарифная сетка действовала только на федеральном уровне, а регионы имели право устанавливать свои региональные системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Эта возможность была использована только в нескольких крупных городах и субъектах федерации, таких как г. Санкт-Петербург, г. Москва и некоторые другие. Внедрение новой системы оплаты труда в субъектах РФ началось в основном в конце 2008 - начале 2009 годах после принятия соответствующих нормативных актов на местах3.
Какие основные положения предусматривает новая система оплаты труда?
Во-первых, внедрение отраслевого принципа оплаты труда и ее специфики, то есть заработная плата в одной отрасли, например в здравоохранении, может отличаться от заработной платы в другой, например, в образовании, и учитывать отраслевые особенности.
Во-вторых, заработная плата сегодня складывается из трех составляющих: базовый оклад, который утверждается в соответствии с профессиональной квалификационной группой, компенсационные выплаты, регламентированные государством, и стимулирующие выплаты, предусматривающие доплаты за качество и эффективность труда и порядок предоставления которых разрабатывается самим учреждением.
В-третьих, установление размеров базовых окладов и стимулирующих выплат - сегодня прерогатива руководителя бюджетного учреждения. Главный постулат перехода на новые условия оплаты труда - самостоятельность бюджетного учреждения в установлении заработной платы каждому работнику в пределах выделенного финансирования и стимулирование этого труда путем установления доплат по результатам работы.
С чем столкнулись бюджетные учреждения при переходе на новые условия оплаты труда?
Переход на базовые оклады в основном происходил в пределах тех разрядов, которые были предусмотрены ЕТС для каждой квалификационной группы. Такой упрощенный подход объясняется отсутствием времени на разработку более совершенных окладов и ограниченным объемом фонда оплаты труда, который был доведен федеральным учреждениям на 2008 год (без учета выделенных 30-процентных сумм повышения на стимулирующие выплаты в декабре). Задача установления минимального базового оклада на уровне минимального размера оплаты труда (с 1 января 2009 года - 4330 рублей) не сработала во многих бюджетных учреждениях в связи с отсутствием средств на эти цели. Продолжает действовать установка, что МРОТ сопоставляется не с базовой ставкой, а с минимальной месячной зарплатой работника по его основной должности. Установление компенсационных выплат не вызвало каких либо вопросов: их размеры и порядок установления регламентирован государством4. Разработка и утверждение условий и порядка выплат стимулирующих надбавок - это проблема, которая еще долго будет обсуждаться и в учреждениях, и в обществе. Она сопряжена не только с экономическими вопросами данного направления деятельности, но более всего, психологическими и моральными.
Государством ставится условие мотивировать работников бюджетной сферы эффективнее трудиться путем установления дополнительных надбавок к базовому окладу. Стимулирующий фонд в 2010 году должен составлять не менее 30% в общем фонде оплаты труда, формируемого за счет ассигнований федерального бюджета. Перечень видов выплат стимулирующего характера утвержден Министерством здравоохранения и социального развития. Размеры, условия и порядок установления стимулирующих доплат должны разрабатываться самим учреждением с учетом той специфики, которая ему присуща. Какие подводные течения ожидают и руководителей, и работников бюджетных учреждений при разработке и внедрении нормативов по этим выплатам?
1. Выделенный в декабре 2008 года дополнительный стимулирующий фонд в размере 30 % к утвержденному фонду оплаты труда фактически сократился на половину по следующим причинам:
В дальнейшем эти и другие причины повлекут перераспределение фонда оплаты труда в пользу стимулирующего за счет сокращения штатных единиц.
И это только те вопросы, которые сейчас на виду и требуют квалифицированного немедленного решения. Главные вопросы, такие как:
Кроме этого, существуют проблемные вопросы по выделению средств на эти цели в субъектах федерации. Наполняемость бюджетов регионов или муниципалитетов не всегда позволяет увеличивать существующие объемы финансирования на оплату труда социальной сферы, поэтому стимулирующий фонд, скорее всего, будет образован на местах за счет выделенного общего финансирования.
Что можно порекомендовать бюджетным учреждениям при введении новых условий оплаты труда своим работникам? На наш взгляд необходимо учитывать следующие принципиальные моменты.
1. В бюджетной сфере должны действовать утвержденные стандарты оказываемых услуг, некачественное выполнение которых говорит о несоответствии занимаемых должностей. Необходимо ставить вопрос о системе оценки соответствия предоставляемых услуг этим стандартам не только на уровне специалистов, но и на уровне потребителей. Например, в учреждениях образования можно периодически проводить тестирование обучающихся по дисциплинам, вызывающим особый интерес или обусловленным спецификой преподавания. По итогам этого тестирования и рейтинговых оценок можно делать соответствующие выводы о «качестве» того или иного работника учреждения для последующего стимулирования. Такой подход позволит получить прирост качества работы бюджетной сети в результате реформы оплаты труда.
Информация о работе Проблемы совершенствования системы оплаты труда в бюджетной и сферах