Развитие и размещение ведущих отраслей промышленного комплекса Центрального федерального округа
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:27, курсовая работа
Описание
Цель курсовой работы - проанализировать современное состояние региона, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, определить возможные пути их решения и перспективы развития округа. Для достижения цели курсовой необходимо выполнить следующие задачи: Рассмотреть состав и место Центрального федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда; Дать подробную экономико-географическую характеристику ЦФО; Изучить развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности; Выделить проблемы и основные направления развития региона.
Управление осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, исполнительными
органами государственной власти Липецкой
области, органами местного самоуправления,
промышленными предприятиями области,
общественными, а также другими
организациями независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, в том
числе "Ассоциацией промышленных
предприятий области", "Союзом
промышленников и предпринимателей
Липецкой области" и др.
Управление выступает
в качестве истца, ответчика, третьего
лица, заявляющего самостоятельные
требования и без таковых, в судах
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Таблица 3. Структура управления промышленным
комплексом [4]
3.Основные
проблемы и инновационные направления
социально-экономического развития
региона.
Ключевыми внешними факторами
социально-экономического развития Центрального
федерального округа являются:
- низкая конкурентоспособность
обрабатывающей промышленности
за пределами России;
- высокая зависимость от импорта
продовольствия, сырья и комплектующих,
машин и оборудования, товаров повседневного
и длительного пользования;
- зависимость от колебаний цен
на продукцию топливно-энергетического
комплекса и сырьевые товары
на мировых рынках;
- зависимость энергогенерирующих
предприятий от поставок топлива из других
субъектов Российской Федерации;
- высокая степень кооперации
экономики округа с другими
субъектами Российской Федерации;
- быстрые изменения климата
и связанные с этим негативные
погодные (гидрометеорологические) явления.
Ключевыми внутренними
факторами социально-экономического
развития Центрального федерального округа
являются:
- доминирующее положение в округе
Московского региона (почти 80 процентов
суммарного валового регионального продукта
округа);
- существенные диспропорции в
социально-экономическом развитии
регионов округа;
- высокий уровень временной
(маятниковой) трудовой миграции
между субъектами Российской
Федерации, входящими в состав
округа;
- наличие единой энергосистемы
с развитой системой перетока
мощности между субъектами Российской
Федерации, входящими в состав округа;
- наличие разветвленной транспортной
инфраструктуры.[8]
Можно определить ключевые
проблемы развития Центрального федерального
округа, которые отражаются на уровне
конкурентоспособности регионов:
1. Отсутствие четкой государственной
стратегии развития Центрального
федерального округа создает
опасность деградации его производственного,
интеллектуального и социального
потенциала, его интегрирующих возможностей
в системе экономических и
пространственных связей страны.
Это является реальной угрозой
национальной безопасности страны.
2. Центральный федеральный округ
обладает наивысшей в стране
концентрацией научного и инженерного
потенциала, самой развитой производственной,
транспортной и энергетической
инфраструктурой, лучшими в стране
возможностями для ведения предпринимательской
деятельности, но в то же время
заметно отстает в эффективности
использования своего потенциала
от ведущих стран мира.
3. Главной проблемой для Центрального
федерального округа является
резкое ускорение внедрения в
мировую экономику и повседневную
жизнь населения результатов
научной и инженерной деятельности,
в первую очередь в сфере
информационно-коммуникационных технологий,
фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики
и автомобилестроения. Резкое усиление
инновационной направленности развития
округа, проведение модернизации экономики
и информатизации социальной сферы поможет
решить эту проблему.
4. Среди угроз безопасности, препятствующих
эффективной реализации государством
задач в социально-экономической
сфере, выделяются коррупция,
преступления в сфере экономики,
проявления криминального передела
собственности, а также сохраняется
террористическая угроза и угрозы
возникновения техногенных катастроф.
[6]
Основными задачами развития
Центрального федерального округа являются:
-обеспечение развития транспортной
сети, удовлетворяющей потребности округа
и других регионов страны с учетом растущей
транспортной нагрузки, рациональная
организация транспортных потоков с учетом
снижения загрязнения атмосферного воздуха
выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;
- содействие модернизации основных фондов
добывающих и обрабатывающих отраслей
промышленности и инфраструктурных отраслей;
- выявление и формирование кластеров
в различных сферах экономики, формирование
условий для их развития и создание возможностей
для перспективной экономической специализации
Центрального федерального округа;
- обеспечение условий для опережающего
развития транспортной инфраструктуры;
- обеспечение условий для опережающего
развития энергетической инфраструктуры;
- создание благоприятного инвестиционного
климата;
- использование механизмов государственно-частного
партнерства;
- формирование эффективного рынка труда,
создание эффективной системы трудоустройства
выпускников, молодежи и социально незащищенных
категорий граждан;
- обеспечение рациональной организации,
сохранения и воспроизводства человеческого
капитала;
- обеспечение соответствия структуры
и качества подготовки специалистов потребностям
экономики;
- реализация масштабных инновационных
проектов в интересах всей страны, в том
числе на основе международного сотрудничества;
- обеспечение ресурсоэффективности
развития субъектов Российской Федерации,
входящих в состав округа (под ресурсами
понимаются в широком смысле первичные
ресурсы - полезные ископаемые, трудовые
ресурсы, интеллектуальные ресурсы), максимальное
использование естественного и эволюционного
потенциала территории;
- обеспечение кластерного подхода в
территориальном развитии, усиление специализации
субъектов Российской Федерации, входящих
в состав округа;
- рационализация транспортной сети и
максимальное использование транзитных
возможностей территории.
Кроме глобальных проектов
и создания крупных предприятий необходимо
не упускать из виду развитие малых и средних
предприятий, которые более мобильны и
восприимчивы к производству инновационной
продукции и являются ключевым фактором
снижения рисков монопрофильного развития
населенных пунктов и всех сопутствующих
этому негативных явлений.
В построении инновационной
экономики Центрального федерального
округа особая роль отводится таким
тенденциям мирового и российского
технологического развития, как разработка
и внедрение нано- и биотехнологий,
которые существенно изменят принципы
создания высокотехнологичных продуктов
в промышленности, агропромышленном комплексе
и здравоохранении.
Происходящие процессы
интеграции России в мировые экономические
структуры, в том числе возможное
вступление во Всемирную торговую организацию,
предполагают изменение потоков
движения товаров и услуг, что
окажет существенное влияние на экономику
Центрального федерального округа. Эти
процессы диктуют внедрение принципов
благоприятствования условиям ведения
торговли, увеличение свободы информации
о движениях товаров и услуг
для всех участников рынка. Прогнозируемое
при этом усиление конкуренции на
внутреннем рынке (в сочетании с
ускоренной модернизацией экономики
и социальной сферы) повлечет за собой
повышение конкурентоспособности
округа в масштабе страны и мира.
Развитие эффективной
экономики невозможно без мощного
финансового обеспечения. Основой
этого станет использование механизмов
государственно-частного партнерства,
активизация всех инструментов привлечения
инвестиций в экономику Центрального
федерального округа. При этом координирующая
роль на пересечении процессов стратегического
планирования, прогнозирования, бюджетирования,
осуществления государственных закупок
и нормативного правового регулирования
отводится методу программно-целевого
бюджетирования.
Стратегия социально-экономического
развития ЦФО на период до 2020 года утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от
6 сентября 2011 г. № 1540-р.Экономическое развитие
Центрального федерального округа до
2020 года осуществляется в 2 этапа.
Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:
- модернизацию транспортной и энергетической
инфраструктуры;
- модернизацию промышленности и индустриализацию
сельского хозяйства;
- интеграцию информационных и производственных
технологий, развитие систем контроля
качества, ориентацию продукции на требования
конкретного потребителя и усиление обслуживающего
сектора;
- внедрение природосберегающих технологий
и восстановление нарушенной природы;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих
технологий.[6]
Лимитирующими факторами
этого этапа будут последствия
финансово-экономического кризиса, недостаток
квалифицированных кадров, проблемы
со строительной и дорожной техникой,
отставание темпов обновления от потребностей
развития.
Второй этап (2016 - 2020 годы)
предусматривает продолжение крупномасштабного
внедрения инновационных технологий в
сфере добывающей и перерабатывающей
промышленности, энергетики, транспорта,
агропромышленном комплексе и бытовой
сфере. Возрастание технологической и
инновационной составляющей в экономике
Центрального федерального округа будет
определяться качеством профессиональных
кадров и необходимостью общего повышения
качества жизни путем модернизации и ускоренного
развития социальной сферы, включающей
образование, здравоохранение и жилищный
сектор. Второй этап предусматривает:
- развитие инновационной экономики,
участие в международном разделении труда
в сферах высоких технологий и экономики,
основанной на знаниях, расширение участия
российской науки в приоритетных направлениях
научных исследований;
- усиление проникновения современных
высоких технологий в средне- и низкотехнологичные
сектора производственной сферы;
- завершение реализации крупномасштабных
проектов в области энергетики и транспорта;
- ускоренное развитие человеческого
капитала и сферы услуг до уровня развитых
стран.
Основные сдерживающие
факторы реализации будут связаны с рисками
нехватки квалифицированных кадров, социальным
неравенством, растущими затратами на
сохранение и восстановление окружающей
среды.[6]
Заключение
В данной контрольной работе
был показан состав Центрального федерального
округа, дана оценка природно-ресурсного
потенциала района, выделены отрасли рыночной
специализации промышленности региона,
а также рассмотрены социальные и экологические
проблемы региона в современных условиях
перехода к рынку.
Центральный федеральный округ
(ЦФО) является географическим и финансовым
центром России. В ЦФО аккумулируется до
50% всех инвестиций в отечественную экономику.
В нем в наибольшей степени сформировались
рыночные отношения и инфраструктура:
развитая финансово-кредитная система,
транспортные и информационные услуги,
успешно привлекаются иностранные инвестиции,
создаются совместные с иностранными
партнерами предприятия. В регионе особенно
развиты машиностроение и металлообработка,
химическая промышленность, легкая и пищевая
промышленность, горнодобывающая промышленность,
а также электроэнергетика. Сегодня идет
экономический рост всего округа, в том числе и тех регионов,
которые считались традиционно депрессивными.
Исходя из изученного материала
мною предложены следующие перспективные
направления развития:
проведение инвентаризации всех ресурсов округа, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, реализация проектов создания оптимальной природной и поселенческой среды, а также предотвращения, снижения и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду;
проведение модернизации экономики округа, в частности увеличение производительности труда