Проблемы внешней торговли РФ

Автор работы: v*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:20, реферат

Описание

Цель работы – проблемы внешней торговли России.
Задачи работы:
исследовать особенности внешней торговли России;
проанализировать развитие международных и торговых связей экономики России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....3
1. Особенности внешней торговли России ……………………………….…………..4
2. Развитие международных и торговых связей экономики России ……...…..……11
Заключение………………………………………………………………………..……18
Список литературы………………………..………..…………………………..…..….20

Работа состоит из  1 файл

проблемы внешней торговлия РФ.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)
 

 

      Повышение конкурентоспособности отечественного машиностроения  будет способствовать концентрация производства и разработок в рамках крупных концернов международного измерения, чему в немалой степени способствует либерализация как инструмент глобального экономического взаимодействия. Формирование в мире новой информационной экономики, определяющей конкурентные преимущества стран в будущем,  обусловливает необходимость участия России в этом процессе, и в частности путем внедрения микроэлектроники в процесс воспроизводства и в непосредственно выпускаемый продукт [7, с. 150].

      Итак, позиции России достаточно сильны на рынках энергоресурсов и сырья, но слабы  в машиностроении и рынках высоких  технологий. 

 

       2. Развитие международных и торговых  связей экономики России 

      Согласно  рейтинговой оценке конкурентоспособности Мирового экономического форума  экономика России опережает Индию и Китай по производству ВВП на душу населения, но отстает от них по индексу инновационной способности и по эффективности инновационной политики. Для Китая также характерна тенденция технологического развития. Несомненным преимуществом России является наличие численности выскоквалифицированных научных кадров, формирование которых в других странах требует многих десятилетий и высоких инвестиционных затрат.

        В России созданы своего рода  заделы в области НИОКР на будущее – это преимущественно сфера космических технологий, спутникостроения (РКК «Энергия», ГНПКЦ им. Хруничева, НПО «Энергомаш» и др.) Положительный баланс имеет Россия в торговле  с США в области атомной энергетики, хотя сам товарооборот невелик – 400 млн.долл. Имеющийся научно-технологический потенциал России остается достаточно высоким, но его поступательному развитию препятствует ряд институциональных факторов – низкий приоритет науки и образования среди задач государственной политики, снижение социального статуса ученых и инженеров, наличие теневого сектора и коррупция государственного аппарата. Предполагается, что, начиная с 2010 года, начнут сказываться последствия реструктуризации сети научных организаций, которые усилят тенденцию к снижению численности работников, выполняющих исследования и разработки[3, с. 68].

      К 2009 году объем затрат за счет бюджетных средств увеличится на 63–64% от уровня 2002 года и достигнет 111,5–111,9 млрд. рублей (в ценах 2001 года), более 50% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки. Таким образом, сохранится тенденция к снижению доли бюджетных средств в финансировании исследований и разработок. В 2002 году, по оценкам, насчитывалось 4010 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, из них 2860 (71,3%) – государственной формы собственности. Предполагается, что к 2006 году их количество уменьшится до 3880-3950 (на 1,5-3,2% от уровня 2002 года) [10].

      Накопленный человеческий капитал определяет способность  общества к качественно новому этапу развитию, а следовательно его характеристикой выступает уровень образования,  качество и продолжительность жизни и трудоспобности, способность самовоспроизводства на качественно более высоком уровне. По оценкам Минэкономразвития и торговли России в стране продолжится процесс депопуляции ( 2002 г. – 143.5 млн.чел.; в 2006 г. 140,7 млн.чел, т.е. 98%), восполнение которого может быть обеспечено с одной стороны существенным улучшением качества жизни и повышения рождаемости, с другой – притоком зарубежной рабочей силы, в т.ч. в рамках стран СНГ.  Согласно системы эколого-экономического учета (CЭЭУ) ООН (2000г.) и принимая во внимание  рекомендации Всемирного Банка по оценке «инвестиций в человека» - человеческий и природный капитал России выше аналогов стран «большой семерки», но по общему объему накопленного богатства Россия находится на втором после США месте[10].

      Оценка  природного капитала России характеризуется тем, что 1/3 – это леса и земля, в т.ч. обрабатываемая, а 2/3 -  полезные ископаемые. Экспертные оценки однако отличаются, так административный уровень (министерства, ведомства) определяют природный капитал в 7 раз превышающий накопленные материальные богатства, а  независимые специалисты-ученые – что в 50 раз. Таким образом, в современной России многие специалисты выделяют две основные компоненты формирования конкурентоспособного воспроизводимого капитала – или источника роста – дешевая квалифицированная рабочая сила и более рациональное использование природных богатств, повышая их отдачу обществу в целом. В Объединенных Арабских Эмиратах в бюджет в среднем поступает от экспорта нефти до 90% прибыли компаний, в Норвегии – 80%, в России же – не более 50%.

      Эксперты  оценивают причины в изворотливости нефтяных олигархов и несовершенстве налоговой системы. По данным Всемирного Банка около 3% ВВП ежегодно Россия теряет в виде неуплаченных налогов. Неэффективность современной концепции  экспорта минерального сырья связана с тем, что во-первых, это последствия автаркии развития советской экономики, когда на экспорт поставлялось то, что требовало наименьших денежных затрат, и ориентация  на наращивание объемов поставки сырой нефти при минимизации затрат на геологоразведку и  более полную разработку нефтяных скважин;  во- вторых,  доминанта минерально-сырьевой компоненты в экспорте России повышает ее зависимость от внешней конъюнктуры мирового рынка, а следовательно делает более уязвимой с позиций экономической устойчивости.

      Сегодня практически все страны признают, что природные богатства –часть национальной экономики страны, а  потому введение природной ренты  –есть шаг по пути перераспределения  бюджетом части получаемого дохода на цели экологического характера и на ликвидацию диспропорций территориального уровней развития, на поддержание наиболее незащищенных слоев народонаселения. Но для качественного исполнения этой задачи необходимо эффективное государство, способное решить эти задачи, обеспечив достаточный уровень прозрачности и поставив заслоны коррупции[4, с. 117].

      Проводимая  в настоящее время административная реформа преследует именно цель создания основ эффективного государства, способного обеспечить решение задач устойчивого  роста, ликвидации диспропорций уровней жизни и территориального развития, экологической устойчивости и воспроизводства экосреды человека, а также наиболее полного развития индивидуального потенциала каждого человека на основе демократизации общественной жизни и равнодоступности всех членов общества к знаниям, качественным общественным услугам и пр. В этой связи первым шагом явилось сокращение количества органов власти, более четкая выработка их задач и механизмов реализации, а также градация полномочий в части оказания четко оговоренных функций на условиях платности и на безвозмездной основе. Указанные мероприятия должны поставить заслоны на пути распространения коррупции в государственном аппарате за счет выполнения платных функций специальными агентствами, с одной стороны, а с другой – повысить персональную ответственность первых лиц за выполнение ими в установленные сроки поставленных задач. Важнейшее направление в области внешнеэкономической политики - создание условий для устойчивого роста национального хозяйства при повышении уровня открытости экономики,  ее международной конкурентоспособности.  Реализация национальной политики в этой сфере основывается на использовании законодательно закрепленных мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе поддержки российских производителей и экспортеров,  путем создания условий для недискриминационного доступа товаров на внешние рынки, защиты внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей с применением общепризнанных в мировой практике правил [10].

      Выработка «стратегии инновационного прорыва» предполагает формирование комплекса условий, способных  обеспечить выход России из сегмента преимущественно минерально-сырьевой ориентации, хотя Правительственные  оценки продолжают ее сохранять.( Сырьевая направленность – это инерционная парадигма развития внешней торговли еще с советских времен, это не использование прогнозирования и индикативного планирования как инструментов развития конкурентоспособных направлений и формирования потенциала экспортной  экспансии российскими производителями продукции с высокой долей добавленной стоимости. 

        В мировой торговле спрос на  машиностроительном рынке  характеризуется  значительным увеличением объемов  реализации наукоемких товаров  и услуг. Решающим фактором  жизнедеятельности машиностроительных предприятий выступает повышение конкурентоспособности и технологической новизны изделий, что позволяет в среднесрочной перспективе повысить экспорт машин, оборудования и транспортных средств из России  в страны дальнего зарубежья( увеличится к 2006 году по сравнению с 2002 годом на 20-33%). Однако ориентация все же имеет традиционность, т.е. предполагаются поставки товаров и услуг на уже ранее освоенные рынки, т.е. энергетическое оборудование, легковые и грузовые автомобили, металлорежущие станки и кузнечно-прессовое оборудование, а также вертолеты и другая авиационная техника. Традиционным для России является развитие так называемого технического сотрудничества с развивающимися странами, но принципиально отличным в этой сфере будет отсутствие государственного финансирования экспорта со стороны России, в т.ч.сооружение объектов атомной энергетики, строительство новых и реконструкция ранее построенных предприятий горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, транспортных и ирригационных сооружении.

      Отсюда  селективность научно-технической  политики характеризуется опережающим  финансированием приоритетных фундаментальных  и прикладных НИОКР, определяющих перспективную  конкурентоспособность российских производителей на мировом рынке, дающих возможность формировать новые ниши рынков товаров и услуг. Инвестиции, особенно предоставляемые на конкурсной основе за счет региональных и федерального бюджетов должны быть подчинены исключительно инновационному принципу отбора проектов, включая инфраструктуру [5, с. 87].

      В условиях глобализации инновационно-технологический  прорыв опирается на интеграционные связи, в первую очередь региональную интеграцию. К инструментам относятся  как непосредственно поставки товаров  и услуг на основе кооперации и специализации технологически замкнутых циклов новой продукции, торговли патентами и лицензиями и технологиями до выработки общей инновационной стратегии стран СНГ, ЕврАЗЭС, Единого экономического пространства и пр., а также использование инструментов  государственного регулирования в целях развития с участием российских инвестиций ТНК и стратегических альянсов, работающих в области инновационного производства. Характерным выступает и то обстоятельство, что выработка и реализация предлагаемой стратегии возможна лишь на базе партнерства государства, предпринимательского корпуса и общества.  Государство с помощью экономических и административных регуляторов обеспечивает разработку, прогнозирование и реализацию этой стратегии.  Главным выступает то, что формируется предпринимательский климат в стране, способствующий предпринимателям разрабатывать, внедрять инновации, тем самым резко повышать свою внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность.

      Человеческий  же ресурс будет  активно участвовать  в инновационном процессе, объединясь в общественные и неправительственные организации, в т.ч.с помощью свободных СМИ. Реализация предлагаемой стратегии в настоящее время не должна исключать из сферы эффективного государства сегменты экономики России, развитие которых может в краткосрочной перспективе обеспечить рост темпов экономического развития:

      потребительский рынок, прежде всего продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности;

      инвестиционное  машиностроение;

      энергопотребление – в частности производство технологий и оборудования для энергосберережения;

      для традиционных товаров экспорта необходимо повысить глубину переработки природного сырья, ископаемого топлива, улучшение  качества и ассортимента получаемой из них продукции, что будет способствовать формированию доходной части государственного бюджета. 

      Развитие  региональных интеграционных связей России связано в первую очередь с  территориями бывшего советского пространства, в т.ч. и со странами Балтии, ныне – членами ЕС [10].

      Практика  подготовки и реализации инвестиционных проектов и программ по разработке и освоению на территории стран СНГ запасов минерально-сырьевых ресурсов, особенно углеводородного сырья, развитию энергосистем и другим направлениям, от реализации которых во многом зависит функционирование экономики России, является важной составной частью стратегии прорыва регионального интеграционного объединения в условиях глобальной экономики.

      Взаимодействие  в производственно-технологической  сфере будет направлено на развитие сотрудничества в ключевых отраслях экономики: в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, машиностроении, пищевой промышленности. Особое внимание будет уделяться расширению сотрудничества в области обеспечения надежности функционирования действующих топливно-энергетических, железнодорожных, водных и иных транспортных коммуникаций, проходящих через территорию России и государств СНГ в третьи страны, и строительству новых.

      Сотрудничество  в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) должно также приобрести более динамичный характер. Ожидается завершение формирования в полном объеме единой таможенной территории с общим рынком товаров (услуг) и создания на этой основе единого экономического пространства с согласованным проведением экономических преобразований, базирующихся на однотипных принципах хозяйствования. С основными партнерами России по ЕврАзЭС - Белоруссией и Казахстаном продолжатся работы по формированию Единого экономического пространства, создание которого совместно с Украиной определено соответствующим Заявлением глав государств этих стран, подписанным 23 февраля 2003 года. Сотрудничество с Белоруссией ориентирунтся на реализацию Договора о создании Союзного государства и Программы действий в его развитие. Необходим комплекс мер по сближению проводимых в обоих государствах экономических реформ, по завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области тарифного и нетарифного регулирования, по выработке согласованных сторонами методов государственного регулирования экономики.

Информация о работе Проблемы внешней торговли РФ