Профессиональные союзы и их роль на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 15:53, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли профсоюзов на рынке труда.
Задачами курсовой работы являются:
изучение истории профсоюзного движения в России и за рубежом;
определение роли, функции и задачи деятельности профсоюзов на рынке труда;
исследование современного состояния и перспективы развития профсоюзов в России.

Работа состоит из  1 файл

курсовая профсоюзы.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

По данным ФОМ, уже на начало 2008 года почти половина россиян заявили о положительном отношении к участникам забастовок. Это почти двух кратный рост доверия к профсоюзам за последние годы. В общественном сознании начинает доминировать убежденность, что забастовки — это единственный эффективный способ защитить свои права.

С 2006 года независимые профсоюзы получили выход, как на российские, так и на крупные европейские и американские СМИ. В 2007 году они стали инициировать мощные кампании в западных СМИ, используя активно тему репрессий в отношении своих активистов, призывая не покупать товары до тех пор, пока требования профсоюзов не будут удовлетворены. Таким образом, профсоюзы получили мощный инструмент влияния на руководство компаний, активно прибегали к технологии социального шантажа, не боясь наносить ущерб бренду компании.

Вмешательство третьих лиц: международных правозащитных  структур, международных профсоюзных  федераций, российских левацких организаций  и представителей радикальной оппозиции  — все это провоцирует создание новых альтернативных независимых  профсоюзов, способствует росту социальной активности в стране и стимулирует протестные настроения.

Существенное  улучшение технологической базы независимых профсоюзов8:

— независимые  профсоюзы активно используют интегрированные  коммуникативные стратегии, задействуют  все имеющиеся в распоряжении ресурсы: внешние и внутренние;

— налажен выпуск собственных рекламных, агитационных материалов, выпуск специальных газет, внедряются сетевые способы коммуникации с активом, создаются форумы и  новые коммуникативные площадки — выстраивание альтернативных каналов коммуникации;

— почти на всех предприятиях новыми лидерами независимых  профсоюзов становятся журналисты и  пиарщики, которые либо занимались профессиональным освещением деятельности трудового коллектива, либо в прошлом  имели опыт проведения информационных кампаний. Новыми лидерами часто становятся идеологи, пропагандисты и интеллектуалы;

— в последнее  время представители радикальной  оппозиции также начали выпускать  несколько газет и распространять их на предприятиях.

3.2. Перспективы профсоюзного движения

 

При оценке перспектив профсоюзного движения в России в целом необходимо принимать во внимание следующие  обстоятельства:

Во-первых, российское профсоюзное движение, как и вся страна, находится в переходном состоянии: большинство профобъединений, так или иначе, сочетают в себе черты государственной профессиональной корпорации и элементы западной профсоюзной модели.

Во-вторых, профдвижение, как и вся страна, переживает глубокий кризис, охвативший все стороны жизни как старых, так и новых профсоюзов.

В-третьих, говоря о российских профсоюзах, прежде всего и в основном приходится иметь в виду профорганизации, входящие в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР), являющуюся преемником ВЦСПС.

Несмотря на многообещающий старт в начале 90-х годов новых, альтернативных ФНПР профсоюзов, им так и не удалось стать влиятельной гражданской силой, привлечь в свои ряды значительную часть трудящихся.

В-четвертых, оценивая перспективы профсоюзного движения необходимо учитывать, что страна находится в полосе экономического кризиса и будущее сегодняшних профсоюзов всецело зависит от того, насколько эффективно они смогут выполнять свою социально-защитную функцию в условиях кризисной экономики.

Не успев обрести  качественную определенность, соответствующую условиям рыночной экономики, старые и новые профсоюзы оказались в ситуации затяжного разрушительного кризиса: кадрового, финансового, идеологического.

Вовне кризис проявляется  как в абсолютном снижением численности  членов профсоюзов, так и в крайне не значительном влиянии профсоюзов на положение дел и в стране в целом и на конкретных предприятиях.

Основные причины кризиса:

1. Общий экономический  кризис, снижение производства, нерентабельность, упадок большинства предприятий,  при всей расторопности и агрессивности некоторых профсоюзов, объективно свели к минимуму возможности добиваться повышения заработной платы, сохранения социальных гарантий, занятости и т.д. В условиях системного всеобъемлющего кризиса профсоюзы малоэффективны с точки зрения улучшения положения конкретного работника.

2. Низкая цена рабочей  силы во время экономического  кризиса свела к минимуму платежеспособность  членов профсоюза. Отсутствие  взносов подорвало профсоюзы  как структуру, как гражданский  институт. Длительность экономического кризиса и отсутствие профсоюзных резервных фондов сделало это обстоятельство фатальным для многих профобъединений. Кроме того, существенно подорвало финансовое положение профсоюзов изъятие у них фондов соцстраха (пользуясь правовой неаккуратностью проведения этой акции некоторые "свободные профсоюзы" сохранили за собой соцстрах, но столкнулись с массой технических проблем, связанных с переориентацией финансовой системы на государственный фонд соцстраха).

3. Несоответствие условиям  рыночной экономики профсоюзной идеологии, кадров, опыта, технологий, сформировавшихся в советское время. Как ни странно, кризис внутри старых профсоюзов в определенном смысле был смягчен общим социально-экономическим кризисом. "Негативное огосударствление" профсоюзной деятельности, ритуальная конфронтация с режимом позволило старым профлидерам оттянуть решение таких губительных для них проблем как переориентация социальных требований с государства на собственника предприятия, освоение новых рыночных технологий наиболее выгодной продажи рабочей силы, ведения согласительных процедур, судебного разрешения споров по коллективным договорам и тарифным соглашениям и т.д. и т.п.

В соревновании "независимых" и "свободных", старых и новых, советских и альтернативных победили первые. Причины те же - поглотивший страну социально-экономический кризис. Новые, альтернативные ФНПР профсоюзы, изначально ориентировавшиеся на западную профсоюзную модель и в большинстве своём лояльно относившиеся к либеральным реформам, с одной стороны, не смогли предложить лозунги и протестные технологии, которые бы соответствовали настроениям и интересам индустриальных рабочих и "бюджетников", наиболее пострадавших от реформ. С другой стороны, в какой-то степени по тем же причинам, но в основном из-за отсутствия прочной финансовой базы (проблемы с взносами, соцстрахом) они не смогли закрепиться и в неиндустриальных отраслях, на малых и средних предприятиях, где в начале 90-х их влияние было значительно. ФНПР же, несмотря на значительные потери, выжила и просто благодаря накопленной за советские годы "массе", и из-за консерватизма и пассивности большой части членов, и в значительной степени благодаря социально-защитному популизму: пусть имитационному, лозунговому, но ясно выраженному курсу на "защиту трудящихся от антинародных реформ", что позволило ФНПР сохранить себя на предприятиях депрессивных отраслей и "бюджетной сферы".

В настоящее время  большинство новых профсоюзов переживают не просто кризис, а распад, деградацию. Те немногие, что остались на поверхности общественной жизни, в основном заняты сиюминутными проблемами выживания аппарата, сохранения себя как структуры. Некоторые, время от времени, пытаются найти выход в политизации.

Оценивая перспективы  профсоюзов в новой ситуации, необходимо ответить на три вопроса. Первый: каковы основные качественные характеристики конфликта между трудом и капиталом в настоящее время, каковы основные интересы наемного работника, работодателя и государства на этом этапе. Второй: соответственно, какими качествами должны обладать профсоюзы, чтобы соответствовать своей социально-защитной функции. Третий: насколько сегодняшние профсоюзы обладают этими качествами или, точнее, насколько профсоюзы способны приспособиться к новой ситуации.

Можно предполагать следующие  изменения в системе отношений: государство - наемный работник - работодатель:

1. Ослабление регулирующей  роли государства; основная ответственность  за судьбу предприятия переходит  от государства к собственнику, работодателю.

2. Окончательно ликвидируются,  разукрупняются, перепрофилируются с радикальной заменой персонала многие крупные промышленные предприятия - опора сегодняшних профсоюзов, прежде всего ФНПР.

3. Складываются трудовые  коллективы на новых малых  и средних предприятиях, образовавшихся  во время реформ и практически неохваченных профсоюзным движением.

4. Растет безработица  - борьба за повышение зарплаты, квалификации, качества социального  страхования, улучшение условий  труда и отдыха заменяется  борьбой за сохранение рабочих  мест и своевременную выплату заработной платы.

Все это потребует  от ФНПР, даже с точки зрения простого выживания, следующих радикальных  изменений в стратегии, тактике  и самой сути деятельности:

1. Деполитизация требований.

2. Замена основного  контрагента с государства на  собственника.

3. Освоение новых групп  предприятий и отраслей.

4. Овладение технологиями  борьбы за повышение заработной  платы, улучшение условий труда,  социального страхования, профессиональное  обучение, охрана труда и т.д. 

5. Разрыв системного альянса с работодателем (взаимодействие, сотрудничество, но не союз).

Выводы 

1. Деятельность ФНПР  как профобъединения в значительной  степени имеет имитационный характер. По сути ФНПР является одной  из политических групп давления, отстаивающих перед государственной  властью интересы узкого круга лиц. В данном случае профсоюзных функционеров, заинтересованных в сохранении контролируемых ими ресурсов и собственного статуса. "Защита интересов трудящихся" осуществляется постольку, поскольку способствует решению этой основной задачи.

2. Выживание ФНПР как  структуры в условиях экономической  стабилизации и роста всецело  зависит от того, удастся ли  Федерации стать реальным профсоюзом, для чего необходимо уже сейчас  готовить радикальное самореформирование  по указанным выше направлениям. Прежде всего, речь должна идти о кадровом обновлении.

3. В настоящее время  у лидеров ФНПР отсутствует  воля и ресурсы для осуществления  таких преобразований.

Заключение

Таким образом, профсоюзы – это коллективные организации, первостепенной задачей которых должна стать улучшение финансовых и нефинансовых условий занятости своих членов. Они могут объединять как работников одной отрасли, независимо от их профессии (например, всех, кто работает в автомобилестроении – от главного конструктора до секретарши), так и работников одной профессии, независимо от места работы (например, адвокатов).

Профсоюзы должны оказывать позитивное воздействие на продуктивность. Позитивная роль профсоюзов определяется тем, что они выступают в качестве «голоса масс», способного выражать предпочтения и претензии работников к нанимателям непосредственно высшему управленческому персоналу, а также дают возможность работникам участвовать в разработке норм и правил труда на внутреннем рынке.

Роль  профсоюзов в своей сути исключительно позитивна. Так, они контролируют деятельность работодателя, не давая ему нарушать заключенные трудовые договора; контролируют условия труда, заставляя фирмы улучшать эти условия, что в конечном итоге приводит к снижению трудового травматизма и профессиональной заболеваемости; контролируют условия трудовых договоров между работодателями и работниками, не позволяя включать работодателю в эти договора несправедливые условия.

Все же, со стороны  государства совершенствование  российского рынка труда в  современных условиях необходимо.

На основе зарубежного  опыта, можно предположить собственные  рекомендации, в соответствии с которыми политика занятости в России должна включать в себя четыре основных элемента:

  • ограничительную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
  • политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
  • стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
  • селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

Для снижения уровня безработицы России в качестве собственных  рекомендаций можно выделить следующие:

  • осуществление программ переподготовки и переквалификации безработных;
  • создание новых рабочих мест;
  • улучшение условий работы профсоюзов;
  • осуществление программ по поддержке занятости среди молодежи;
  • финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.

Очень важно  использовать опыт, накопленный в  области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 30 -е годы.

 

 

1 Фильчакова С. Представители сторон социального партнерства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. N 5. С. 48

Информация о работе Профессиональные союзы и их роль на рынке труда