Развитие предпринимательства в отечественной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:45, контрольная работа

Описание

Необходимо отметить, что на современном этапе социально-экономическое развитие России во многом зависит от охватившего мировую экономику финансового и экономического кризисов. Одно из направлений придания ему нового импульса, как нам представляется, состоит в использовании возможностей предпринимательства, обновлений социальных институтов, установок и норм поведения представителей делового сообщества. В этих условиях актуальность исследования природы предпринимательства, выявления ключевых факторов его развития, разработки соответствующих методических рекомендаций не только не ослабевает, но и усиливается.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность предпринимательства…………………………………………………4
2. Основные этапы становления и развития российского предпринимательства…………..6
3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства в российской экономике……7
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Список информационных источников……………………………………………………….10

Работа состоит из  1 файл

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Дисциплина  «История российского  предпринимательства»

Контрольная работа № 1

На тему:

«Развитие предпринимательства в  отечественной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Факультет:  Экономики и финансов

                                                                               Студентки дистанционной формы обучения

                                                                               Группа №   ЭЗДтв 20.1/Б-11

                                                                               Ф.И.О. Гайфуллина Гульнара Фарвазовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………………3

 

1. Понятие и сущность предпринимательства…………………………………………………4

 

2. Основные этапы становления  и развития российского предпринимательства…………..6

 

3. Проблемы и перспективы развития  предпринимательства в российской  экономике……7

 

Заключение……………………………………………………………………………………….9

 

Список информационных источников……………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Необходимо отметить, что на современном  этапе социально-экономическое развитие России во многом зависит от охватившего  мировую экономику финансового  и экономического кризисов. Одно из направлений придания ему нового импульса, как нам представляется, состоит в использовании возможностей предпринимательства, обновлений социальных институтов, установок и норм поведения представителей делового сообщества. В этих условиях актуальность исследования природы предпринимательства, выявления ключевых факторов его развития, разработки соответствующих методических рекомендаций не только не ослабевает, но и усиливается.

Разработка стратегий  развитие и управление предпринимательством должны основываться на знаниях о его природе, на использовании ключевых индикаторов его состояния.

Тема предпринимательства интересна  и очень важна для нашего времени. Все цивилизованные страны обязаны  своим благополучием не командно-административной, а рыночной системе хозяйства, мощным двигателем экономического и социального развития которой является предпринимательство.

Как показывает мировой опыт, без  свободной рыночной экономики, без  самодеятельного производителя, без  предпринимательской активности никакое процветание невозможно.

Для выхода из кризиса и  ускорения экономического роста, для  преодоления отрицательных социально-экономических  последствий важно не глушить  предпринимательство, а создавать  все благоприятные условия для его функционирования  и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность предпринимательства.

 

Самой историей доказано: предпринимательство  было и будет основным компонентом  экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.

Следует отметить, что в  посткоммунистической России предпринимательство  было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным. Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

Экономический строй, базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, не смог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможно широкое распространение нововведений. Следует признать, что непременным условием развития предпринимательства является частная собственность.

Для развития предпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственной экономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмов повышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметь возможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную для предпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретать необходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, бизнес — инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена).

Предпринимательство – это форма проявления инициативы, рассчитанная на получение систематической прибыли в ходе организации собственного бизнеса, несущая финансовые риски и материальную ответственность. 
Другими словами – это проявление общественных отношений инициативного характера индивидуального или коллективного объединения физических или юридических лиц.

Сфера деятельности предпринимательства может быть любой (производство, коммерция, услуги). Предприниматель это своего рода хозяйственник, анализирующий рынок товаров и услуг и предлагающий свои товары или услуги. Главное, о чем стоит помнить, что занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой финансовые риски и материальную ответственность. Предпринимательская деятельность ведется от имени предпринимателя. Предприниматель рискует потерять материальные вложения в случае банкротства.

Наиболее типичное и  емкое, на наш взгляд, определение  предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и  М. Питерса: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым».

Предпринимательство в  нашей стране находится вместе с  развитием рыночной экономики в  стадии становления, равно как и  научно-методические подходы к его  организации и определению эффективности деятельности.

В соответствии с понятием предпринимательской деятельности, трактуемом ГК РФ, можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательской деятельности в России: 1) это самостоятельная деятельность дееспособных граждан и их объединений. Никто не может заставить принудительно заниматься этой деятельностью; 2) это инициативная деятельность, направленная на реализацию своих способностей и удовлетворение потребностей других лиц и общества; 3) это деятельность рисковая, поэтому будущий предприниматель должен будет рисковать и преодолевать сопротивление среды; 4) это не разовая сделка, а процесс, направленный на систематическое извлечение прибыли (дохода) законным путем, так как получить прибыль можно при условии профессиональной и компетентной деятельности; 5) это деятельность, осуществляемая лицами (физическими и юридическими), зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц; 6) это мотивированная деятельность — получение прибыли от выполнения работ (услуг), пользования имуществом, продажи товаров.

В западных странах с  научно-практической точки зрения современное  предпринимательство характеризуется  как особый новаторский, антибюрократический  вид (стиль) хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Й. Шумпетер считает, что  для развития предпринимательства  необходимо два составляющих фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он является защитником свободного предпринимательства.

Важнейшим признаком предпринимательства  является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Предпринимательство немыслимо  без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире. Искать клиента, деньги, валюту, материалы, транспорт, помещения, контракты, связи, нужных людей, документы, обходные пути - неизбежный удел предпринимателя. Поэтому он вечно спешит и ему никогда не хватает времени, он редко различает рабочие и выходные дни, рано встает и поздно ложится спать, пытается делать несколько дел одновременно. Спокойная, тихая размеренная жизнь не ассоциируется с обликом предпринимателя.

Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую и физическую или географическую обстановку.

 

  1. Основные этапы становления и развития российского предпринимательства.

 

История российского предпринимательства  самым тесным образом связана  с историей государства и насчитывает  более тысячи лет. Однако систематическое  научное осмысление места и роли предпринимателя в России началось сравнительно недавно, только на рубеже XIX—XX вв. При этом надо иметь в виду, что в годы советской власти история предпринимательства как научная и учебная дисциплина практически не изучалась, а немногочисленные исследования, посвященные отдельным аспектам деловой активности, рассматривали предпринимателя в основном как явление чуждое социализму. И лишь со второй половины 80-х гг. XX в. история российского предпринимательства становится предметом научных изысканий и учебной дисциплиной, которая преподается в ряде экономических вузов страны.

В четыре крупных этапа  сведена периодизация предпринимательства  и в учебном пособии, подготовленном коллективом авторов по результатам  исследования истории предпринимательства  в России от средневековья до начала ХХ века.

I этап начинается с Киевской Руси и длится до 1917 года. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первые предприниматели России – это мелкие торговцы и купцы.

Наибольшее развитие предпринимательство  получает в годы правления Петра 1 (1689-1725) и после принятия реформы 1861. Началось строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал.

90-е годы 19 века в России окончательно  складывается индустриальная база  предпринимательства.

В начале 20 века предпринимательство  становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как  собственник, формируется ранок  рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки.

Однако революция 1917 года перечеркнула плоды труда предпринимателей многих поколений. После октября 1917 года был  взят курс на ликвидацию рыночных связей. Национализированы все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество частных предприятий.

Некоторое оживление в предпринимательскую  деятельность внесли годы новой экономической  политики (1921 – 1926). Таким образом, в 1921 году начался II этап развития предпринимательства. НЭП не означал полного поворота к рыночной экономике. Это была политика некоторой либерализации экономической жизни.

В конце 20-х годов власти полностью  отказались от рыночных отношений и перешли к тотальным командно-административным методам воздействия на экономику. Здесь многовековая история русского предпринимательства обрывается на долгих 60 лет до начала перестройки в середине 1980-х.

Информация о работе Развитие предпринимательства в отечественной экономике