Протекцаонизм и либерализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 20:38, реферат

Описание

В XX в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит не «защитительный», а агрессивный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и монопольно высокие цены.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2

Протекционизм……………………………………………………………………4

Либерализация…………………………………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………...9

Работа состоит из  1 файл

чистовик5.docx

— 23.92 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….......2

Протекционизм……………………………………………………………………4

Либерализация…………………………………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………...9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Внешнеторговая  политика представляет собой систему  мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего  рынка или на стимулирование роста  объема внешней торговли, изменение  ее структуры и направлений товарных потоков.

     Существуют  две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная  торговля, или либерализация торговли.

     Протекционизм характеризуется введением высоких  таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсо­вывают  экспортные премии, поощряющие вывоз  товаров за границу.

     Свободная торговля — это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными  пошлинами ввоз товаров.

Различные стадии исторического развития общества характеризуются разными системами  внешнеторговой политики.

     В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными  темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл  прогрессивную роль, способствуя  быстрому росту промышленности и  развитию экономики в целом.

     После промышленного переворота Англия стала  «промышленной мастерской мира»  и могла не опасаться иностранной  конкуренции. Это побудило английских промышленников от­казаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Вслед за Англией в 50—60-е гг. XIX в. поворот от протекционизма к свободной  торговле стал совершаться и в  других странах.

     В XX в. внешнеторговая политика существенно  изменилась: типичной ее формой снова  стал протекционизм, имеющий однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны  в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит  не «защитительный», а агрессивный  характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и монопольно высокие цены. Глубокое расстройство мирохозяйственных связей в результате «великого кризиса» и порожденных им торговых войн 30-х гг. побудило ведущие промышленно развитые страны координировать свои усилия по предотвращению подобных нежелательных рецидивов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Протекционизм.

     Протекционизм – это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение  барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной  конкуренции.

     В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной  экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при  этом существует опасность, что такая  защита станет постоянной, если она  служит интересам деловых или  политических кругов.

     Наиболее  популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм  может быть эффективным средством  стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить  благосостояние страны, но которая  не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей  защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных  внешних эффектов (хорошо обученная  рабочая сила или эффект обучения в процессе производства). В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены. Такая временная защита не противоречит главной цели сторонников свободной торговли – максимальной специализации на основе сравнительных преимуществ. Только с помощью временного равенства условий конкуренции отрасль способна достичь той стадии развития, которая позволит ей в полной мере использовать свой потенциал.

     Негативным  моментом при защите новых отраслей с помощью мер протекционизма является тот факт, что отрасли, нуждающиеся  в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая  протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это  необходимо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Либерализация.

     В связи с этим во время Второй мировой  войны на конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства  в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г. был  выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для  международной торговли и устранить  все формы дискриминационных  ограничений».

     После войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной  жизни в условиях научно-технической  революции, повышения роли внешнеэкономической  сферы и международного обмена как  важнейшего фактора развития производительных сил.

     Масштабы, направления и инструменты послевоенной внешнеторговой политики отражают бурный рост внешней торговли, усложнение ее структуры, переплетение новыми формами  мирохозяйственных связей, что потребовало  соответствующей модернизации механизма  регулирования внешнеэкономической  деятельности.

     Из  обширного комплекса проблем  в данной области следует выделить основные — общую тенденцию к  либерализации внешнеторгового  обмена и эволюцию внешнеторговой полити­ки  промышленно развитых государств по отношению к развивающимся странам.

     В современной политике регулирования  внешнеторгового обмена проявляется  объективная потребность в облегчении международного общения при повышении  степени интерна­ционализации производства и капитала. Эта тенденция в  области международных экономических  отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового  обмена, стремлении к устранению препятствий  на его пути. Такому курсу соответствует  политика либерализации торговли, т.е. применение всего комплекса мероприятий  по регулированию внутренней экономики  и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также  снижение таможенных и иных барьеров.

     Вместе  с тем либерализация внешней  торговли не является феноменом послевоенного  времени, так как ее элементы существовали и до воины. Однако современная либерализация  обладает рядом существенных отличий.

Во-первых, значительно расширен круг регулирующих мероприятий, они давно уже вышли  за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни. Сложнее и разветвленное стал механизм этой политики.

Во-вторых, неизмеримо возросла роль согласованных  международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового  оборота.

В третьих, и это, пожалуй, главное, если в предвоенный  период либерализация в международном  плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на некоторые небольшие  вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого  снижения «уровня помех» развитию внешней  торговли.

     Проблемы  либерализации в настоящее время  рассматриваются главным образом  в связи с задачами облегчения взаимного обмена развитых государств и расширения их доступа на рынки  товаров развивающихся стран. Именно так трактуется, понятие «либерализации»  сегодня в результате торгово-политической практики различных стран и деятельности международных организаций.

Либерализации внешней торговли в послевоенный период способствовало также то, что  формирование структуры международных  экономических отношений происходило  в условиях резкого изменения  баланса сил в пользу США. Еще  во время войны США представили  доклад Лиге Наций о будущей внешнеторговой политике, в котором необходимость  либерализации мотивировалась тесной взаимозависимостью, существующей между  свободой торговли и достижением  полного и стабильного использования  ресурсов.

     По  мере укрепления западноевропейского  и японского центров силы»  и соответствующего ослабления внешнеэкономических  позиций США заинтересованность в либерализации международного экономического обмена стала определяться общими потребностями в расширении международного разделения труда. В  этих условиях, особенно в связи  с борьбой развивающихся стран  за полный суверенитет над своими природными ресурсами, задачи либерализации  международной торговли во многом стали  трактоваться по-новому, с учетом интересов  всех участников внешнеэкономического обмена.

     Необходимо  подчеркнуть, что подобно тому, как  интернационализация производства вызвала повышение значимости внешней  сферы в качестве фактора экономического роста, так и активизация международного обмена обусловила объективную потребность в его либерализации. Причем либерализация — это не столько предпосылка, сколько средство в расширении товарооборота. Так, по утверждению экспертов ОЭСР, либерализа­ция торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.

     Особенно  заинтересованы в беспрепятственном  передвижении товаров между странами транснациональные корпорации, для  которых либерализация внешней  торговли в конечном счете является средством облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их интернациональных  промышленных комплексов.

     Таким образом, тенденция к либерализации  обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической  кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию мировой экономики.

     Основных  успехов политика либерализации  достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. Сосредоточение международных усилий на этом участке  объясняется следующими причинами.

Во-первых, исторически таможенные пошлины  олицетворяют собой регулирующую функцию  государства во внешней торговле, а их уровень является главным  критерием торгово-политического  режима.

Во-вторых, пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров.

В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифицированным  элементом торговой политики всех стран, что облегчает достижение договоренности об их взаимном снижении.

     Эти особенности таможенных пошлин во многом определили и формы согласованных  международных мероприятий по либерализации  торговли. К тому же при действии принципа наибольшего благоприятствования  как одного из базисных норм мировой  торговой политики XX в. предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распространение  этих льгот на всех их внешнеторговых партнеров. 

Заключение.

     Внешнеторговая  политика государства - целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Наднациональное и национальное государственное вмешательство в международную торговлю обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами, включая стремление сохранить отечественные запасы товаров первой необходимости и помешать потенциальным противникам получить товары, которые помогут им достичь своих целей. Такие цели более отчетливо существовали тогда, когда действовали две мировые альтернативные конкурентные системы, сейчас же встречаются, возможно, как остаточные явления в трансформирующихся странах. 

Информация о работе Протекцаонизм и либерализация