Рациональная политика заимствования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:35, реферат

Описание

Рациональная политика – часть общей бизнес-политики предприятия, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями предприятия. Правильное и грамотное использование заемных средств позволяет фирме рационализировать свою деятельность и максимизировать прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном временном интервале.

Работа состоит из  1 файл

Рациональная политика заимствования средств.docx

— 26.67 Кб (Скачать документ)

               Рациональная политика заимствования средств

Рациональная  политика – часть общей бизнес-политики предприятия, которая заключается в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями предприятия. Правильное и грамотное использование заемных средств позволяет фирме рационализировать свою деятельность и максимизировать прибыль, как в краткосрочном, так и в долгосрочном временном интервале. 
Именно величина капитала позволяет фирме ставить и реализовывать определенные цели. Но величина капитала – понятие, которое уже предопределяет недостаточность собственных источников финансирования. Эффект финансового рычага (с положительным знаком) дает возможность фирме применять не только свои финансовые, но и прочие источники (заемные средства).

 
Собственные средства – важное звено во взаимоотношениях со всеми другими экономическими субъектами. Именно величина собственных средств дает основание фирме чувствовать себя адекватно (комфортно) на рынке. 
Заемные средства – важный рычаг, позволяющий смягчать противоречия между собственниками (акционерами) и менеджерами. Но привлечение заемных средств создает новый комплекс противоречий между менеджерами и кредиторами, который образует дополнительный источник риска в деятельности предприятия (плечо финансового рычага должно быть в пределах нормы и не выходить за «красную черту»). Фирма не должна полностью использовать свою заемную силу (т. е. не должна не только выходить за «красную черту», но и подходить к ней вплотную). Это даст ей возможность нормально реагировать на изменения на рынке, увеличивая при этом свою заемную силу (например, прибегать к привлечению кредитов банков). 
Следует сделать одно чрезвычайно важное замечание – внутренние и внешние источники финансирования (внутренние и внешние источники капитала) взаимозависимы, но не взаимозаменяемы. 
Основные внутренние источники финансирования предприятия – это нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления (и то и другое может быть использовано не только для поддержания производства фирмы на прежнем уровне, но и как источник наращивания производства). 
Внешними источниками финансирования фирмы являются: 1) закрытая подписка на акции, 2) открытая подписка на акции, 3) финансирование за счет привлеченных кредитов и займов, 4) налоговые льготы, 5) неплатежи, 6) комбинированные способы. Рассмотрим «плюсы» и «минусы" указанных источников финансирования.

 
Источники

«Плюсы»

«Минусы»

Закрытая подписка на акции

Контроль не утрачивается. Риск растет незначительно

Ограниченное финансирование. Высокая цена привлечения (дивиденд на акции)

Открытая подписка на акции

Финансовый риск не возрастает. Неопределенный срок. Значительный объем  привлечения средств

Контроль может быть утрачен. Высокая цена привлечения (дивиденд)

Финансирование за счет привлечения  кредитов и займов

Контроль не утрачивается. Низкая цена привлечения (процент)

Растет финансовый риск. Определен срок возвращения

Налоговые льготы

Не связаны с экономическим  положением фирмы (состоянием ее внутренней среды)

Высокая вероятность отмены в случае изменения политической ситуации (внешней среды)

Неплатежи

Значительная экономия средств  фирмы за счет неоплаты в срок счетов

Высокая зависимость от состояния  внешней среды


Фирма принимает конкретное решение о привлечении тех  или иных внешних источников в  зависимости от соотнесения «плюсов» и «минусов». Однако следует помнить  и о некоторых чрезвычайно  важных правилах, связанных с эмиссией акций. 
В случае низкого дивиденда на акцию и отрицательного дифференциала финансового рычага предпочтительнее производить эмиссию акций (при этом необходимо быть уверенным в том, что эти акции найдут своего владельца). Здесь происходит наращивание собственных средств (они обходятся предприятию дешевле (цена – дивиденд), чем привлечение кредитов (цена – процент) при отрицательном дифференциале). 
В противном случае – высокий дивиденд на акцию, положительное значение дифференциала и эффекта финансового рычага — ни в коем случае нельзя прибегать к эмиссии акций. Это ложный сигнал для инвесторов, на который они могут отреагировать неадекватно, что может вызвать панику среди акционеров с известным негативным результатом. Здесь следует прибегать к наращиванию заемных средств за счет кредитов и займов (конечно, в пределах, не позволяющих плечу финансового рычага выйти за «красную черту»), которые обойдутся фирме дешевле, чем другие внешние источники (вспомним к тому же, что дивиденд высок). 
Эти два правила важны, но, с другой стороны, их нельзя абсолютизировать. При принятии конкретного решения необходимо взвешивать все обстоятельства, с которыми сталкивается фирма.  
Процесс формирования политики привлечения заемных средств включает следующие основные этапы:

  • Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде:

Вначале анализа изучается  динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом периоде, темпы динамики, которые сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов; объемом производственной и инвестиционной деятельности предприятия и т.д. 
С помощью анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируется в динамике удельный вес сформированных банковского, коммерческого кредита и кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств. 
Затем определяется соотношение объемов использованных предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка использованного заемного капитала по данному признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объему используемых внеоборотных и оборотных активов. 
В процессе анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного кредита. Эти условия анализируются с позиции их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков. 
В заключении изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. показатель оборачиваемости заемного капитала сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала. 
Результаты проведенного анализа служат основой оценки целесообразности использования заемных средств на предприятии в сложившихся объемах и формах.

  • Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.

Заемные средства должны привлекаться на строго целевой основе, что является одним из условий последнего эффективного их использования. 
Основными целями привлечения заемных средств являются:

    • Пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов;
    • Обеспечение формирования переменной части оборотных активов;
    • Формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов;
    • Обеспечение социальных потребностей своих работников.
  • Определение предельного объема привлечения заемных средств.

Максимальный объем привлечения  диктуется двумя основными условиями: 
- предельный уровень финансового левериджа; 
- обеспечение достаточной финансовой устойчивости 
С учетом этих двух требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

  • Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.

Такая оценка проводится в  разрезе различных форм заемного капитала, ее результаты служат основой  выбора альтернативных источников привлечения  заемных средств.

  • Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

Полный срок использования  заемных средств и средний  срок рассчитывается для оптимизации  соотношения долгосрочных и краткосрочных  кредитов. 
Полный срок – период времени с начала их поступления до окончания погашения всей суммы долга. Включает три временных периода: 

  • срок полезного использования – период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует заемные средства в своей хозяйственной деятельности; 
  • льготный период – период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга – служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств; 
  • срок погашения – период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов – используется когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течении определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока  использования заемных средств  осуществляется в разрезе перечисленных  элементов, исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практики установления льготного периода  и срока погашения. 
Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся на предприятии:  где, 
СП – срок полезного использования; 
ЛП – льготный период; 
ПП – срок погашения 
ССз определяется по целевому направлению привлечения этих средств, по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе, по объему заемных средств в целом по предприятию.

  • Определение форм привлечения заемных средств (товарный, банковский кредит и пр.)

Выбор форм привлечения заемных  средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности

  • Определение состава основных кредиторов.

Основными кредиторами любого предприятия являются поставщики и  банки, осуществляющие обслуживание данного  предприятия.

  • Формирование эффективных условий привлечения кредита.

Важные условия: - ставка процентов за кредит (формы, вид, размер); - срок предоставления кредита; - условия  выплаты суммы процентов; - условия  выплаты основной суммы долга; - прочие условия (необходимость страхования  кредита; дополнительное комиссионное вознаграждение банка; разный уровень  размера кредита по отношению  к сумме залога)

  • Обеспечение эффективного использования кредита.

Показатели оборачиваемости  и рентабельности заемного капитала

  • Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам

По наиболее крупным кредитам – необходимо заранее резервировать  специальные возвратные фонды.

 


Информация о работе Рациональная политика заимствования средств