Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:45, реферат
Содержание государственной собственности в современной рыночной экономике характеризуется наличием противоречивых интересов. Например, при анализе только одного элемента государственной собственности — государственных предприятий — можно выделить следующие группы интересов: общества, органов государственного управления (которые дифференцируются в зависимости от принадлежности к различным уровням власти), менеджеров государственных предприятий, работников. Цели общества воплощаются в функционировании государства как административного органа.
Цели государства как собственника и как органа государственного управления конфликтны.
Цели государства как собственника — это сокращение налогов, предоставление субсидий, осуществление инвестиционных вложений.
РАЗВИТИЕ КАТЕГОРИИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
Содержание государственной
собственности в современной рыночной
экономике характеризуется наличием противоречивых
интересов. Например, при анализе только
одного элемента государственной собственности —
государственных предприятий — можно
выделить следующие группы интересов:
общества, органов государственного управления
(которые дифференцируются в зависимости
от принадлежности к различным уровням
власти), менеджеров государственных предприятий,
работников. Цели общества воплощаются
в функционировании государства как административного
органа.
Цели государства как собственника и как
органа государственного управления конфликтны.
Цели государства как собственника — это
сокращение налогов, предоставление субсидий,
осуществление инвестиционных вложений.
Цели государства как административного
органа — это пополнение бюджета за счет
оттока прибыли с предприятий, роста налоговых
сборов, продажа товаров по низким (социальным)
ценам. Необходимо отметить, что возникает
конфликт интересов также внутри других
групп.
Так, социально незащищенные слои населения могут ратовать за увеличение пособий, социальных выплат, что требует увеличения доходов госбюджета. Представители техноструктуры, бизнеса заинтересованы в снижении налогов, предоставлении льгот предприятиям, а следовательно, в снижении доходов госбюджета. Обе преследуемые цели можно отнести к общественно значимым: игнорирование социальных функций со стороны государства приведет к нарастанию социального конфликта, возможности социальных потрясений; ужесточение требований к предпринимательскому сектору обернется падением производства и экономическим кризисом. Возникает конфликт общественных интересов.
Государственная собственность — это сложная категория, содержащая в себе черты общественной и частной собственности. Общественный характер государственной собственности заключается в том, что она функционирует в интересах всего общества. Ее существование призвано обеспечить реализацию целей, стоящих перед государством в целом.
Государственная собственность обладает чертами частной собственности. Они проявляются в характере ее управления. Государство — это сложнейшая структура, в которой права владения, распоряжения и пользования распределяются между различными субъектами государственной собственности.
Государство не выступает в качестве единого субъекта собственности. Распределение правомочий происходит между различными уровнями государственной власти, что приводит к обособлению государственной собственности от общества, а следовательно, к модификации, искажению реальных прав всех членов общества. В результате этого учет интересов каждого субъекта рынка может происходить, основываясь не на принципе равенства, а исходя из социального положения субъекта, его статуса в обществе.
В исторической ретроспективе получила распространение позиция, согласно которой государственная собственность реализуется, в первую очередь, в интересах тех, кто находится на вершине иерархической лестницы. Так, например, Томас Мор писал: «... при неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются ничем иным как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах». Наиболее отчетливо природа государства как органа эксплуатации раскрыта представителями марксизма: «Государственная монополия в капиталистическом обществе есть средство повышения и закрепления доходов для близких к банкротству миллионеров той или иной отрасли промышленности...».
Национализация предприятий, превращение их в государственную монополию осуществляется «... в интересах помещиков и капиталистов».
Мы придерживаемся той позиции, что в условиях современной рыночной экономики государство является выразителем интересов всего общества. Государственная собственность носит общественный характер, заключающийся в увязке, согласовании индивидуальных интересов, превращении их в национальные. Современная западная теория рассматривает «государство в его главной роли механизма, посредством которого конфликтующие интересы преобразуются в коллективные решения». На наш взгляд, государство как властная структура должно учитывать все разнообразие интересов субъектов экономики, способствовать их согласованию, нахождению компромисса; а при наличии неразрешимого конфликта — поддерживать одни интересы, их достижение и отвергать другие.
Для углубления изучения содержания
категории государственная
Функциональные составляющие государственной собственности образуют государственный сектор, являющийся механизмом прямого государственного вмешательства в экономику; средством, корректирующим несовершенства и провалы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 января 1999 г. №1 «О прогнозе развития государственного сектора экономики РФ» (с изм. от 30 декабря 2002 г.) в состав государственного сектора включаются «государственные унитарные предприятия, в том числе казенные; государственные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находится в государственной собственности; хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% (долей) находится в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственной собственности».
В российской экономике государственный сектор формировался в результате приватизации. На 1 января 2005 года в руках государства находилось 8820 федеральных государственных унитарных предприятий и 3905 акционерных обществ с пакетами акций в федеральной собственности, в том числе по доле в уставном капитале 100% — 273 АО, 50-100% — 499 АО, 25-50% — 1183 АО, менее 25% — 1950 АО.
Резкое сокращение объектов государственной собственности в ходе приватизации обосновывалось сравнительно низкой эффективностью ее функционирования.
Многие экономисты проводят анализ финансовых результатов работы унитарных предприятий. Выводы осуществляемых исследований различны. Ряд экономистов утверждают, что государственные предприятия могут быть эффективными. Другие исследователи в ходе сравнения приходят к выводу об одинаковой эффективности государственной и частной формы собственности. Некоторые обосновывают, что форма собственности не является существенным критерием, влияющим на эффективность. Подавляющее же большинство экономистов делают вывод о низкой эффективности государственной собственности по сравнению с частной.
По нашему мнению, государственная
собственность имеет
Информация о работе Развитие категории «государственная собственность» в рыночных условиях