Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:51, статья
Эффективность труда – комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда [1, С.127].
Губарев Р.В., УИ РГТЭУ
Научный руководитель – д.э.н., профессор Зимин А.Ф.
Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле
Эффективность труда – комплексная характеристика использования трудовых ресурсов. Во всех сферах деятельности измеряется как отношение результата к затратам живого труда. Основными показателями эффективности труда, в том числе в торговле, служат показатели производительности труда [1, С.127].
Успешность любой трудовой деятельности характеризуется ее эффективностью. Эффективность использования трудовых ресурсов, занятых в торговле, выражается следующими показателями:
- производительность труда;
- затраты времени покупателей;
- качество обслуживания и др.
Все эти показатели тесно связаны между собой, поэтому их нужно рассматривать во взаимосвязи.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.
Производительность труда – это показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора).
В торговле производительность труда измеряется объемом продаж в течение конкретного временного промежутка (день, месяц, год).
Эффективность использования человеческих ресурсов фирмы характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции, рассчитываемые по следующим формулам:
В = q/Чсп,
Тр = Т/q,
где q – объем произведенной
продукции или выполненной
Чсп – среднесписочная численность работнико;
Т – время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часов.
Наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда является выработка продукции. На промышленных предприятиях в зависимости от единицы измерения объема производства различают три метода определения выработки – натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени [2, С.188].
Наиболее наглядно производительность
труда характеризуется
В стоимостном выражении выработку на предприятии можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции в зависимости от области применения данного показателя. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал или месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).
Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг [2, С.189].
Таким образом, эффективность
труда – это комплексная
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары.
На повышение производительности и эффективности труда в торговле оказывает влияние множество факторов. В зависимости от степени и характера влияния на уровень производительности труда факторы можно объединить в три группы: материально-технические, организационно-экономические, социально-психологические.
В качестве мероприятий, направленных на повышение эффективности и производительности труда работников нами предлагается следующее:
- Изменение системы материального стимулирования с простой повременной на сдельно-премиальную – с окладной частью, которая будет являться постоянной и бонусной частью, которая будет варьироваться в зависимости от личных достижений;
- Активное использование современной формы обслуживания покупателей - самообслуживание;
- Повышение качества обслуживания покупателей;
- Расширение ассортимента для привлечения новых покупателей и повышения «проходимости» торговых точек сети.
Используемая литература
1. Экономика отрасли:
торговля и общественное питани
2. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В.Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601с.
Информация о работе Производительность и эффективность труда: понятие, особенности в торговле