Различия между нововведениями и инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:56, курсовая работа

Описание

Показать различия между нововведениями и инновациями.

Работа состоит из  1 файл

рефератi.doc

— 68.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пензенский Государственный Университет»

Факультет «Экономики и управления»

Кафедра «Экономической теории и мировой  экономики» 
 

Кейс 

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

«Различия между нововведениями и инновациями» 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр.10БЭ5

                                                                                                  Климашина Е.А.

                                                                                Проверил: К.Э.Н., доцент

                                                                                                Рыжкова Ю.А. 
 
 
 
 

Пенза, 2011

    Задание:

  1. Показать различия между нововведениями и инновациями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

Выполнение:

       В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют.

    По  мнению Кулагина А.С. существенные отличия  состоят в следующем:

    - открытие делается, как правило,  на фундаментальном уровне, тогда  как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне;

    - инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической  выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;

    - изобретение может быть сделано  изобретателем одиночкой, инновация  требует коллективного комплексного  труда специалистов разного профиля,  в том числе и специалистов производственной компании;

    - инновация есть результат целенаправленного  использования результатов систематических  технических разработок, научно-исследовательских  программ и т.д., а открытие  или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;

    - инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;

    - наконец, инновация не есть  внедрение, но не потому, что  это термин советского времени,  и не потому, что внедрение,  как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.[2]

     Э.А.Уткин в  своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

    Нововведение  – это результат практического  или научно-технического освоения новшества.

    Нововведение  есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.

    Слово «инновация» выступает синонимом  нововведения или новшества, и может  использоваться наряду с ними.

    Инновация (нововведение) – конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

    Многие  исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «нововведение» и «инновация». Нововведение, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.

    Пригожин  А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "нововведение". Нововведение, по его мнению, - это предмет инновации; нововведение и инновация имеют различные жизненные циклы; нововведение - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").[1]

     Термин «нововведение» означает, что новшество используется. Вложение инвестиций в разработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затеям продолжить диффузию инновации. Для разработки нововведения необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты. Поэтому часто говорят, что инновация — конечный результат внедрения нововведения с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

    Таким образом, мы пришли к выводу, что  нововведение выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д.

    Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых  форм организации производства и труда, обслуживания и управления..

    Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования  новшества. С момента принятия к  распространению новшество приобретает  новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.[1]

    Инновация (от английского, "innovation") означает нововведение как результат практического или научно-технического освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно-технологические, модификации продуктов и услуг.

     Практическим  освоением новшеств в нововведениях  является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.

    Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.

    Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций

    Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций.[3]

    При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

     Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу. Понятие экономической инновации было разработано Йозефом Шумпетером в работе «The Theory of Economic Development» (1934).

    В рамках альтернативного подхода  другие понятия используются как  часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект.[3]

    Нововведение (новшество) — совокупное название различных типов инноваций и рационализаторского предложения. Такое определение нововведения и/или новшества согласуется с традиционным языковым употреблением этих понятий.

    Из  такого определения получается, что инновация – частный, более конкретный, узкий случай нововведения или новшества вообще. Также оно позволяет установить отношение порядка на множестве различных видов нововведений или новшеств по уровню их нетривиальности от наиболее сложных и неординарных до самых тривиальных:

  1. III тип инновации;
  2. I тип инновации;
  3. II тип инновации;
  4. рационализаторское предложение.

    Необходимость введения дополнительных (по отношению  к понятию инновации) понятий нововведения и новшества связана прежде всего с тем, что нужно соотнести общеязыковые понимания этих понятий и специализированные, операциональность которых призвана работать на создание, построение и развитие инновационного прорыва в России в ближайшее время.[4]

     Инновация (нововведение) - экономическая категория, определяемая спросом, которая способствует изменению  ценностей и полезностей, созданию неограниченных ресурсов, получаемых потребителями товаров и услуг. Нововведение является объективной экономической категорией, ведущим элементом в системе производственных отношений инновационной экономики. Без четкого представления о нововведении категориальная система инновационной экономики теряет всякий смысл. Также вне нововведений невозможно представить современный экономический механизм, обеспечивающий собственное воспроизводство. Кроме того, в современных экономических системах взаимоотношения между людьми во многом определяются их инновационным потенциалом.

    Рассматривая  нововведение как категорию экономической  теории, необходимо иметь в виду, что содержанием его является диалектика отрицания. Дело в том, что  нововведение можно представить  диалектическим единством старого и нового, воплощенных в различной степени в нововведении, при этом во многих случаях, но не во всех, новое содержание отрицает старую форму или, наоборот, новая форма отрицает старое содержание. Современные способы производства, вытекающие из специфических особенностей современных экономических систем, выступают в общем виде отрицанием нововведения, когда тот или иной товар или услуга выпускаются или реализуются определенное время. В то же время современные способы производства и производственных отношений порождают с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это выступает отрицанием отрицания. При этом происходит не простое восстановление нововведения, а его качественная трансформация или кардинальное изменение в ходе разнообразных инновационных процессов.[4]

Информация о работе Различия между нововведениями и инновациями