Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:17, реферат
В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.
Включает также
К перечисленным
В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
Кроме отраслевой
По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.
В машиностроении имеется хрон
Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.
Значение машиностроительного
комплекса трудно переоценить.
Важнейшая его задача –
2. Сырьевые ресурсы отрасли
Основным конструкционным
материалом в машиностроение
является черный металл и,
Однако в машиностроение,
которое является наиболее
Непосредственно к
машиностроению относятся
3. Размещение отрасли
Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.
5. Структура отрасли
Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.
Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой.
Автомобильная промышленность
включает предприятия по
Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.
Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.
Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.
6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов
Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых, так и по стоимости продукции.
Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны.
В мире сложилось
шесть машиностроительных
В странах «Большой
восьмерки» и в Китае развиты
все виды машиностроения. Небольшие
страны Западной
Европы специализируются на точном
машиностроении, новые индустриальные
страны – на трудоемких отраслях машиностроения,
а во многих развивающихся
странах Африки, Юго-Западной Азии и
Центральной Африки машиностроение практически
отсутствует.
7. Автомобилестроение мира
90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые.
Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых
автомобилей. Крупнейшими
1) Япония (8,5 млн. шт.);
2) США (6,8 млн. шт.)
3) Германия (4,4 млн. шт.)
В десятку крупнейших
производителей автомобилей
Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).
8. Железнодорожное машиностроение мира.
Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии.
9. Судостроение мира
Странами – лидерами
по производству судов
1) Япония (40% мирового тоннажа судов)
2) Южная Корея (33% мирового тоннажа судов)
3) Германия
Судостроение развито
также в Бразилии, на Тайване,
в Дании, Польше, Китае, США,
Финляндии, России и на
Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.
10. Авиационная промышленность
Авиационная промышленность,
ориентируясь на научную базу
и высококвалифицированные
11. Электротехническая промышленность
Электротехническая
По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются:
1) Китай (25 млн. шт.)
2) Южная Корея (16 млн. шт.)
3) Япония (15 млн. шт.)
По производству
1) Китай (свыше 50 млн. шт.)
2) Малайзия (более 20 млн. шт.)
3) Сингапур (20 млн. шт.)
По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают:
1) Китай (почти 400 млн. шт.)
2) Япония (около 300 млн. шт.)
3) Швейцария (25 млн. шт.)
По производству стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.
12. Станкостроение мира
Мировое производство
металлорежущих станков
1) Япония (200 тыс. шт.)
2) Китай (150 тыс. шт.)
А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков.
13. Сельскохозяйственное машиностроение мира.
Сельскохозяйственное
машиностроение имеет
1) Япония (150 тыс. шт.)
2) Индия (100 тыс. шт.)
3) США (около 100 тыс. шт.)
Лидирующее положение
Японии объясняется ее
Таблица 7
14. Группировка
стран по уровню развития
Страны с высокоразвитым машиностроением |
Страны со среднеразвитым машиностроением |
Страны со слаборазвитым машиностроением |
Страны, где машиностроение отсутствует |
США
Канада
Германия
Россия
Франция
Швеция
Италия
Япония