Прогнозирование народнохозяйственных пропорций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:47, курсовая работа

Описание

Народнохозяйственные пропорции - соотношение материально-вещественных элементов производства и рабочей силы между сферами и отраслями экономики.

Содержание

Введение

Возникновение прогнозирования и планирования.

Прогнозирование и планирование в России и в СССР.


Пропорции народного хозяйства и их прогнозирование и планирование.

Заключение.


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

прогнозирование.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ 
 
 

Социальное  и экономическое  прогнозирование  в пищевой промышленности.

тема  работы «Прогнозирование народнохозяйственных пропорций» 
 
 

выполнила студентка 

III курса

группы 98-001 (6)

Топтунова К.Г.

Проверил

Морозов А.В.  
 
 

Казань,  2011 
 

Содержание  

  1. Введение 
 
  1. Возникновение прогнозирования и планирования.
 
    1. Прогнозирование и планирование в России и в СССР.
 
 
  1. Пропорции народного хозяйства и их прогнозирование  и планирование.
 
  1. Заключение.
 
 
  1. Список  литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Народнохозяйственные  пропорции  - соотношение материально-вещественных элементов производства и рабочей силы между сферами и отраслями экономики. Механизм формирования пропорций народного хозяйства определяется природными, историческими условиями, а также социально-экономическими отношениями в обществе. К народнохозяйственным пропорциям относятся: общеэкономические, т. е. пропорции между сферой материального производства и непроизводственной сферой; производством средств производства и производством предметов потребления; между фондом потребления и фондом накопления и т. д. К отраслевым пропорциям народного хозяйства относятся пропорции между промышленностью и сельским хозяйством, строительством, транспортом и другими отраслями; к внутриотраслевым - между отдельными производствами в пределах отрасли (между растениеводством и животноводством, чугуна и стали в металлургии и т. д.). Большое значение, особенно в странах с большой территорией, имеют территориальные пропорции между отдельными экономическими регионами, размещением производительных сил в этих регионах. Существенны также материальные пропорции между производством и потреблением, ввозом и вывозом видов продукции как внутри страны, между районами, так и за ее пределы. Изменение народнохозяйственных пропорций связано с преобразованиями в производительных силах и в структуре производства. Так, например, главной тенденцией в современном мире является развитие наукоемких, безотходных производств и новейших технологий, производство наиболее экономичных видов топлива и сырья, что приводит к изменению народно-хозяйственных пропорций. Для оптимизации народнохозяйственных пропорций во многих странах составляются материальные и стоимостные балансы - межотраслевой баланс, баланс национального дохода, валового общественного продукта и т. д.Чаще всего понятие «сфера» используется для характеристики совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями (например отношениями собственности): частный сектор, государственный сектор, кооперативный и пр. Для анализа тенденции народного хозяйства важное значение имеют соотношения между его структурными подразделениями: между производством средств производства и производством средств потребления, промышленностью и сельским хозяйством и т. д.

    1. Возникновение прогнозирования и планирования. 2.1.Прогнозирование и планирование в СССР.

    В последнее  время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах. Повсеместно стала острее осознаваться практическая ценность "предсказательной функции научных теорий с целью  принятия обоснованных решений. Возрастает актуальность повышения качества прогнозных исследований, что требует более углубленного изучения и разработки основных проблем, возникающих в прогнозировании. Решению этих проблем в определенной мере будут способствовать изучение и использование мирового опыта. Целесообразно взять на вооружение все, что уже наработано, — теоретические и методологические основы прогнозирования и планирования, а также практический опыт разработки прогнозов, планов, программ и их осуществления.Всякое экономическое явление может быть познано в развитии. В связи с этим представляет интерес исторический аспект развития прогнозирования, методологии и практики планирования, раскрывающий их объективные корни и формирование конкретных условий их становления. Прогнозирование и планирование не являются специфическими атрибутами социалистической экономики. История свидетельствует, что прогнозирование возникло много столетий назад. Прогнозировали развитие своего хозяйства и феодалы. Однако совершенства планирование и управление производством на основе плана внутри фирмы достигли при капитализме. План как система экономических мероприятий в хозяйстве (крупном или мелком) возник вместе с появлением разделения и кооперации труда и служит программой хозяйствования в определенный временной период. При углублении разделения общественного труда появляется необходимость установления и поддержания пропорций. Планомерность как общественная категория возникает по мере становления общественно-государственной, муниципальной собственности. Экономическая мысль в поисках путей становления системы планирования претерпевала колебания, вступала в противоборство, допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни.  

    В России, а  затем в СССР планирование на макроуровне  возникло в 20-е гг. С целью организации планового руководства хозяйством страны в 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), в последующем преобразованный в руководящий центр управления и планирования промышленности. В 1918 г. были организованы областные, губернские и уездные советы народного хозяйства, на которые возлагалось управление всей экономической жизнью данных административных районов. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе была организована общегосударственная плановая комиссия (Госплан). Председателем Госплана был назначен Г.М. Кржижановский, талантливый ученый и инженер-практик.Первый долгосрочный план, представляющий интерес с точки зрения общей методологии планирования, — это план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России), разработанный в 1920 г. В нем дан анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. При его разработке использован программно-целевой метод, предполагающий определение цели и разработку комплекса взаимодействующих мероприятий по ее достижению. План ГОЭЛРО предусматривал увязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии и охватывал основные отрасли экономики. Он положил начало экономическому районированию. Территория страны была разделена на восемь экономических районов. В зависимости от возможностей района планировалось его дальнейшее хозяйственное развитие. Для каждого района намечался определенный план работы по электрификации и решался вопрос о рациональном размещении промышленности на территории страны. Предусматривалось приближение промышленности к источникам сырья и топлива, районам потребления, в частности продвижение промышленности на Восток. Развитие экономических районов должно было происходить путем реконструкции промышленных предприятий, перевода их на рельсы современной техники. На основе подсчета материальных ресурсов и денежных средств был сделан выбор строительства первоочередных электростанций.План ГОЭЛРО имел огромное методологическое значение. Это был первый опыт научного перспективного планирования. Разработанные комиссией ГОЭЛРО методологические принципы послужили основой для дальнейшей работы в области планирования. По существу впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны. Наряду с балансом по отдельным видам ресурсов была определена общая смета затрат. Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие. Это касается методов экспертных оценок, экстраполяции, балансового метода. Например, использование балансового метода для согласования проектировок по плану ГОЭЛРО явилось первым практическим применением его на государственном уровне. В пос­ледующие годы он становится ведущим методом планирования. С планом ГОЭЛРО связаны и истоки разработки макроэкономических моделей.В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны были согласовываться краткосрочные планы. Однако последние иногда резко отходили от плана ГОЭЛРО, поскольку разрабатывались в основном методом экстраполяции и представляли собой "прогнозы", сформированные лишь на основе тенденций развития экономики в прошлом и настоящем. Не случайно в методологии планирования спорным был вопрос о соотношении объективного и субъективного начал в формировании плана.Известные теоретики 20-х гг. Н.Д. Кондратьев в работе "План и предвидение" и В.Н. Базаров в работе "Принципы построения перспективного плана" в качестве отправного пункта методологии рассматривали так называемые генетические и телеологические (целевые) начала создания плана. По мнению Н.Д. Кондратьева, предпочтительным является генетический подход, который исходит из учета объективных условий, из анализа прошлого опыта других стран и экстраполяции выводов на будущее. Для планирования это означало его опору на научное предвидение, вытекающее из прошлого без учета конкретных потребностей общества и изменяющихся условий. А.Н. Ковалевский в брошюре "К методологии перспективного планирования" (1924) отмечал, что план восстановления и реконструкции национального производства должен строиться не генетически, а телеологически, не путем проектирования в будущее фактической динамики настоящего, а посредством целевого построения преобразований. Следователь­но, хозяйствование, не подчиненное общественной цели, предполагает стихийность развития. Однако на выборе цели, ее обосновании сказывается субъективная позиция того или иного ученого, специалиста, государственного дея задачи разрабатывались в рамках АСПР, ОАСУ и АСУП квалифицированными специалистами НИИ, но носили в силу указанных причин в основном экспериментальный характер. Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., когда начал осуществляться переход к экономическим методам управления. В стране было предусмотрено расширение сферы товарно-денежных отношений в качестве необходимой базы для усиления материального стимулирования и повышения эффективности общественного производства. Среди других показателей на первое место была поставлена прибыль. С помощью цен стимулировалось производство товаров более высокого качества путем установления надбавок к ценам. Для товаров пони­женного качества предусматривались скидки. В результате в экономическом развитии страна добилась существенных успехов. Для последующих пятилетних планов было характерно упорное стремление следовать пропорциям восьмой пятилетки, хотя экономика явно сопротивлялась этому. Снижение темпов экономического роста ограничивало объем ресурсов, которые могли быть направлены на социальные нужды. Плановики понимали, что решение этих проблем возможно лишь в условиях резкого повышения эффективности общественного производства. Кроме того, принималось множество решений директивного характера о развитии отдельных отраслей и регионов, которые считались обязательными для учета в планах. Нередко Госплан СССР, приступая к разработке очередного плана, обнаруживал, что объемы капитальных вложений на плановый период по большинству отраслей заранее определены вышедшими решениями. Народнохозяйственные пропорции уже в планах деформировались, так как плановики обязаны были максимально выполнить директивные решения. Следующий этап связан с принятием в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы", которым предусматривалось усиление роли пятилетних планов и расширение применения норм и нормативов при их формировании. Однако это постановление практически не реализовывалось и в конце 80-х гг. стала осуществляться коренная перестройка уп­равления экономикой. В 1987 г. был разработан и принят сборник документов "О коренной перестройке управления экономикой", среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". Деятельность Госплана подверглась резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечению условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократилось количество утверждаемых показателей. С 1988 г. предприятиям стали доводиться контрольные цифры-ориентиры, государственный заказ, лимиты и экономические нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер. Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х гг.) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ начали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Пропорции народного хозяйства и их прогнозирование и планирование
 

    Структура экономики  отражает соотношение отраслей, регионов, производства отдельных видов продукции, стоимостных элементов воспроизводства. Выделяют различные формы структуры экономики в зависимости от объекта: народнохозяйственную, межотраслевую, отраслевую, внутриотраслевую, территориальную, межгосударственную. Структура отражается через пропорции – количественные соотношения между определенными показателями.

    Народнохозяйственные  пропорции – это пропорции между ВНП и НД, фондом потребления и фондом накопления национального дохода, I и II подразделениями общественного производства, производством средств производства и производством товаров народного потребления и т.д. Одной из наиболее важных является соотношение между I и II подразделениями общественного производства, так как от его соотношения зависит ход и темпы экономического развития. В экономике действует закон преимущественного роста I подразделения, но он действует как тенденция. Интенсификация общественного воспроизводства создает предпосылки для сближения темпов роста обоих подразделений и даже преимущественного роста II подразделения. В целом на данное соотношение влияет две группы факторов: а) характер технологического прогресса (фондоемкий или фондосберегающий), б) динамика доли производственных инвестиций в ВВП страны (чем быстрее растет, тем более быстро развивается I подразделение).

    Межотраслевые пропорции отражают взаимосвязи  между отраслями, объединенными  по принципу технологической общности. Они отражают общественное разделение труда. Экономическая функция межотраслевых потоков продукции состоит в обеспечении пропорциональности между развитием отдельных отраслей в формировании ВВП, которая осуществляется в соответствии с принятым компромиссом между критериями экономического роста.

    Приоритет критерия масштаба вызывает преимущественное развитие отраслей добычи и первичной переработки  природных ресурсов и повышает долю промежуточного продукта в общем объеме производства.

    Приоритет критерия качественного уровня предопределяет преимущественное развитие отраслей, непосредственно формирующих материально-вещественный состав ВВП, требует совершенствования технологических процессов.

    Результат экономического роста в народном хозяйстве – это конечная, а не промежуточная продукция. Поэтому экономия текущих материальных затрат предметов труда с точки зрения конечной продукции равнозначны дополнительному приросту ВВП. Важнейшая форма экономии текущих материальных затрат – это прогрессивные структурные сдвиги в промежуточном продукте. Наиболее существенные: а) массовое замещение традиционных материалов химическими продуктами, б) увеличение удельного веса газа в топливно-энергетическом балансе страны, в) уменьшение габаритов и массы выпускаемых машин, г) утилизация отходов и т.д.

    Под воздействием НТР существенно интенсифицируются межотраслевые связи производства и распределения продукции. А это означает, что процессы, происходящие в одних отраслях, оказывают все большее влияние на развитие других отраслей, на сферу материального производства. В этих условиях обеспечение межотраслевой пропорциональности народного хозяйства требует не максимизации выпуска отдельных отраслей производства, а решения глобальных социально-экономических задач: удовлетворение общественных потребностей страны в продовольствии, топливно-энергетических ресурсах, наращивании инвестиционного потенциала и техническом перевооружении производства, обеспечении эффективного функционирования производственной инфраструктуры. Для решения этих проблем необходима тесная координация групп производства, образующих определенные межотраслевые комплексы, цель развития которого состоит в реализации крупной социально-экономической задачи с минимальными совокупными затратами. Основой образования межотраслевых комплексов является единство цели, взаимозаменяемость и взаимодополняемость конечной продукции, технологическая последовательность обработки исходного сырья и направленность межотраслевых потоков предметов труда.

    Отрасль –  совокупность самостоятельных предприятий, цехов и производств, характеризующихся единством назначения вырабатываемой продукции, общностью технологического процесса, однородностью перерабатываемого сырья. Отраслевую структуру характеризуют степень общественного разделения труда, уровень отраслевой дифференциации, производственные связи между отраслями.

    Показатель  количественных соотношений между  отраслями определяется по формуле:

    где Уi – удельный вес отрасли в общем объеме,

     Кi –  объем выпуска продукции, стоимости  основных производственных фондов, численность промышленно-производственного персонала в отрасли,

    - то же  для всей экономики страны.

    При прогнозировании  направления развития экономики  важное значение имеет выявление  структурных сдвигов. Изменение  количественных соотношений между отраслями за исследуемый период определяется как разность их удельных весов в общем объеме производства, основных фондов или численности работников: 

    Интенсивность изменения отраслевой структуры  определяется темпами роста удельного веса отрасли: .

    Для характеристики интенсивности изменения отраслевой структуры используется отраслевой коэффициент опережения: ,

     где Тi  – темп развития отрасли, 

     Тn –  темп развития экономики. 

    На основе коэффициента опережения и отраслевой структуры в базовом периоде можно экстраполировать структуру экономики страны в прогнозируемом периоде:

     Уi3 = КoiУi2

    Внутриотраслевые  связи характеризуют удельный вес продукции собственного производства, используемой для дальнейшего производства, во всем производственном потреблении. Они отражают уровень общественного разделения труда на уровне отрасли.

    Факторы, которые  необходимо учитывать при прогнозировании отраслевых структурных сдвигов:

    • Структура  и объем потребительского спроса,

    • Уровень  развития производительных сил,

    • НТР,

    • Рост материального  и культурного уровня жизни населения,

    • Уровень  интенсификации производства,

    • Степень  общественного разделения труда  и развития прогрессивных форм организации  общественного производства,

    • Наличие  природных ресурсов и степень их освоения,

    • Место страны в международном разделении труда  и ее внешнеэкономические связи. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение .

Планирование - это вид деятельности, который  осуществляется на всех уровнях экономической системы. Планы и прогнозы составляются предприятиями, региональными властями органами государственной власти. Их роль в современных условиях важна, так как информация и подготовленность к тем или иным ситуациям – главный ресурс рыночной экономики. В рамках данной работы были названы основные методы планирования, отличающиеся по срокам, методам проведения, степени вмешательства в экономические процессы и иным характеристикам. Разнообразие способов осуществления ценовых планов уже говорит о значимости такого планирования как направления вообще. Как было сказано, Минпромторг как один из органов власти, занимающийся планированием цен, не только составляет прогнозы, но и устанавливает целевые аланы. Метод целевого планирования особенно важен, так как помогает наравне с предвидением ситуации осуществлять контроль. Но планирование цен в России сталкивается с рядом проблем. В докладе одного из представителей Минпромторга в 2010 году было сказано, что все проблемы ценообразования и прогнозирования цен связаны с наследием прошлых десятилетий и требуют скорейшего решения. Были названы такие проблемы как отсутствие достаточного опыта использования методов планирования, сложность в применении методов на практике, риск вмешательства государства в процессы ценообразования и т.д.

Информация о работе Прогнозирование народнохозяйственных пропорций