Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:51, статья

Описание

Эффективность труда – комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда [1, С.127].

Работа состоит из  1 файл

статья. Губарев.doc

— 34.50 Кб (Скачать документ)

Губарев Р.В., УИ РГТЭУ 

Научный руководитель –  д.э.н., профессор Зимин А.Ф.

Производительность  и эффективность труда: понятие, особенности в торговле

Эффективность труда  – комплексная характеристика использования  трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда [1, С.127].

Успешность любой трудовой деятельности характеризуется ее эффективностью. Эффективность использования трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями:

- производительность  труда;

- затраты времени покупателей;

- качество обслуживания  и др.

Все эти показатели тесно  связаны между собой, поэтому  их нужно рассматривать во взаимосвязи.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также  по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.

Производительность труда  – это показатель эффективности  использования ресурсов труда (трудового  фактора).

В торговле производительность труда измеряется объемом продаж в течение конкретного временного промежутка (день, месяц, год).

Эффективность использования  человеческих ресурсов фирмы характеризует  производительность труда, которая  определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, рассчитываемые по следующим формулам:

          В = q/Чсп,

Тр = Т/q,

где q – объем произведенной  продукции или выполненной работы в натуральных или условно-натуральных  единицах измерения;

Чсп – среднесписочная численность работнико;

Т – время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часов.

Наиболее распространенным и универсальным  показателем производительности труда  является выработка продукции. На промышленных предприятиях в зависимости от единицы  измерения объема производства различают  три метода определения выработки – натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени [2, С.188].

Наиболее наглядно производительность труда характеризуется показателем  выработки в натуральном выражении, измеряемой в тоннах, метрах и т.д.

В стоимостном выражении  выработку на предприятии можно  определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции  в зависимости от области применения данного показателя. Выработка может  быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг [2, С.189].

Таким образом, эффективность  труда – это комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда.

Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также  по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары.

 На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.

В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности  и производительности труда работников нами  предлагается следующее:

- Изменение системы материального стимулирования с простой повременной на сдельно-премиальную – с окладной частью, которая будет являться постоянной и бонусной частью, которая будет варьироваться в зависимости от личных достижений;

- Активное использование современной формы обслуживания покупателей - самообслуживание;

- Повышение качества обслуживания покупателей;

- Расширение ассортимента для привлечения новых покупателей и повышения «проходимости» торговых точек сети.

Используемая литература

1. Экономика отрасли:  торговля и общественное питание / Е.А. Карпенко, В.А. Ларионова, Л.А. Ольхова и др.: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 224с.

2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В.Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601с.

 

 


Информация о работе Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле