Развитие отрасли машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:17, реферат

Описание

В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).

Работа состоит из  1 файл

Машиностроение.docx

— 25.20 Кб (Скачать документ)

Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.

 

Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для  нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.  

 К перечисленным подразделениям  машиностроения следует добавить  и «малую» металлургию – производство  стали и проката, как в литейных  цехах машиностроительных предприятий,  так и на отдельных специализированных  предприятиях по производству  литья, поковок, штамповок, и  сварных конструкций для машиностроения.   

 В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).  

 Кроме отраслевой классификации,  машиностроение можно расчленить  по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.  

 По металлоемкости, а  также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.  

 В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.   

 Большое значение приобретают  в наше время новые формы сотрудничества между странами.  

 Значение машиностроительного  комплекса трудно переоценить.  Важнейшая его задача – реализация  достижений научно-технического  прогресса, обеспечение комплексной  механизации и автоматизации  производства, снабжение народнохозяйственных  отраслей новой техникой, удовлетворение  населения современными потребительскими  товарами.

2. Сырьевые ресурсы  отрасли  

 Основным конструкционным  материалом в машиностроение  является черный металл и, следовательно,  главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.  

 Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной  отраслью, определяющей уровень  развития НТП, все не так  однозначно, как в других отраслях  промышленности. Здесь основную  роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.   

 Непосредственно к  машиностроению относятся следующие  проблемы: уменьшения потребления  металла за счет повышения  его качества и снижения веса  изделий, сокращения отходов и  потерь металла при его обработке  – за счет производства большей  доли проката.

3. Размещение отрасли   

 Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.

5. Структура отрасли   

 Высшие этажи  машиностроения (тонкое, точное, прецизионное  машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.  

 Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.   

 Автомобильная промышленность  включает предприятия по производству  автомобилей всех видов, автобусов,  троллейбусов, мотоциклов, велосипедов,  а также автомобильных, мотоциклетных,  велосипедных и лодочных двигателей  и запасных частей.  

 Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и  кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.  

 Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.   

 Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

6. Мировое машиностроение  в конце 90-х годов  

 Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых, так и по стоимости продукции.   

 Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны.  

 В мире сложилось  шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай  и новые индустриальные страны  Азии.  

 В странах «Большой  восьмерки» и в Китае развиты  все виды машиностроения. Небольшие  страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение практически отсутствует.                                        

7. Автомобилестроение  мира  

90% всех выпускаемых в  мире автомобилей – легковые.   

 Ежегодно в мире  выпускается более 40 млн. легковых  автомобилей. Крупнейшими производителями  легковых автомобилей в мире  являются:

1)       Япония (8,5 млн. шт.);

2)       США (6,8 млн. шт.)

3)       Германия (4,4 млн. шт.)  

 В десятку крупнейших  производителей автомобилей входят  также Франция, Испания, Южная  Корея, Канада, Бразилия, Италия и  Великобритания.  

 Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

8. Железнодорожное  машиностроение мира.  

 Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии. 

9. Судостроение  мира  

 Странами – лидерами  по производству судов являются:

1)       Япония (40% мирового тоннажа судов)

2)       Южная Корея (33% мирового тоннажа судов)

3)       Германия  

 Судостроение развито  также в Бразилии, на Тайване,  в Дании, Польше, Китае, США,  Финляндии, России и на Украине.   

 Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.

10. Авиационная  промышленность   

 Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу  и высококвалифицированные кадры,  получила развитие только в  экономически развитых странах.  Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).

11. Электротехническая  промышленность  

 Электротехническая промышленность  и электроника в развитых странах  опирается на развитую научную  базу, высококвалифицированные трудовые  ресурсы и потребителя, а в  новых индустриальных странах  – на дешевые трудовые ресурсы.  Данная отрасль характеризуется  многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить  довольно ограниченную группу  стран, относящихся к разряду  развитых или новых индустриальных  стран, а также Китай.  

 По производству телевизоров  (130 млн. шт.) мировыми лидерами  являются:

1)       Китай (25 млн. шт.)

2)       Южная Корея (16 млн. шт.)

3)       Япония (15 млн. шт.)  

 По производству радиоприемников  (около 170 млн. шт.) выделяются:

1)       Китай (свыше 50 млн. шт.)

2)       Малайзия (более 20 млн. шт.)

3)       Сингапур (20 млн. шт.)  

 По производству часов  (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции  занимают:

1)       Китай (почти 400 млн. шт.)

2)       Япония (около 300 млн. шт.)

3)       Швейцария (25 млн. шт.)  

 По производству стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.

12. Станкостроение  мира  

 Мировое производство  металлорежущих станков составило  в конце 1990-х годов более  1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются:

1)       Япония (200 тыс. шт.)

2)       Китай (150 тыс. шт.)

А далее плотной группой  следуют Германия, США, Италия, и  Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков.

13. Сельскохозяйственное  машиностроение мира.  

 Сельскохозяйственное  машиностроение имеет потребительский  фактор размещения и поэтому  сосредоточено в главных сельскохозяйственных  регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня  механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по производству тракторов выделяются:

1)       Япония (150 тыс. шт.)

2)       Индия (100 тыс. шт.)

3)       США (около 100 тыс. шт.)  

 Лидирующее положение  Японии объясняется ее специализацией  на производстве мини-тракторов,  а в остальных странах мира, как правило, производят средние  и мощные тракторы.

Таблица 7

14. Группировка  стран по уровню развития машиностроения

Страны с высокоразвитым машиностроением

Страны со среднеразвитым машиностроением

Страны со слаборазвитым  машиностроением

Страны, где машиностроение отсутствует


 

 

США                                   Бразилия                       Монголия     Саудовская Аравия          

Канада                                 Китай                            Иран                  Ливия

Германия                            Австралия                     Перу                   Мадагаскар      

Россия                                 Индия                            Куба                   Сомали

Франция                             Аргентина                     Албания             Исландия        

Швеция                               Мексика                        Индонезия         Лаос

Италия                                 ЮАР                              Алжир               Ботсвана               

Япония                                Корея                             Египет              Конго           

Информация о работе Развитие отрасли машиностроения