Провалы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:03, доклад

Описание

Под провалами рынка (market failures) чаще всего понимается его неспособность обеспечить эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. Иными словами, провалы рынка – это самые разнообразные ситуации, т.е. набор конкретных рыночных условий, связей и отношений, в рамках которых рыночная конкуренция не обусловливает достижения экономического оптимума.
Ситуации, свидетельствующих о несовершенстве рынков (традиционно от 3 до 5):
отсутствие совершенной конкуренции и неспособность противостоять монополисти

Работа состоит из  1 файл

провалами рынка кратко.docx

— 43.15 Кб (Скачать документ)

Под провалами рынка (market failures) чаще всего понимается его неспособность обеспечить эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. Иными словами, провалы рынка – это самые разнообразные ситуации, т.е. набор конкретных рыночных условий, связей и отношений, в рамках которых рыночная конкуренция не обусловливает достижения экономического оптимума.

Ситуации, свидетельствующих о несовершенстве рынков (традиционно от 3 до 5):

  1. отсутствие совершенной конкуренции и неспособность противостоять монополистическим тенденциям;
  2. отказ от производства (или недопроизводство) общественных благ;
  3. отсутствие реальной возможности (а точнее, необходимости) учета и адекватной компенсации внешних эффектов;
  4. неспособность обеспечить социально справедливое распределение доходов и социальных гарантий всем без исключения членам общества;
  5. порождение неполной и асимметричной информации.

А также:

  1. риск отрицательной селекции, или негативного отбора, вследствие рационального поведения экономического агента;
  2. моральная опасность в отношениях между контрагентами;
  3. рост начальных издержек предприятий (издержек «входа на рынок») и трансакционных издержек в части обеспечения исполнения контрактов;
  4. существование неполных рынков;
  5. цикличность функционирования рыночной экономики и возможность спада производства и роста безработицы в определенные периоды.
 

Уровни  возникновения провалов рынка

Провалы рынка обнаруживаются практически  на всех уровнях национальной экономики. Так, на первичном хозяйственном уровне – уровне принятия решений экономическими агентами и процессов их взаимодействия на рынке

структурой  рынка 

на уровне экономики и общества в целом

Основные  формы  проявления  провалов  рынка

Под изъяном рынка будем понимать такие несовершенства рыночного механизма, которые обусловлены самой природой и внутренними основами рынка, специфическими принципами его функционирования и которые, таким образом, имманентно (свойственный) присущи рынку, неотделимы от него.

К изъянам  рынка относятся отказ от производства общественных благ, неспособность обеспечить социальную справедливость, существование экстерналий (внешних эффектов), присутствие на рынке информационной асимметрии, отрицательная селекция, высокие фиксированные издержки на начало бизнеса и «вход на рынок».

Изъяны   рынка

Нарушения рынка

отказ от производства общественных благ

высокие фиксированные

трансакционные издержки

«входа  на рынок»

существование внешних

 эффектов (экстерналий)

неспособность обеспечить

 социальную справедливость

отрицательная селекция

моральная опасность

(моральные  риски)

 
 
 
 
 
 
 
 

рынки общественных товаров и товаров-новинок неполные рынки дефицит, искусственно создаваемый  монополией
асимметричная,

неполная  информация

информационная  асимметрия преднамеренное  искажение информации
нормальный экономический цикл:
  • умеренная инфляция
  • естественная безработица
циклические

колебания

нарушения экономического цикла:
  • гиперинфляция
  • застойная безработица
  • стагфляция
 

Рынок внутренне не способен обеспечить социальную справедливость в распределении доходов и гарантировать всем без исключения членам общества приемлемый уровень жизни.

Внешние эффекты, или экстерналии (externalities, neighborhood effects, «влияние на соседа») связаны с ситуациями, когда действия одного экономического агента (фирмы или индивидуума) наносят  ущерб (или приносят пользу) остальным экономическим агентам или обществу в целом без выплаты (или получения) данным агентом какой-либо компенсации. (Н. загрязнение производителями окружающей среды наносит ущерб благосостоянию населения региона: снижение качества жизни жителей будет равносильно либо резкому сокращению их заработной платы, либо внезапному подорожанию потребляемых ими товаров и услуг.)

 Информационная  асимметрия – это  ситуация на рынке, при  которой информация в неравной степени доступна его участникам. Об асимметричности информации говорят, если один участник сделки располагает большей информацией о предмете контракта, нежели его партнер.(Н. «лимонами» называют все товары, в качестве которых покупателю нельзя быть уверенным).

 Отрицательная селекция, или негативный отбор (adverse selection) – такая ситуация на рынке, которая приводит либо к осуществлению наименее эффективных сделок, таких, например, как покупка товара с худшими качественными характеристиками или заключение худшего контракта, либо к отторжению определенных агентов, т.е. к отказу от сделки вообще.

 Трансакционные издержки представляют собой все издержки экономического взаимодействия, связанные с входом на рынок и выходом с него, доступом к ресурсам, передачей, спецификацией и защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений. Они включают затраты по поиску информации о ценах и качестве товаров, расходы, связанные с заключением контрактов, контролем выполнения и их юридической защитой: на поиск партнера и организацию предстоящей деятельности, ведение переговоров о ее условиях, изменение планов, пересмотр условий сделки и разрешение спорных вопросов при изменении обстоятельств деятельности.

 Минимизация трансакционных издержек участников рыночного взаимодействия является важнейшим условием эффективного функционирования рынка.

 Высокие  стартовые трансакционные издержки «входа на рынок» связаны с изучением рынка и прохождением формальных бюрократических процедур, требуемых для начала хозяйственной деятельности. Они охватывают расходы на проведение маркетинговых исследований, регистрацию предприятия, лицензирование, согласование проектной документации (экспертизу) и т.п.  

Под нарушениями рынка будем понимать такие ситуации несостоятельности рыночного механизма, которые означают деформацию рынка и  прекращение нормальной деятельности  и эффективного распределения ресурсов на рынке вследствие действия внутренних или внешних условий и факторов, так называемых  «шоков», «возмущений».

 По  своему характеру шоки, приводящие к нарушениям рынка, могут быть самыми разнообразными. Это могут быть:

  • социально-политические конфликты (войны, революции, терроризм);
  • социальные конфликты (забастовки, криминализация общества);
  • экологические потрясения;
  • резкие сдвиги во вкусах и предпочтениях потребителей;
  • непредвиденные инвестиционные сдвиги в результате НТП;
  • изменения на мировых и региональных рынках;
  • неадекватные рынку решения правительства («провалы государства»).

 Моральная опасность, или моральный  риск (moral hazard) – опасения (риски), связанные с тем, что наличие контракта изменит поведение одной или обеих сторон, вовлеченных в контракт, и обусловленные природой человека, зависящие от черт его характера, поведения, репутации. В самом широком смысле, моральная опасность – есть ни что иное, как вероятность неблагоприятного влияния контракта на действия одной из сторон.

  На  практике моральная опасность чаще всего проявляется в форме постконтрактного оппортунизма, суть которого в том, что после заключения контракта действия одной из сторон могут не вполне соответствовать или не соответствовать вовсе интересам другой стороны. Причины такого поведения заключаются не только в различии исходных интересов сторон, вовлеченных в контрактацию, но и в существовании асимметричной информации о такой важной стороне контрактных отношений, как действия и/или результаты действий сторон.

  Типы  Морального Риска:

  • недобросовестное поведение, или риск нечестного поведения;
  • пренебрежение рисками, или риск беспечного поведения;
  • риск избыточного потребления услуг, оплачиваемых страховкой;
  • угроза отлынивания (shirking).
 

Дезинформирование участников рынка – искажение информации, приводящее к нарушению ее корректности, достоверности, актуальности посредством введения в заблуждение партнера или потребителя, распространения заведомо ложной информации о качествах производимого товара, о конкурентах и т.п. Такие приемы злонамеренного искажения информации расцениваются как методы недобросовестной конкуренции и поведение, недопустимое с точки зрения рынка. Нарушением рынка будут также неэтичные и незаконные способы получения информации, такие, например, как псевдо переговоры с конкурентами о покупке лицензии; псевдо интервью с работниками фирм-конкурентов; подкуп и шантаж сотрудников и поставщиков фирм-конкурентов и т.п. 

Более сложные ситуации фиаско рынка: монополизм, неполные рынки и циклические колебания.

Монополия в самом широком  понимании есть исключительное право какого-либо экономического субъекта (фирмы, любой организации, государства) в любой сфере деятельности, дающее ему  рыночную власть, благодаря которой он получает возможность влиять на общий объем предложения и, соответственно, на цену и качество продаваемого товара.

В случае естественной монополии барьеры, ограничивающие конкуренцию, порождены объективными причинами – ограниченностью факторов производства, появлением новых прибыльных сфер вложения капитала, активным применением нововведений и т.п. В класс естественных монополий входят:

  • собственники и организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства;
  • предприятия, обеспечивающие рост экономической эффективности и получение огромного выигрыша за счет эффекта масштаба производства;
  • легальные монополии, образующиеся на законном основании и временно «защищенные от конкуренции» патентами, авторскими правами и т.п.;
  • отрасли инфраструктуры, требующие единого управления.
 

Искусственные монополии порождаются искусственно создаваемыми барьерами и создаются с целью установления контроля над рынком и получения монополистических выгод.

  Более того, они активно используют методы недобросовестной конкуренции и  соглашения, ограничивающие конкуренцию, а это уже нарушение рынка.

  Неполный  рынок – это  рынок, который не в состоянии предоставить какой-либо товар или услугу даже при условии, что издержки его производства меньше той цены, которую готов заплатить потребитель.

  Неполные  рынки также имеют двойственную природу и могут выступать как в форме изъяна, так и в форме нарушения рынка. Так, изъяном являются такие неполные рынки, которые обусловлены наличием нестрахуемого риска, появлением товара-новинки. К категории изъянов относятся также рынки общественных благ. Названные типы неполных рынков связаны с естественным предпринимательским поведением: желанием производить то, что приносит наибольший доход и отказом от тех видов деятельности, которые не обеспечивают получение эквивалентного возмещения затрат факторов производства и рисков.

  Цикличность развития экономики предполагает периодическое закономерное колебание показателей экономической динамики. Как форма развития национального (а также регионального и мирового) хозяйства цикличность представляет собой один из способов саморегулирования рыночной экономики. Более того, она является формой прогрессивного развития, поскольку ее характерной чертой является наличие повышательного тренда – последовательности экономических циклов, в которой каждый следующий пик выше предыдущего, равно как и каждая низшая точка спада («дно») также выше предыдущей.

Информация о работе Провалы рынка