Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:44, доклад
Цель в данной работе это развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. А также произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Задачи работы:
В первой части работы я предлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, а также дать ему определение. Во второй части ознакомиться с современными проблемами развития малого и среднего бизнеса в опытом работы российских предприятий малого бизнеса и пути их решения.
Содержание………………………………………………………………….2
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность, формы и этапы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………………………………...5
1.1 Сущность и формы малого и среднего бизнеса в России………5
1.2 Этапы развития малого и среднего бизнеса в России…………..10
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………………...............................15
1.1 Внешние и внутренние факторы………………………………….15
1.2 Основные проблемы направления государственной поддержки развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации…………..20
Заключение…………………………………………………………………..25
Список литературы ………………………………………………………...28
К сожалению, в России система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
Однако, отметим ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработку и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов имеется отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:
- создание институциональных основ;
- управленческая научно-методическая поддержка;
- правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательстве о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий; 11
- финансово-кредитная поддержка;
- налоговая политика;
- антимонопольная политика.
Рассмотрим лишь
некоторые формы
Динамичное развитие
малого предпринимательства и его
эффективное участие в решении
социально-экономических
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональным маркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются по регионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малого предпринимательства.
Под управленческой
научно-методической поддержкой подразумевается
консультирование, обучение, информационное
обслуживание, проводимое органами правительства,
а также через различные
Одну из прогрессивных и действенных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставления различных видов услуг (консалтинговых, арендных, обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментом
государственной поддержки
Финансово-кредитная поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего, на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособности мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых и равноправных условий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих, меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.
Государственный
контроль за деятельностью малых предприятий
заключается, прежде всего, в соблюдении
норм, установленных различными федеральными
и региональными органами власти для процессов
производства и реализации продукции
и услуг. При этом конкретизация объекта
контроля и прав, которыми наделяются
те или иные органы при осуществлении
ими контрольных функций, фиксируются
нормативно-законодательными и правовыми
актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный
закон «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»
явно устарел и уже не отвечает современным
условиям рынка. Следует заново определить
порядок создания, функционирования и
ликвидации малых предприятий. А также
ряд сфер деятельности малого бизнеса
требует законодательного оформления,
например, восполнение пробела тех законодательных
норм, которые регламентируют взаимодействие
малых и крупных предприятий.
Заключение.
На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние
предприятия играют заметную роль в
занятости, производстве отдельных
товаров, исследовательских и научно-
Важность заключается малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь, чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средние предприятия, в свою очередь, являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее, в основном, для поддержания престижа крупной фирмы.
Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, они способствуют снижению уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Развитие малого
предпринимательства
Таким образом,
малое предпринимательство
Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.
Хотя у предприятий,
как и у государства. до сих пор
остаются открытым большое количество
проблем, и до сих пор сохраняется довольно
сложное экономическое положение, все
же продолжается реформирование экономики,
что способствует освоению новой модели
общественно-экономического развития,
имеющей рыночную ориентацию. В современной
политике государства все более акцентируется
внимание в сторону доминирования частного
сектора, либерализации практически всех
отраслей экономики и активизации рыночных
регуляторов, локализации очагов кризиса,
ориентации на платежеспособный спрос,
то есть создание благоприятных условий
для скорого подъема промышленности.
Список литературы:
1) ФЗ №88 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.
2) А.И. Архипов, А.К. Большаков. Экономика / А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
3) А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная. Макроэкономика: теория и российская практика. - М.: КноРус, 2006
4) А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. - М.: Наука, 2003, 214 с.
5) Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. - М.: Маросейка, 2007.
6) Б.М. Маклярский. Экономика России. Учебное пособие / Б.М. Маклярский. - М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
7) А.И. Антилов. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006, с. 14 – 22
8) Е.В. Лысаковская. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 – 266
9) З.И. Калугина. Большие проблемы малого бизнеса // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 - 127
10) Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 - 67
11) Н.Н. Малис. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 - 33
12) Закон бывшего СССР в 1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности»
13) Закон бывшего СССР в1988 году «О кооперации»
14) Положение комиссии по совершенствованию хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации деятельности малых предприятий».