Развитие и размещение ведущих отраслей промышленного комплекса Центрального федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - проанализировать современное состояние региона, выявить проблемы, с которыми он сталкивается, определить возможные пути их решения и перспективы развития округа. Для достижения цели курсовой необходимо выполнить следующие задачи: Рассмотреть состав и место Центрального федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда;
Дать подробную экономико-географическую характеристику ЦФО;
Изучить развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности;
Выделить проблемы и основные направления развития региона.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РЕГ.эк.и упр..docx

— 109.79 Кб (Скачать документ)

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных  органов исполнительной власти, исполнительными  органами государственной власти Липецкой области, органами местного самоуправления, промышленными предприятиями области, общественными, а также другими  организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том  числе "Ассоциацией промышленных предприятий области", "Союзом промышленников и предпринимателей Липецкой области" и др.

Управление выступает  в качестве истца, ответчика, третьего лица, заявляющего самостоятельные  требования и без таковых, в судах  в соответствии с законодательством  Российской Федерации. 

Таблица 3. Структура управления промышленным комплексом [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные  проблемы и инновационные направления  социально-экономического развития  региона.

Ключевыми внешними факторами  социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:

- низкая конкурентоспособность  обрабатывающей промышленности  за пределами России;

- высокая зависимость от импорта  продовольствия, сырья и комплектующих, машин и оборудования, товаров повседневного и длительного пользования;

- зависимость от колебаний цен  на продукцию топливно-энергетического  комплекса и сырьевые товары  на мировых рынках;

- зависимость энергогенерирующих предприятий от поставок топлива из других субъектов Российской Федерации;

- высокая степень кооперации  экономики округа с другими  субъектами Российской Федерации;

- быстрые изменения климата  и связанные с этим негативные  погодные (гидрометеорологические) явления.

Ключевыми внутренними  факторами социально-экономического развития Центрального федерального округа являются:

- доминирующее положение в округе  Московского региона (почти 80 процентов суммарного валового регионального продукта округа);

- существенные диспропорции в  социально-экономическом развитии  регионов округа;

- высокий уровень временной  (маятниковой) трудовой миграции  между субъектами Российской  Федерации, входящими в состав  округа;

- кризисные демографические явления,  долговременная тенденция естественного  снижения трудовых ресурсов;

- наличие единой энергосистемы  с развитой системой перетока мощности между субъектами Российской Федерации, входящими в состав округа;

- наличие разветвленной транспортной  инфраструктуры.[8]

Можно определить ключевые проблемы развития Центрального федерального округа, которые отражаются на уровне конкурентоспособности регионов:

1. Отсутствие четкой государственной  стратегии развития Центрального  федерального округа создает  опасность деградации его производственного,  интеллектуального и социального  потенциала, его интегрирующих возможностей  в системе экономических и  пространственных связей страны. Это является реальной угрозой  национальной безопасности страны.

2. Центральный федеральный округ  обладает наивысшей в стране  концентрацией научного и инженерного  потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической  инфраструктурой, лучшими в стране  возможностями для ведения предпринимательской  деятельности, но в то же время  заметно отстает в эффективности  использования своего потенциала  от ведущих стран мира.

3. Главной проблемой для Центрального  федерального округа является  резкое ускорение внедрения в  мировую экономику и повседневную  жизнь населения результатов  научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере  информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему.

4. Среди угроз безопасности, препятствующих  эффективной реализации государством  задач в социально-экономической  сфере, выделяются коррупция,  преступления в сфере экономики,  проявления криминального передела  собственности, а также сохраняется  террористическая угроза и угрозы  возникновения техногенных катастроф. [6]

Основными задачами развития Центрального федерального округа являются:

-обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности округа и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков с учетом снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;

- содействие модернизации основных фондов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и инфраструктурных отраслей;

- выявление и формирование кластеров в различных сферах экономики, формирование условий для их развития и создание возможностей для перспективной экономической специализации Центрального федерального округа;

- обеспечение условий для опережающего развития транспортной инфраструктуры;

- обеспечение условий для опережающего развития энергетической инфраструктуры;

- создание благоприятного инвестиционного климата;

- использование механизмов государственно-частного партнерства;

- формирование эффективного рынка труда, создание эффективной системы трудоустройства выпускников, молодежи и социально незащищенных категорий граждан;

- обеспечение рациональной организации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала;

- обеспечение соответствия структуры и качества подготовки специалистов потребностям экономики;

- реализация масштабных инновационных проектов в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества;

- обеспечение ресурсоэффективности развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (под ресурсами понимаются в широком смысле первичные ресурсы - полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы), максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории;

- обеспечение кластерного подхода в территориальном развитии, усиление специализации субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;

- рационализация транспортной сети и максимальное использование транзитных возможностей территории.

Кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий необходимо не упускать из виду развитие малых и средних предприятий, которые более мобильны и восприимчивы к производству инновационной продукции и являются ключевым фактором снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.

В построении инновационной  экономики Центрального федерального округа особая роль отводится таким  тенденциям мирового и российского  технологического развития, как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов в промышленности, агропромышленном комплексе и здравоохранении.

Происходящие процессы интеграции России в мировые экономические  структуры, в том числе возможное  вступление во Всемирную торговую организацию, предполагают изменение потоков  движения товаров и услуг, что  окажет существенное влияние на экономику  Центрального федерального округа. Эти  процессы диктуют внедрение принципов  благоприятствования условиям ведения  торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг  для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке (в сочетании с  ускоренной модернизацией экономики  и социальной сферы) повлечет за собой  повышение конкурентоспособности  округа в масштабе страны и мира.

Развитие эффективной  экономики невозможно без мощного  финансового обеспечения. Основой  этого станет использование механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных закупок и нормативного правового регулирования отводится методу программно-целевого бюджетирования.

Стратегия социально-экономического развития ЦФО на период до 2020 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р.Экономическое развитие Центрального федерального округа до 2020 года осуществляется в 2 этапа.

Первый этап (2011 - 2015 годы) предусматривает:

- модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры;

- модернизацию промышленности и индустриализацию сельского хозяйства;

- интеграцию информационных и производственных технологий, развитие систем контроля качества, ориентацию продукции на требования конкретного потребителя и усиление обслуживающего сектора;

- внедрение природосберегающих технологий и восстановление нарушенной природы;

- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.[6]

Лимитирующими факторами  этого этапа будут последствия  финансово-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, проблемы со строительной и дорожной техникой, отставание темпов обновления от потребностей развития.

Второй этап (2016 - 2020 годы) предусматривает продолжение крупномасштабного внедрения инновационных технологий в сфере добывающей и перерабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленном комплексе и бытовой сфере. Возрастание технологической и инновационной составляющей в экономике Центрального федерального округа будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни путем модернизации и ускоренного развития социальной сферы, включающей образование, здравоохранение и жилищный сектор. Второй этап предусматривает:

- развитие инновационной экономики, участие в международном разделении труда в сферах высоких технологий и экономики, основанной на знаниях, расширение участия российской науки в приоритетных направлениях научных исследований;

- усиление проникновения современных высоких технологий в средне- и низкотехнологичные сектора производственной сферы;

- завершение реализации крупномасштабных проектов в области энергетики и транспорта;

- ускоренное развитие человеческого капитала и сферы услуг до уровня развитых стран.

Основные сдерживающие факторы реализации будут связаны с рисками нехватки квалифицированных кадров, социальным неравенством, растущими затратами на сохранение и восстановление окружающей среды.[6]

 

 

 

 

Заключение

В данной контрольной работе был показан  состав Центрального федерального округа,  дана оценка природно-ресурсного потенциала района, выделены отрасли рыночной специализации промышленности региона, а также рассмотрены социальные и экологические проблемы региона в современных условиях перехода к рынку.

Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России. В  ЦФО аккумулируется до 50% всех инвестиций в отечественную экономику. В нем в наибольшей степени сформировались рыночные отношения и инфраструктура: развитая финансово-кредитная система, транспортные и информационные услуги, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. В регионе особенно развиты машиностроение и металлообработка, химическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, горнодобывающая промышленность, а также электроэнергетика.    Сегодня идет экономический рост всего округа, в том числе и тех регионов, которые считались традиционно  депрессивными.

Исходя из изученного материала  мною предложены следующие перспективные направления развития:

    • проведение инвентаризации всех ресурсов округа, объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, реализация проектов создания оптимальной природной и поселенческой среды, а также предотвращения, снижения и ликвидации негативного воздействия на окружающую среду;

    • проведение модернизации экономики округа, в частности увеличение производительности труда 

Информация о работе Развитие и размещение ведущих отраслей промышленного комплекса Центрального федерального округа