Развитие машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:31, доклад

Описание

Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки, нацеленные на удовлетворение потребностей народного хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного потребления. Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли хозяйства и в целом промышленность

Содержание

  СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика отрасли машиностроения и металлообработки……3
1.1. Анализ развития отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь……………………………………………………………...3
1.2. Характеристика структуры, ключевых предприятий и оценка конкурентной среды в отрасли машиностроения и металлообработки……….6
2. Анализ динамики показателей функционирования отрасли машиностроения и металлообработки…………………………………………12
3. Перспективы и направления развития отрасли машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь…………………………………….14
4. Список использованных источников………………………………………...16

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 44.98 Кб (Скачать документ)

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Факультет управления

Кафедра экономической теории

Специальность «Государственное управление и экономика» 
 
 
 
 

ДОКЛАД

По  дисциплине «Национальная  экономика Беларуси»

на  тему «Развитие машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 2 курса, ГУЭ-1                                      Зотова О.Ш

  
 
 

Минск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика  отрасли машиностроения и металлообработки……3

1.1. Анализ развития  отрасли машиностроения и металлообработки  в Республике Беларусь……………………………………………………………...3

1.2. Характеристика  структуры, ключевых предприятий  и оценка   конкурентной среды  в отрасли машиностроения и  металлообработки……….6

2. Анализ динамики  показателей функционирования отрасли  машиностроения и металлообработки…………………………………………12

3. Перспективы  и направления развития отрасли  машиностроения и металлообработки  в Республике Беларусь…………………………………….14

4. Список использованных источников………………………………………...16 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика  отрасли машиностроения  и металлообработки.

1.1. Анализ развития  отрасли машиностроения  и металлообработки  в Республике Беларусь.

     Межотраслевой машиностроительный комплекс объединяет предприятия и производства машиностроения и металлообработки, нацеленные на удовлетворение потребностей народного  хозяйства в средствах производства, орудиях труда, предметах долгосрочного  потребления. Начиная с 1975 г., по объему валовой продукции, стоимости основных производственных фондов и количеству занятых этот комплекс устойчиво  занимает первое место в промышленности Беларуси. По темпам роста машиностроение всегда опережало другие отрасли  хозяйства и в целом промышленность. Такому развитию способствовало выгодное экономико-географическое положение  республики, наличие квалифицированных  кадров, научной, проектно-конструкторской  баз.

     Глубокий  социально-экономический кризис, охвативший хозяйство Беларуси в связи с  распадом в 1991 г. СССР, обусловил резкое сокращение темпов развития машиностроения. В 1991–1995 гг. среднегодовой индекс прироста общего валового объема продукции машиностроения стал отрицательным (-7,3%), а в 1996–2000 гг. составил уже -14,6%. Решающую роль в снижении объемов производства продукции предприятий машиностроительного комплекса сыграли следующие факторы:

  • сокращение поставок в республику материально-сырьевых и энергетических ресурсов;
  • усиление налогового пресса;
  • финансовые и кредитные ограничения.

     Указанные факторы по-разному оказали влияние  на динамику темпов развития отдельных  отраслей машиностроительного комплекса. Заметное снижение продукции имели, прежде всего, отрасли автомобильного машиностроения, станкостроительной и  инструментальной промышленности. Главной  причиной этого стала ценовая  политика. Предприятия этих отраслей, которые выпускали конечную продукцию, имели большой рост издержек производства за счет увеличения материальных затрат и снижения покупательной способности потребителей продукции. В результате произошло вынужденное сокращение производства. Однако, предприятиям удалось удержать рынки сбыта в странах СНГ за счет монопольного положения и относительно высоких качественных характеристик выпускаемой продукции. [3]

     Машиностроительная  и металлообрабатывающая промышленность является ведущей отраслью национальной экономики и служит одним из основных источников валового внутреннего продукта и валютных поступлений. В ней  создается 21,8 % стоимости произведенной  промышленной продукции, сосредоточено 27,0 % основных промышленных фондов, занято 36,1 % общей численности промышленно-производственного  персонала страны. Управление отраслью осуществляет Министерство промышленности Республики Беларусь.

       Машиностроение Республики Беларусь  располагает высокотехнологичным  производственным и научным потенциалом,  в его составе 337 предприятий,  организаций и производств, развитие  которых направлено на повышение  конкурентоспособности выпускаемой  продукции на основе разработки  и внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, эффективного использования трудовых и финансовых ресурсов. [4]

     Специфической особенностью машиностроительной отрасли республики является значительная степень зависимости от импорта сырья и комплектующих (в основном из России), а также преимущественная ориентация сбыта продукции на рынок Российской Федерации.

     Начиная с 1995 г., процесс структурных и темповых изменений в машиностроении приобрел управляемый характер. Правительством принята "Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг.". [5]

     Несмотря  на сохраняющиеся трудности, машиностроительная продукция в общем объеме экспорта республики занимает лидирующее положение. Имеющийся научно-технический и  производственный потенциал отрасли  позволяет значительно увеличить  выпуск продукции, пользующейся спросом  на внутреннем и внешних рынках. Тем не менее, негативное влияние на состояние отрасли продолжают оказывать значительный уровень износа основных фондов и недостаточный объем инвестиций (преимущественно внутренних) для их модернизации.

     Главным направлением развития машиностроения в Беларуси в настоящее время является совершенствование, прежде всего, его отраслевой структуры. Для машиностроения остаются приоритетными наукоемкие отрасли: приборостроение, оптико-механическая, электроника, радиоэлектроника, вычислительная техника и связь. Предполагается, что именно эти отрасли помогут перейти к гибким автоматизированным системам, смогут обеспечить необходимую прогрессивную замену существующих технологий в обрабатывающей промышленности и т.д.[3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Характеристика структуры,  ключевых предприятий  и оценка   конкурентной  среды в отрасли  машиностроения и  металлообработки. 

     Структура машиностроительного комплекса  Беларуси была сформирована в эпоху  бывшего СССР. Основой белорусского машиностроения являются крупные предприятия автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения и радиоэлектроники, на долю которых приходится свыше 60% производства отрасли.

     В машиностроительной отрасли работает 337 предприятий с численностью сотрудников более 300 тысяч человек.

     Машиностроение  представлено следующими подотраслями промышленности:

    • автомобильная
    • тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение
    • станкостроительная и инструментальная
    • приборостроение
    • радиотехническая
    • электротехническая
    • электронная
    • оптико-механическая
    • строительно-дорожное машиностроение.

     Практически все предприятия машиностроения находятся в ведомственном подчинении Министерства промышленности. Доля машиностроительных предприятий с преобладанием государственной формы собственности (свыше 50%) в Беларуси составляет более 80%. [4]

     Наибольший  удельный вес в машиностроительном комплексе республики занимает автомобильная  промышленность.

       Автомобилестроение представлено 38 предприятиями и организациями.  В его состав входят специализированные  научно-исследовательские и конструкторско-технологические институты, которые обеспечивают разработку новых изделий, технологий и оборудования. Особенно велика роль отдельных предприятий: Минский автомобильный завод (РУП «МАЗ»), Белорусский автомобильный завод (РУП «БелАЗ»), Могилевский автомобильный завод (РУП «МоАЗ»), Минский завод колесных тягачей (УП «МЗКТ») и др.

     Дальнейшее  развитие отрасли во многом связано  с привлечением иностранных инвестиций, новых технологий и методов управления ими. Примером тому может быть Минский  автомобильный завод, на котором  создано белорусско-германское предприятие  «МАЗ-МАN». Здесь также предполагается организовать серийное производство автобусов разного назначения.

       Согласно государственной программе  "Автоинструктор" основной задачей  автомобилестроения станет поэтапное  создание мощностей по выпуску  семейства автомобильной техники,  соответствующей нормам Евро-3, Евро-4, а в дальнейшем и Евро-5.

     РУП «Минский автомобильный  завод» является крупнейшим в Беларуси и странах Восточной Европы производителем большегрузной автомобильной, а также автобусной, троллейбусной и прицепной техники. Всего МАЗ выпускает более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной техники и 50 модификаций автобусов и троллейбусов.

     РУП ПО «Белорусский автомобильный завод» - один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники.

     БелАЗ более 70% продукции реализует в России, предприятие также контролирует около 30% мирового рынка карьерных самосвалов. [6]
 

 
     

 

     Тракторное  и сельскохозяйственное машиностроение включает более 30 предприятий, которые обеспечивают техникой аграрно-промышленный комплекс страны.

     Сельскохозяйственное машиностроение занимает около 20% в общем объеме выпуска машиностроительного комплекса Беларуси. Его развитие в республике осуществляется при значительной государственной поддержке.

     Ведущими  предприятиями сельскохозяйственного  машиностроения являются Минский тракторный завод и РУП ПО «Гомсельмаш».

     Минский тракторный завод является одним  из крупнейших в мире и самым крупным  на территории постсоветского пространства производителем тракторов.

     В структуре продаж МТЗ преобладают  экспортные поставки -80-85% общего объема реализации. В течение ряда последних  лет МТЗ демонстрирует значительные темпы роста производства – около 20% ежегодно.[7]

     Производственное  предприятие «Гомсельмаш» является крупным производителем сельхозтехники на территории постсоветского пространства, производит самоходные и прицепные кормоуборочные комбайны, зерноуборочные комбайны, навесное оборудование, оборудование для лесной промышленности.

     На  текущий момент деятельность предприятия  направлена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, доля экспортных продаж составляет около10%. Более 80% экспортных поставок осуществляется на российский рынок. Планы предприятия предусматривают  расширение экспорта продукции до 40-50% от объема продаж.[10]

     Станкостроительная и инструментальная промышленность Беларуси представляет собой большой промышленно-технический комплекс по производству металлорежущих станков, автоматических линий, металлообрабатывающего инструмента, технологической оснастки, оборудования для литейного производства, гидроаппаратуры и других изделий общемашиностроительного назначения.

     В настоящее время станкостроение Беларуси представлено 32 предприятиями, а также специальными конструкторскими бюро, научно-исследовательскими и  проектно-технологическими организациями.  Крупнейшими предприятиями станкоинструментальной промышленности Беларуси являются Минский завод автоматических линий имени П. М. Машерова (МЗАЛ), Витебский станкостроительный завод «Вистан» имени С. М. Кирова, Гомельский станкостроительный завод имени С. М. Кирова, Гомельский завод станочных узлов и завод «Гидропривод», Гомельский литейный завод «Центролит», Оршанский станкостроительный завод «Красный борец».

     Сегодня главными направлениями развития отрасли  являются расширение производства станков  с числовым программным управлением, гибких автоматизированных систем, промышленных роботов и робототехнических  комплексов.[3]

     Приборостроительная, радиоэлектронная и электротехническая промышленность самая молодые, перспективные и довольно динамичные подотрасли машиностроения Беларуси. Для них характерны быстрая смена номенклатуры изделий, преобладание выпуска малых серий. Данные подотрасли машиностроения имеют большой удельный вес товаров народного потребления, в наибольшей степени соответствуют современным сложным условиям развития хозяйства Беларуси: они ориентируются на использование квалифицированных кадров и научно-технического потенциала страны; характеризуются малой металлоемкостью и энергоемкостью; работают сравнительно стабильно и обладают хорошими возможностями для экспорта. Стандарты, действующие в приборостроении по изделиям электронной техники и электротехнической промышленности, примерно на 70–80% соответствуют международным требованиям.

     Основными предприятиями приборостроения  Беларуси являются: Борисовское РУП  «Экран» (выпускает технику для  навигации и пилотирования самолетов, антиблокировочные автомобильные системы, сложные электроприборы); Витебский завод электроизмерительных приборов (электроизмерительные приборы, преобразователи измерительные, электросчетчики электронные, микрокомпрессоры); Гомельский завод измерительных приборов (аналитические приборы и электродные системы); Бобруйский завод весоизмерительных приборов. [4]

     Радиотехническая  промышленность включает свыше 70 предприятий, научно-производственных объединений, научно-исследовательских и проектно-технологических  институтов. По отдельным оценкам, объем  продукции отрасли составляет около 35 % объема подобной продукции, производимой в странах СНГ, и находит сбыт не только на рынке СНГ, но и за его  пределами.

       Крупнейшими представителями подотрасли являются ОАО «Горизонт», РУПП «Витязь».

       Электронная промышленность Беларуси  включает: Государственный научно-производственный  концерн «Планар», НПО «Интеграл», Витебское ПО «Монолит», Пружанский завод радиодеталей, Минский НИИ радиоматериалов.

       Электротехническая промышленность  включает 41 предприятие, которые  производят кабельно-проводниковые  изделия, асинхронные электродвигатели, трансформаторы силовые и малой  мощности, низковольтную аппаратуру, светотехнические изделия, лифты и лифтовое оборудование и др.

       Наиболее крупными предприятиями  отрасли являются: Минский электротехнический  завод имени В. И.; Могилевский  завод «Электродвигатель; Лидский  завод; Брестский электроламповый  завод; Молодечненское ОАО «Электромодуль»; Мозырское ОАО «Беларускабель»; Гомельское ОАО «Гомелькабель»; Щучинский завод «Автопровод».

       Оптико-механическая промышленность — важнейшая отрасль наукоемкого комплекса Беларуси, специализируется на производстве: космической и авиационной топографической аппаратуры; киноаппаратуры; фотографических комплексов; приборов и дальномеров, в том числе с использованием лазеров; приборов ночного видения; оптико-электронных устройств для бронетанковой техники, стрелкового и охотничьего оружия; медицинской аппаратуры с лазерными системами.

     Первенцем оптического приборостроения в  Беларуси является Минский механический завод имени С. И. Вавилова. На его базе было создано Белорусское оптико-механическое объединение «БелОМО», куда вошли вновь построенные предприятия с замкнутыми циклами производства: Лидский завод «Оптик», заводы «Зенит» (Вилейка), «Свет», «Диапроектор» (Рогачев), Сморгонский завод оптического станкостроения, комплекс научно-исследовательских лабораторий и др.

        Строительное, дорожное и коммунальное  машиностроение специализируется на производстве строительно-дорожных, мелиоративных, сельскохозяйственных, лесных машин на базе гусеничных тракторов и автомобилей, строительно-отделочной техники, оборудования для промышленности строительных материалов и коммунального хозяйства.

      Наиболее  крупные предприятия подотрасли: концерн «Амкадор», завод «Могилевтрансмаш», лифтостроительный завод «Могилевлифтмаш», Мозырский завод мелиоративных машин, Волковысский завод кровельных и строительно-дорожных машин, Белорусский экскаваторный завод.

      Сокращение  инвестиций в строительный комплекс обусловило уменьшение выпуска основных видов продукции. Однако активизация  инвестиционной деятельности в последующие  годы стимулирует выпуск продукции. На предприятиях подотрасли разработаны программы дальнейшего развития производства, рассчитанные на предстоящее обновление машин и механизмов в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, других секторах экономики.[4] 
 
 

2. Анализ динамики  показателей функционирования  отрасли машиностроения  и металлообработки.

       Развитие отрасли строительно-дорожного  машиностроения возможно анализировать  лишь в составе отрасли машиностроения  в целом, так как отдельные  данные по отрасли в опубликованных  статистических сборниках отсутствуют.

       Проанализируем динамику объемов  производства в разрезе отраслей  промышленности. Данные приведены  в таблице 2.1.

       Таблица 2.1 - Динамика объемов  производства отраслей промышленности  в 1990-2007 годах. [9]

  1990 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Вся промышленность 42 10501 33387 48530 62545 77267 95515
Машиностроение  и металлообработка 14,4 2152,7 7278,4 10773,7 14010,1 18389,5 23401,2

 

            В стоимостном  выражении отрасль машиностроения  демонстрирует стабильное увеличение  объемов производства.

       Рассчитаем удельные веса отрасли  машиностроения за ряд лет.  Результаты расчетов занесем  в таблицу 2.2.

       Таблица 2.2 - Удельный вес продукции  отдельных отраслей в общем  объеме продукции промышленности (в процентах к итогу). [9]

        1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007
Вся промышленность 100 100 100 100 100 100 100 100
Машиностроение  и металлообработка 34,2 23,3 20,5 21,8 22,2 22,4 23,8 24,5

 

       Можно заметить, что структура  промышленного производства в  целом стабильна. Наибольшая доля  машиностроительной промышленности  имела место в 1990 году (34,2%), наименьшая  – в 2000 году (20,5)%.

       В 1990-2000 годах имело место снижение  удельного веса отрасли, однако на протяжении 2001-2007 годов она демонстрирует устойчивый рост.

       Рассмотрим динамику стоимости  основных фондов по отрасли.  Данные приведены в таблице  2.3.

       Таблица 2.3 - Производственно-промышленные  основные средства по отраслям  промышленности на начало года  по восстановительной стоимости,  млрд.руб. [9]

        2001 2004 2005 2006 2007 2008
Вся промышленность 26846,1 62020,6 77837,3 80178,0 94456,6 105939,8
Машиностроение  и металлообработка 7754,3 16711,0 20655,0 20845,0 23844,5 26028,8

 
 

       Из таблицы видно, что имеет  место стабильный рост основного  капитала в анализируемой отрасли.  Рассмотрим динамику производства  отдельных видов строительных  и дорожных машин Республики  Беларусь за ряд лет.

     Индексы промышленного производства по отраслям промышленности занесем в таблицу 2.4. [1]

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
машиностроение 79,7 115,4 111,3 105,5 108,9 122,6 114,7 110,0 113,9 110,2 74,3

 
 

Производство  важнейших видов промышленной продукции - таблица 2.5.[2]

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Тракторы, тыс. шт. 28,0 22,5 22,7 24,3 26,7 34,0 41,5 49,2 59,6 65,1 45,3

 
 

     Итак, из анализа видно, что отрасль машиностроения в Республике Беларусь стабильно развивается.  
 
 
 
 
 
 
 

3. Перспективы и  направления развития  отрасли машиностроения  и металлообработки  в Республике Беларусь.

     В условиях перехода к рыночным отношениям в машиностроительном комплексе  Беларуси выявился ряд диспропорций. Его отраслевая структура, сложившаяся  в рамках бывшего СССР, характеризовалась  высокой материало- и энергоемкостью производства. Она, естественно, не была ориентирована на рыночные критерии, а тем более на внутриреспубликанские потребности и на свои собственные ресурсы. Поэтому сегодня проводится серьезная структурная перестройка и модернизация материально-технической базы комплекса, предпринимаются меры по повышению уровня автоматизации и механизации, а также эффективности его специализации: уменьшается доля металлоемких отраслей и увеличивается удельный вес точного наукоемкого машиностроения.

     Продолжится процесс обновления выпускаемой  продукции при одновременном  наращивании объемов ее производства и экспорта. В частности, предусматривается  расширение номенклатуры производимой сельскохозяйственной техники. Качество выпускаемой и разрабатываемой  продукции, ее высокая конкурентоспособность  будут обеспечиваться за счет использования  компьютерных технологий проектирования и управления, приобретения современного оборудования и технологий, оснащения  производства новыми видами контрольно-измерительной  техники. Для облегчения сертификации продукции на зарубежных рынках будут  продолжены работы по созданию и переходу на технические регламенты и стандарты, содержащие требования, аналогичные  директивам ЕС, а также на соответствующие международным стандартам системы управления качеством.

         Реализация намеченных мероприятий  будет происходить за счет  инвестирования собственных средств  организаций, целевого кредитования  инвестиционных проектов и привлечения  иностранных инвестиций.

         В 2011 - 2015 годах предусматривается  дальнейшее наращивание экспорта  машиностроительной продукции за  счет создания сборочных производств  на территории стран СНГ, Ближнего  Востока, стран Африки и Азии. Намечается активное проникновение  белорусской машиностроительной  продукции на рынки промышленно  развитых стран путем создания  совместных организаций и участия  в транснациональных корпорациях.  Темпы роста производства несколько  замедлятся в связи с необходимостью  ввода дополнительных производственных  мощностей и ростом конкуренции.  Экономический рост будет сопровождаться  созданием и широким внедрением  как ресурсосберегающих, так и  экологически чистых и малоотходных  технологий, разработкой новых видов  экологически чистой продукции.[8]

     Перспективы развития машиностроительной и металлообрабатывающей  промышленности базируются на реализации мероприятий Концепции и Программы  развития промышленного комплекса  Республики Беларусь на 1998—2015 годы, в  соответствии с которыми целевыми ориентирами  определены: ежегодный прирост объемов  производства не менее 5 % при опережающих  темпах роста экспорта; снижение материалоемкости продукции на 2—3 %; достижение уровня рентабельности не ниже 25 % . Политика структурных преобразований предусматривает повышение удельного веса отраслей и производств передового технологического уклада — электроники, точного машиностроения, приборостроения. Одним из основных направлений повышения уровня конкурентоспособности промышленного производства является коренная модернизация и техническое перевооружение машиностроения, обновление основных промышленно-производственных фондов на базе внедрения нового оборудования и современных технологий.[4]

4. Список использованных  источников

1. Статистический ежегодник Республики Беларусь // Нац. стат. комитет РБ. – Минск, 2010. – 584 с.

2. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе–декабре 2009 г. // Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. – Минск, 2010. – 238 с.

3. Экономика Беларуси: Курс лекций. Часть I / Приходченко О.И. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. –262с.

4. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплексы, направления развития, механизмы управления / Шимов В. Н. – Минск,2005. – 430 с.

5. http://busel.org/texts/cat1xh/id5bwrcnr.htm - Информационный портал Республики Беларусь

6. http://www.minprom.gov.by/ -  Министерство промышленности Республики Беларусь

7. http://belarus-tractor.com/ - Сайт предприятия «Минский тракторный завод»

8. http://www.newsby.org/ -  Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 N 1475 "Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы"

9. http://www.belstat.gov.by/ - Национальный статистический комитет Республики Беларусь

10.  http://www.export.by/ - Портал информационной поддержки экспорта 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Развитие машиностроения и металлообработки в Республике Беларусь