Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:01, курс лекций

Описание

лекция

Работа состоит из  1 файл

Лекции Бизенс АТР Марцинкевич Дарья МЭ-08-2.docx

— 52.56 Кб (Скачать документ)

Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона

Исторически в мировой экономике  существует 2 тенденции развития:

  • Глобализация (объединение стран, союзов)
  • Регионализация (локализация/миниглобализация – в меньших масштабах)

Через глобализацию реализуется регионализация.

Если первоначально к этим тенденциям подходили с разных т.зр., то теперь их рассматривают как взаимодополняющие и взаимообуславливающие друг друга тенденции.

Современная роль АТР проявляется  в том,  что этот регион доминирует в производстве готовой продукции, на него приходится около 40% готовой текстильной продукции.

Особенности развития стран АТР  заключаются в прохождении трех стадий:

  • Импорт (нет возможности прокормить население, нет  технологий, ресурсов, квалификации);
  • Импортозамещение;
  • Экспорт продукции (жизненный цикл товара, «стая летящих гусей»).

Страны  АТР в  своем развитии проходят через «Эффект бильярда».




 
 
Пример:


Первоначально компания Sony размещалась на Тайване, затем производственная база переместилась в КНР. Сейчас предприятия Sony есть по  всему миру.

Причины:

  • Количество студентов в Китае по соотношению с Тайванем – 1 млн./140 тыс.

Возможности китайского рынка образования  привели к возникновению широкого рынка сбыта продукции.

Япония

 

Япония первоначально была страной, вывозившей свою продукцию на экспорт, а потом на реэкспорт (вывоз из страны ранее импортированных в  нее сырьевых товаров)

В 1990 гг. Япония резко меняет тактику  своего экономического поведения.

Изначально Sony производили продукцию на экспорт в Европу и США, теперь же основная масса продукции примерно равная 2/3 остается в АТР (Китай, Малайзия)

В середине 90-х гг. в АТР поднимался вопрос в противовес ЕС о создании зоны Йены, но он не решен до сих пор  по причинам:

  1. Разница в развитии экономик стран АТР.

Например, в Токио осуществляют операции 85 иностранных банков, и  существуют около 2 тыс. совместных предприятий, а в Гонконге около 300 иностранных  банков и более 6000 совместных предприятий.

  1. Одна из основных причин отказа от создания йено-зоны – негативное восприятие возможной валютной интеграции, а также проблемы с национальным суверенитетом.

В АТР неприемлемо слово «интеграция», они заменяют его словом «сотрудничество». Азиатский менталитет не воспринимает не только европейскую модель  интеграции (европейская модель интеграции подчеркивает неравенство экономик), но и американскую модель свободной торговли.

Одним из наиболее ярких в развитии стран АТР, являются высокие темпы  экономического развития. Высокоразвитые новые индустриальные страны достигли уровня своего нынешнего развития за последние 10-15 лет (индия, Китай) – страны 1-ого успешного эшелона. Высокие  темпы роста связаны с активным развитием совместного предпринимательства  в этих странах. Через совместные предприятия в страны АТР ввозится не только капитал, но и осуществляется активная передача менеджериального опыта, необходимых квалификаций и маркетинговых методов воздействия на потребителей. Таким образом, инвестиционный рынок тесно переплетается с финансовым и потребительским.

В настоящее время в странах  АТР существует 3 крупнейших финансовых площадки:

    1. Японская;
    2. Гонконгская;
    3. Сингапурская.

На долю японских банков приходится ¾ активов 500 компаний. Самый крупный  из японских – суметома банк.

Из представленных площадок Сингапур занимает 4-е место по торговле иностранной  валютой после Лондона, Нью-Йорка  и Токио.

В 1994 г в Боготе (зап. Ява) была принята развернутая программа по развитию стран АТР. Её цели:

  • Ускорить движение к свободной торговле и решить вопрос с таможенными пошлинами;
  • Сохранить динамичный рост развития, рассчитанный на 10-летие;
  • Активизация потока инвестиций (как прямых так и иностранных);
  • Содействие дальнейшему развитию деловой инфраструктуры в регионе.

Была разработана модель сбалансированного  роста, которая предлагает:

    1. Последовательный переход в приоритетах от с/х к легкой и тяжелой промышленности, а также к точным технологиям;
    2. Переход от трудоемких отраслей к наукоемким (электроэнергетика);
    3. Переход от политики импортозамещения к экспортным направлениям;
    4. Стимулирование рыночных отношений.

Особенности Японской модернизации:

    1. Иностранный капитал занимал значительное место при создании совместных предприятий, также занимал незначительное место при создании современной японской экономики, однако исторически играл важную роль.
    2. Патриотическое движение сыграло важную роль в модернизации. Лозунг: «Япония для японцев».
    3. Демократическое правление по отношению к своему народу: материальные блага должны распределяться как можно более равномерно;
    4. Бережливость и предприимчивость:
    1. Бережливость с 50-х гг. проявлялась в том, что темпы сбережения японских семей были самыми высокими в мире. Чистые сбережения японских корпораций составили 5,8% от ВВП (США – 15%). Сбережения японских семей и бизнеса – 16% ВВП (США – 8,5%). Чистые сбережения японского правительства – 7,5 % ВВП (США – 0,6%). Норма военных расходов – не больше 1% (США – 4,6%), СССР – 70. 
      Высокие темпы экономического развития поддерживали высокие темпы инвестиций в экономику страны;
    1. Предприимчивость. Данный фактор связан с программой поддержки малого бизнеса. В предприятиях малого бизнеса было занято 30% населения (США – 10%). 
      В Японии 95 млн предприятий малого и среднего бизнеса, в которых занято около 30 тыс. чел.

Методология конкурентоспособности

 

М. Портер пишет: «Конкурентоспособность страны зависит от конкурентоспособности  её фирм, а она зависит от продукции, которую фирма выпускает. Модель ромба Портера – модель 3С:

1C – competition;

2C – company’s strategy

Каждая компания, которая хочет  занять лидирующее положение на рынке  должна иметь план долгосрочного  развития и достигать цели, которые  она перед собой ставит;

3C – company’s structure & chance

В структуре компании должны иметься  возможности для поддержания  родственных отраслей.

По спросу Портер говорил что конкурентоспособность получают  те, спрос на чью продукцию первоначально возник в данной стране; внутренние потребители должны быть более привередливыми чем зарубежные.

Правительство может как похоронить, так и возродить программу конкурентоспособности.

SWOT-анализ, PEST-анализ

 

Понятие SWOT-анализа впервые было введено в 1963 г в Гарвардской экономической школе профессором Эндрюсом. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденции на рынке. Было предложении использовать SWOT-анализ для разработки стратегии поведения фирмы на рынке. В 1968 г. Было сформировано экономическое понятие SWOT-анализа, началось его практическое использование.

Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять как к отдельным компаниям, к отдельным личностям, и к рынку по отраслям.

SWOT-метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на 4 категории:

  • Сильные стороны (straights);
  • Возможности (opportunities);
  • Слабые стороны (weaknesses);
  • Угрозы (threats).

SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной/неэффективной деятельности на рынке, регламентирующей о том, в каком направлении компания должна развивать свой бизнес. В конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.

Графически SWOT-анализ представляется в виде таблицы:

 

+

сильные стороны

-

слабые стороны

Внутренние

S

W

Внешние

O

T




 

 

 

 

 

 

SWOT-анализ позволяет ответить на следующие вопросы:

    1. Использует ли компания свои внутренние сильные стороны и отличительные преимущества, какие стороны могут стать сильными;
    2. Являются ли слабости компании её уязвимыми местами в конкуренции дают ли они возможность благоприятно использовать внешнюю среду; как можно их скорректировать, из слабых сделать сильными;
    3. Какие благоприятные стороны дают реальные шансы стать ведущим производителем в данной отрасли. 
      Квалификация сотрудников и имеющиеся ресурсы;
    4. Какие угрозы должны наиболее всего беспокоить менеджера, какие стратегические меры он должен принимать для защиты компании.

В процессе анализа необходимо определить:

  1. Конкурентоспособные активы – как использовать сильные стороны чтобы занять сильные позиции;
  2. Конкурентоспособные пассивы – преодоление недостатков компании для преодоления угроз;
  3. Узкие места – преодоление недостатков компании для освоения новых возможностей;
  4. Безопасность + защита – использование преимуществ компании для нивелирования угроз.

В результате SWOT-анализа определить  для компании:

  1. Приоритеты угроз (способность угрозы с преимуществами и возможностями);
  2. Приоритеты развития (улучшение слабых сторон, превращение недостатков в достоинства). 

Обычно  перед SWOT-анализом рекомендуется проводить разработанный в середине 90-х гг. XX в. PEST-анализ экономических, политических, социальных, технологических факторов, которые изучают рынок в целом.  
 
Модель сбалансированного экономического роста в своем развитии прошла через 5 этапов:

I + II – в своем развитии длились до 1950-х гг.

III – 1952-1972 гг.

Если  до 1952 г удалось достичь в мире 5% роста ВНП, то в III период прирост достигал 10% относительно Японии, которая в этот период развивалась сверхбыстрыми темпами, её ежегодный прирост ВНП был больше 10% в год.

IV – 1973-1990 г

Этап  постепенно затухания. Средний прирост  ВНП понизился до 5%.

V – 1990-1991 – по настоящее время – умеренный прирост ВНП – 1-е место – Китай (развитие до 20%), 2-е – Индия (прирост до 15%).

Слагаемые успеха японской экономики

Для японской экономики, прежде всего, характерна интенсивная перестройка на основе ресурсосбережения. В Японии добывались: цинк, марганец, редкие металлы, некоторые виды железной руды. Мало природных ресурсов. Единая основа модели японской НТП. Программа по развитию:

  • Программа повсеместного информационного общества;
  • Программа интенсивной модели экономического роста.

Факторы успеха японской экономики:

  1. НИОКР – научно-исследовательские и опытно-исследовательские разработки (в Японии уделяется существенное внимание). 
    Существенными особенностями развития НИОКР в Японии являются сокращение доли гос. участия в её финансировании. Государство финансирует и определяет только основное направление исследований, а все остальное осуществляют корпорации. Государство помогает создать бизнес-центры/технопарки (дает то, чего нет). Коммерческие корпорации отдают часть прибыли государству в сфере НИОКР. Наука и образование в Японии превратились в основной фактор интенсивного развития. Следовательно, на данный момент 2/3 прироста ВВП Японии обеспечены за счет внедрения научных инноваций. 
    капиталовложение (ассигнование) в НИОКР распределяется следующим образом:
    1. Фундаментальные исследования (12%);
    2. Прикладные науки (25%);
    3. Разработки (62%);
    4. Прочее (1%).

Информация о работе Развитие Азиатско-Тихоокеанского региона