Автор работы: v*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:20, реферат
Цель работы – проблемы внешней торговли России.
Задачи работы:
исследовать особенности внешней торговли России;
проанализировать развитие международных и торговых связей экономики России.
Введение………………………………………………………………………………....3
1. Особенности внешней торговли России ……………………………….…………..4
2. Развитие международных и торговых связей экономики России ……...…..……11
Заключение………………………………………………………………………..……18
Список литературы………………………..………..…………………………..…..….20
Повышение
конкурентоспособности
Итак, позиции России достаточно сильны на рынках энергоресурсов и сырья, но слабы в машиностроении и рынках высоких технологий.
2. Развитие международных и
Согласно рейтинговой оценке конкурентоспособности Мирового экономического форума экономика России опережает Индию и Китай по производству ВВП на душу населения, но отстает от них по индексу инновационной способности и по эффективности инновационной политики. Для Китая также характерна тенденция технологического развития. Несомненным преимуществом России является наличие численности выскоквалифицированных научных кадров, формирование которых в других странах требует многих десятилетий и высоких инвестиционных затрат.
В России созданы своего рода заделы в области НИОКР на будущее – это преимущественно сфера космических технологий, спутникостроения (РКК «Энергия», ГНПКЦ им. Хруничева, НПО «Энергомаш» и др.) Положительный баланс имеет Россия в торговле с США в области атомной энергетики, хотя сам товарооборот невелик – 400 млн.долл. Имеющийся научно-технологический потенциал России остается достаточно высоким, но его поступательному развитию препятствует ряд институциональных факторов – низкий приоритет науки и образования среди задач государственной политики, снижение социального статуса ученых и инженеров, наличие теневого сектора и коррупция государственного аппарата. Предполагается, что, начиная с 2010 года, начнут сказываться последствия реструктуризации сети научных организаций, которые усилят тенденцию к снижению численности работников, выполняющих исследования и разработки[3, с. 68].
К 2009 году объем затрат за счет бюджетных средств увеличится на 63–64% от уровня 2002 года и достигнет 111,5–111,9 млрд. рублей (в ценах 2001 года), более 50% общего объема внутренних затрат на исследования и разработки. Таким образом, сохранится тенденция к снижению доли бюджетных средств в финансировании исследований и разработок. В 2002 году, по оценкам, насчитывалось 4010 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, из них 2860 (71,3%) – государственной формы собственности. Предполагается, что к 2006 году их количество уменьшится до 3880-3950 (на 1,5-3,2% от уровня 2002 года) [10].
Накопленный человеческий капитал определяет способность общества к качественно новому этапу развитию, а следовательно его характеристикой выступает уровень образования, качество и продолжительность жизни и трудоспобности, способность самовоспроизводства на качественно более высоком уровне. По оценкам Минэкономразвития и торговли России в стране продолжится процесс депопуляции ( 2002 г. – 143.5 млн.чел.; в 2006 г. 140,7 млн.чел, т.е. 98%), восполнение которого может быть обеспечено с одной стороны существенным улучшением качества жизни и повышения рождаемости, с другой – притоком зарубежной рабочей силы, в т.ч. в рамках стран СНГ. Согласно системы эколого-экономического учета (CЭЭУ) ООН (2000г.) и принимая во внимание рекомендации Всемирного Банка по оценке «инвестиций в человека» - человеческий и природный капитал России выше аналогов стран «большой семерки», но по общему объему накопленного богатства Россия находится на втором после США месте[10].
Оценка природного капитала России характеризуется тем, что 1/3 – это леса и земля, в т.ч. обрабатываемая, а 2/3 - полезные ископаемые. Экспертные оценки однако отличаются, так административный уровень (министерства, ведомства) определяют природный капитал в 7 раз превышающий накопленные материальные богатства, а независимые специалисты-ученые – что в 50 раз. Таким образом, в современной России многие специалисты выделяют две основные компоненты формирования конкурентоспособного воспроизводимого капитала – или источника роста – дешевая квалифицированная рабочая сила и более рациональное использование природных богатств, повышая их отдачу обществу в целом. В Объединенных Арабских Эмиратах в бюджет в среднем поступает от экспорта нефти до 90% прибыли компаний, в Норвегии – 80%, в России же – не более 50%.
Эксперты
оценивают причины в
Сегодня практически все страны признают, что природные богатства –часть национальной экономики страны, а потому введение природной ренты –есть шаг по пути перераспределения бюджетом части получаемого дохода на цели экологического характера и на ликвидацию диспропорций территориального уровней развития, на поддержание наиболее незащищенных слоев народонаселения. Но для качественного исполнения этой задачи необходимо эффективное государство, способное решить эти задачи, обеспечив достаточный уровень прозрачности и поставив заслоны коррупции[4, с. 117].
Проводимая
в настоящее время
Выработка
«стратегии инновационного прорыва» предполагает
формирование комплекса условий, способных
обеспечить выход России из сегмента
преимущественно минерально-
В мировой торговле спрос на
машиностроительном рынке
Отсюда
селективность научно-
В условиях глобализации инновационно-технологический прорыв опирается на интеграционные связи, в первую очередь региональную интеграцию. К инструментам относятся как непосредственно поставки товаров и услуг на основе кооперации и специализации технологически замкнутых циклов новой продукции, торговли патентами и лицензиями и технологиями до выработки общей инновационной стратегии стран СНГ, ЕврАЗЭС, Единого экономического пространства и пр., а также использование инструментов государственного регулирования в целях развития с участием российских инвестиций ТНК и стратегических альянсов, работающих в области инновационного производства. Характерным выступает и то обстоятельство, что выработка и реализация предлагаемой стратегии возможна лишь на базе партнерства государства, предпринимательского корпуса и общества. Государство с помощью экономических и административных регуляторов обеспечивает разработку, прогнозирование и реализацию этой стратегии. Главным выступает то, что формируется предпринимательский климат в стране, способствующий предпринимателям разрабатывать, внедрять инновации, тем самым резко повышать свою внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность.
Человеческий же ресурс будет активно участвовать в инновационном процессе, объединясь в общественные и неправительственные организации, в т.ч.с помощью свободных СМИ. Реализация предлагаемой стратегии в настоящее время не должна исключать из сферы эффективного государства сегменты экономики России, развитие которых может в краткосрочной перспективе обеспечить рост темпов экономического развития:
потребительский рынок, прежде всего продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности;
инвестиционное машиностроение;
энергопотребление – в частности производство технологий и оборудования для энергосберережения;
для традиционных товаров экспорта необходимо повысить глубину переработки природного сырья, ископаемого топлива, улучшение качества и ассортимента получаемой из них продукции, что будет способствовать формированию доходной части государственного бюджета.
Развитие региональных интеграционных связей России связано в первую очередь с территориями бывшего советского пространства, в т.ч. и со странами Балтии, ныне – членами ЕС [10].
Практика подготовки и реализации инвестиционных проектов и программ по разработке и освоению на территории стран СНГ запасов минерально-сырьевых ресурсов, особенно углеводородного сырья, развитию энергосистем и другим направлениям, от реализации которых во многом зависит функционирование экономики России, является важной составной частью стратегии прорыва регионального интеграционного объединения в условиях глобальной экономики.
Взаимодействие
в производственно-
Сотрудничество в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) должно также приобрести более динамичный характер. Ожидается завершение формирования в полном объеме единой таможенной территории с общим рынком товаров (услуг) и создания на этой основе единого экономического пространства с согласованным проведением экономических преобразований, базирующихся на однотипных принципах хозяйствования. С основными партнерами России по ЕврАзЭС - Белоруссией и Казахстаном продолжатся работы по формированию Единого экономического пространства, создание которого совместно с Украиной определено соответствующим Заявлением глав государств этих стран, подписанным 23 февраля 2003 года. Сотрудничество с Белоруссией ориентирунтся на реализацию Договора о создании Союзного государства и Программы действий в его развитие. Необходим комплекс мер по сближению проводимых в обоих государствах экономических реформ, по завершению унификации хозяйственного законодательства, особенно в области тарифного и нетарифного регулирования, по выработке согласованных сторонами методов государственного регулирования экономики.