Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 23:11, реферат
Банковский сектор благодаря широким функциональным возможностям своих инструментов обладает высокой значимостью в обеспечении и поддержании финансовой стабильности и перспектив развития российской экономики. Банковская система, претерпевшая множество изменений и реформаций за века своего существования, складывалась неоднозначно и сложно, однако, за последние почти два десятилетия рыночных преобразований в России масштабы банковского сектора по сравнению с развитыми экономическими системами не увеличились в должном объеме, хотя существуют и несомненные положительные тенденции.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «БАНКОВСКИЙ СЕКТОР», ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕГО ПОСТРОЕНИЯ 5
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ 8
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РОСИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
До
октябрьской революции
В
период нэпа вместе с развитием товарных
отношений и рынка произошло
частичное возрождение
В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чего стали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь один уровень – Госбанк, Строительный банк и Банк для внешней торговли. Кредитная система искусственно подгонялась под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы. Банковский сектор был органически встроен в командно-административную модель управления, находясь в полном политическом и административном подчинении у правительства и, прежде всего, у министра финансов.
До 1987 г. банковская система просуществовала с существенными недостатками – отсутствие вексельного обращения, списание долгов предприятий, низкий уровень процентных ставок, неконтролируемая эмиссия кредитных денег. В 1987 г. была проведена реорганизация банковской системы, вместо монополии трех банков возникла олигополия нескольких – Госбанк, Огропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Реорганизация оставляла неэффективную одноуровневую кредитную систему, не изменив банковский сектор в соответствии с потребностями экономики, в связи с чем возникла необходимость проведение второго этапа реформирования8.
В 1988 г. были созданы первые коммерческие банки, которые были призваны стать фундаментом для создания рыночных отношений и структур в банковском секторе. Государственный банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. На базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой. В результате сформировалась двухуровневая система: Центральный банк России на первом уровне и коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции – второй уровень.
Заметную роль в банковской сфере играет примерно треть коммерческих банков – бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участием государства в их капиталах. Широкая сеть филиалов Сберегательного банка РФ дает возможность предоставлять населению услуги, недоступные пока в таких масштабах другим коммерческим банкам: прием от граждан и инкассирование коммунальных, налоговых, страховых платежей; выплата пенсий и пособий, зарплаты.
В
начале двухтысячных годов российская
базовая система росла
Основная доля банковских вкладов – 65% - приходится на пятерку крупнейших банков (Сбербанк России, Внешторгбанк, Газпромбанк, Уралсиб и Альфабанк), немногим более 10% - на банки из второй пятерки и 25% - на остальные 300 с лишним кредитных организаций9.
Масштабному притоку средств населения в банки способствовало внедрение системы страхования вкладов, призванной обеспечить стабильность банковского сектора.
Московский регион перенасыщен кредитными организациями и капиталом. В нем сосредоточено около 50% всех банков страны и две трети остатков средств на корсчетах. Поэтому закономерно стремление крупных банков к расширению своей работы в регионах, где создается 90% объема промышленного производства.
Структурный анализ банковской системы показывает, что основными «локомотивами» кредитования являются уже не госбанки (Сбербанк и Внешторгбанк), а банки хотя и входящие в группу первых пятидесяти, но не занимающие в ней лидирующих позиций. В то же время средние банки характеризуются меньшим удельным весом кредитов в активах, многие мелкие банки либо работают в экономически не самых развитых регионах, либо обслуживают небольшое число предприятий, фактически осуществляя только расчеты, либо вообще созданы для выполнения отдельных, зачастую весьма специфических функций10.
Рассмотрим современное
Значительную роль в формировании современного состояния банковского сектора сыграла «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года». Ее цели были направлены на увеличение устойчивости и повышение прозрачности российского банковского сектора. Показатели, предусмотренные стратегией были достигнуты на год раньше предполагаемого срока (вместо 2009 г. уже к 2008 г. отношение активов банковской системы к ВВП составили 56-60%, капитала к ВВП – 7-8%, а кредитов нефинансовым организациям к ВВП – 26-28%), что говорит скорее о заниженных установках, чем об успехах российских банков.
Однако, к примеру, цели совершенствования правовой базы банковской деятельности в соответствии с международными нормами для оптимизации функционирования кредитных организаций достигнуто не было, и существующее финансово-кредитное законодательство является одной из причин современных проблем банковского сектора.
Российская финансовая система
постепенно возвращается к
Одними из основных операций российских банков являются сделки с ценными бумагами на фондовом и долговом рынках. Это подтверждают возросшее количество размещений как государственных, так и частных банков, а также повышенный спрос на долговые обязательства российских банков и компаний не только на российском рынке, но и на западных площадках.
Во время кризиса хорошо себя зарекомендовало кредитование по пластиковым картам – доля просрочек была гораздо ниже, чем по потребительским кредитам. Однако во время кризиса многие специализированные банки были вынуждены приостановить кредитование физических лиц и возобновить его лишь спустя полгода, в то время как универсальные банки не подверглись серьезным испытаниям и продолжали свою деятельность.
Главная проблема российских банков на текущий момент – ограниченный набор инструментов размещения временно свободных денежных средств. Накопленная ликвидность в посткризисный период вынуждает банки предлагать более широкую линейку своих продуктов.
Понижение ставки рефинансирования позволило бы повысить кредитную доступность для населения и предприятий, вследствие чего стимулировалось бы производство и внутренний спрос. Не понижение ставки рефинансирования повышает риск высокой инфляции и уменьшению экономической активности в реальном секторе.12
Для повышения устойчивости банковской системы и способности ее решать задачи финансового обеспечения отечественных производителей необходимо поставить целью консолидацию банковского сектора. Положительной тенденцией к этому может стать механизм предоставления капитала крупнейшим банкам для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию. Необходимо также совершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и повысить требования к минимальному размеру собственного капитала для кредитных организаций.
Приток крупнейших частных вкладчиков следует увеличить за счет повышения размера гарантий по вкладам физически лиц как минимум до 3 млн рублей, в целях предотвращения их оттока в более защищенные банковские системы мира.
Важным условием укрепления банковского сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.
Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России.
Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных со взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество.
Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.
Открытость
и высокая эффективность
• установление для 30 – 50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе;
• введение дифференцированной системы надзора за банками;
•
передачу контрольных функций
• разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту;
• переход на электронный формат подачи отчетности банков;
•
совершенствование
Государственные гарантии – одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет: поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования (посредством субсидирования процентных ставок по кредитам и частичной компенсации стоимости товара); включения 30 – 50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства; покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты (в том числе ипотечные) в результате кризиса.13
В последнее время руководство страны все чаще дает указание квазигосударственным банкам не только о кредитовании реального сектора экономики по сниженным ставкам, но и о рефинансировании долгов стратегически важных компаний. Данный факт может поспособствовать митигированию жестких условий при кредитовании реального сектора экономики и восстановлению структуры активов банков, уравновесив прибыль от операций с ценными бумагами (превалирующая сегодня статья доходов) с доходом от кредитования как частных лиц, так и организаций. Сигналом улучшения ситуации в банковской отрасли станут показатели первого полугодия 2011 г. – именно на этот период мы смотрим с достаточной долей оптимизма14.