Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа
Предметом исследования данной работы является процесс распределения прибыли на предприятии. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку уровень будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между капитализируемой и потребляемой прибылью.
Введение 3
Глава 1. Распределение прибыли 4
1.1. Сущность и принципы распределения прибыли 4
1.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли 8
Содержание
Введение 3
Глава 1. Распределение прибыли 4
1.1. Сущность
и принципы распределения
1.2. Факторы,
влияющие на распределение
Введение
Предметом исследования данной
работы является процесс распределения
прибыли на предприятии. Актуальность
данного вопроса очевидна, поскольку
уровень будущего развития компании,
его рыночной стоимости во многом
зависит от нахождения оптимального
соотношения между
Упрощенную схему
Одной из основных составляющих распределения прибыли является выработка дивидендной политики предприятия. И здесь с теоретической позиции ее выбор предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина? В данной работе мы будем рассматривать основные факторы, которые должен учитывать финансовый управляющий при принятии решения о том, какая часть прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов, а также альтернативы их распределения.
Глава 1. Распределение прибыли
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения.
1.1. Сущность и принципы распределения прибыли
Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:
Распределение прибыли
непосредственно реализует
Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.
Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций. Кроме того, как будет рассмотрено далее, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
Распределения прибыли является одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала предприятия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
Пропорции распределения
прибыли формируют уровень
Характер распределения
прибыли оказывает влияние на
уровень текущей
Распределение прибыли осуществляется
в соответствии со специально подработанной
политикой (ее основу составляет дивидендная
политика), формирование которой представляет
собой одну из наиболее сложных задач
общей политики управления прибылью
предприятия. Эта политика призвана
отражать требования общей стратегии
развития предприятия, обеспечивать повышение
его рыночной стоимости, формировать
необходимый объем
В процессе формирования политики
распределения прибыли
Основной целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития и роста
его рыночной стоимости.Рисунок 1. Основные направления распределения прибыли.*
Балансовая прибыль
Платежи в бюджет:
· рентные;
· за землю;
· на транспортные средства;
· на нефть;
· на прибыль.
Оставляемая в рас-поряжение пред-приятия прибыль
Прибыль, направленная
на осуществление различных
Чистая прибыль
Резервный фонд
Фонд раз-вития про-изводства
Материального по-
ощрения
Фонд на соц.
нужды
Фонд вы-платы ди-видендов
Фонд накопления (капитализируемая часть прибыли)
«нераспределенная прибыль»
Фонд потребления
(потребляемая часть прибыли)
«распределенная прибыль»
Исходя из этой основной
цели, в процессе формирования политики
распределения прибыли
· обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;
· обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;
· обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;
· обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.
С учетом реализации этих основных
задач осуществляется непосредственное
распределение прибыли
Связь политики распределения прибыли с общей политикой управления прибылью предприятия. Цель и задачи политики распределения прибыли должны полностью соответствовать целям и задачам общей политики управления ею, т.к. распределение прибыли отчетного периода представляет собой одновременно процесс обеспечения условий формирования прибыли предстоящего периода.
Приоритетность учета интересов и менталитета собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими. Менталитет собственников может быть направлен на получение высокого текущего дохода или на обеспечение высоких темпов прироста инвестируемого капитала, определяя главную пропорцию распределения прибыли – между потребляемой и капитализируемой ее частями. Эти пропорции могут меняться во времени в связи с изменением внешних и внутренних условий деятельности предприятия.
Стабильность политики распределения прибыли. Базовые принципы распределения прибыли, положенные в основу разработки ее политики, должны носить долговременный характер. Соблюдение этого принципа особенно важно в процессе действия крупных акционерных компаний с большим количеством акционеров (это позволяет таким акционерам принимать обоснованные инвестиционные решения).Предсказуемость политики распределения прибыли. При необходимости изменения основных пропорций распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития предприятия или по другим причинам, все инвесторы должны быть заранее извещены об этом. Информированность инвесторов (в первую очередь акционеров) является одним из важных условий обеспечения «прозрачности» фондового рынка, формирующей реальную стоимость обращающихся акций.
Оценка эффективности разработанной политики распределения прибыли. Такая оценка проводится с использованием следующих основных показателей: коэффициента капитализации прибыли; коэффициента дивидендных выплат; коэффициента участия персонала в прибыли и др.
1.2. Факторы, влияющие на распределение прибыли
По характеру возникновения все факторы, можно разделить на две основные группы: а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия); б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия. Их основной состав приведен на рисунке 2.
Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:
Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.).
Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыли.
Рисунок 2. Система основных факторов, влияющих на распределение прибыли предприятия.*
Факторы ,влияющие на распределение прибыли предприятия
внешние
внутренние
менталитет собственников предприятия
правовые ограничения
уровень рентабельности деятельности
налоговая система
инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов
темп инфляции
стадия конъюнктуры товарного рынка
стадия жизненного цикла предприятия
уровень коэффициента финансового левериджа
прозрачность фондового рынка
уровень концентрации управления
среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал