Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 21:27, статья
Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: ПРИОРИТЕТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ |
Статьи - Анализ |
Одним
из ключевых направлений государственного
регулирования экономики Существующие
теоретические модели социальной политики
отличаются по степени вмешательства
государства в социальную сферу
жизни общества и социальную защищенность
граждан, уровню обеспеченности свободы
социального выбора у различных
слоев населения, влиянию социальных
процессов на экономическую жизнь
страны. Среди них в порядке
снижения степени государственного
вмешательства можно выделить следующие:
патерналистскую В последние 10-15
лет в стране, несмотря на продекларированное
строительство социально На протяжении
всей жизни человек имеет Каждый гражданин нуждается в социальной поддержке государства, особенно в начале и конце жизни. Преимущественно именно в детстве и юности, а также в старости он получает от общественного сектора максимальное количество благ такого рода. Компенсация социальных благ осуществляется в основном в серединном отрезке жизни посредством взимания налогов и социальных взносов. Это вполне разумно, так как в этот период человек имеет наивысшую способность к труду. В нормально
функционирующей социальной сфере
страны должно соблюдаться частное
долгосрочное и общее краткосрочное
социальные равновесия. Частное долгосрочное
социальное равновесие определяет баланс
между полученными Общее краткосрочное
социальное равновесие характеризует
баланс между полученными Критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития служит индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Понятия "человеческое развитие" и ИРЧП как метод его измерения были введены ООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт. Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей, каждый из которых количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни. К странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП более 0,8; со средним - от 0,5 до 0,8; с низким - менее 0,5. В отчете ООН
за 2005 г. Россия занимает 62-е место (ИРЧП
составляет 0,795) из 177. Сейчас она находится
на пятой позиции (после Малайзии)
в группе стран со средним уровнем
развития человеческого потенциала.
На рейтинг России по ИРЧП повлияло
сочетание одного из самых высоких
показателей в мире по уровняю
образования взрослого Рассмотрим состояние основных параметров, характеризующих качество жизни в России. Образованность оценивается как способность к получению и накоплению знаний, общению, обмену информацией. Необходимо отметить такую специфику российского экономического пространства, как региональный разброс индекса образования, составляющий 0,994-0,855. Если в районных центрах и мегаполисах 23-25% населения имеют высшее образование, то в поселках городского типа и сельских поселениях - 13-14%. Отток из науки активных специалистов продолжается, приток молодежи минимален, возрастная структура научных кадров ухудшается: 48% ученых старше 50 лет, средний возраст кандидатов наук составляет 53 года, докторов наук-61 год. Интеллектуальные
профессии становятся массовыми
и теряют присущую им ранее исключительность.
Вместе с тем на завершающих этапах
обучения необходима более точная адаптация
системы профессионального Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Разрыв средней продолжительности жизни в нашей стране и развитых странах мира составляет: с США - 9 лет, Великобританией и Германией - 10, Японией - 13 лет. В структуре
смертности от внешних причин смерти
ведущая роль принадлежит самоубийствам
- 30%, далее следуют насильственные
смерти неустановленного характера (случайного
или преднамеренного) - 20% и случайные
отравления алкоголем - 14%. По оценкам,
психические расстройства к 2020 г. войдут
в пятерку лидеров по количеству
людских потерь. Серьезную угрозу
национальному суверенитету представляет
распространение ВИЧ-инфекции. Если
не принимать эффективных и Характерной особенностью
демографического развития в среднесрочном
периоде является вступление страны
в период усиления абсолютного сокращения
численности населения Как положительное явление следует отметить прогнозируемое увеличение рождаемости. Согласно "Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2005 г.", выполненному Минэкономразвития России, общий коэффициент рождаемости увеличится с 10,3 в 2004 г. до 10,8 родившихся в расчете на 1000 человек населения в 2007 г. Однако общий показатель смертности населения страны увеличится в 2007 г. с 16,4 умерших в расчете на 1000 человек до 17. Таким образом, естественная убыль населения остается главной причиной депопуляции. Сложившаяся ситуация
свидетельствует о Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования. Для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. По России этот показатель составляет только 10-20% уровня развитых стран. Министерство экономического развития и торговли РФ прогнозирует устойчивое увеличение доходов населения, что позволит снизить уровень бедности и обеспечить дальнейшее динамичное наращивание потребительского спроса при тенденции к сближению темпов роста розничной торговли и платных услуг населению. Однако распределение доходов в стране неравномерно, коэффициент Джини (G) в 2006 г. составляет 0,37. В России сложилась
ситуация, когда подавляющее большинство
доходов имеет рентное Доля населения
с доходами ниже среднего уровня в 2006
г. составляет 27,5%, в Германии и Франции
- 8, Великобритании и Японии - 12%. Улучшение
этого параметра требует Государство на
разных уровнях предпринимает меры
по стабилизации и улучшению положения
социальной сферы. При этом оно вынуждено
балансировать между двумя С одной стороны, если распределение в обществе полностью обеспечивается рыночным механизмом, то невозможно достичь главного условия развития общества - устойчивости экономической системы, так как ценовой механизм не в состоянии справиться с "фиаско" (провалами) рынка. С другой - если государство полностью берет на себя "содержание" социальной сферы, то может возникнуть проблема социального иждивенчества, что также не обеспечивает эффективность распределения ресурсов. Однако что является критерием необходимости вмешательства государства? В каких областях социальной сферы и в какой степени необходимо его вмешательство? Согласно исследованиям
Института комплексных Условия функционирования
отечественной экономики и Постепенно этот устаревший подход вытесняется, и государственная социальная политика должна поддерживать эти тенденции, обеспечивая формирование жизненной позиции, основанной на ответственности каждого хозяйствующего субъекта за свой выбор. Поэтому государство
должно руководствоваться следующим
принципом: поощрять конкурентные отношения
там, где это целесообразно, и
сохранять государственный В последние годы наметилась тенденция передачи многих функций и социальных обязательств государства с федерального на субфедеральные уровни. В 2006 г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляет 27,2% (табл. 3). Источник: Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2006 г. / Аналитический вестник Совета Федерации РФ. 2005. N 27 (279). Сложившиеся высокие
диспропорции в социально-экономическом
развитии регионов (как субъектов
Федерации, так городов и регионов)
приводят к тому, что субъекты Федерации
не могут в полном объеме выполнить
социальные обязательства государства,
нарушается принцип равной доступности
потребления социальных благ и услуг
гражданами даже на уровне минимальных
гарантий. Соотношение среднедушевых
доходов и среднедушевого прожиточного
минимума различается более чем
в десять раз: в Москве - 10,01, в Усть-Ордынском
Бурятском АО - 0,93, что составляет
26,9% среднероссийского уровня. В
этой связи требуется С 2006 г. в стране реализуются национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы: "Здоровье", "Качественное образование", "Доступное и комфортное жилье", "Развитие АПК". Ознакомиться с мероприятиями, схемами финансирования названных проектов можно на официальном сайте Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России. Мы не рассматриваем вопросы, связанные с реализацией поставленных задач, и не оцениваем результаты проведенных мероприятий. Однако согласно проекту федерального бюджета на 2007 г. даже при условии успешной реализации национальных проектов величина социальных расходов государства достигнет 15,5% ВВП. Это существенно меньше уровня финансирования социальных функций государства не только центральными правительствами развитых стран (21,6%), но и находящихся с нами в одной категории стран с переходной экономикой (18%). На сегодняшний день оценка результатов реализации приоритетных национальных проектов неоднозначна. Базовыми составляющими социальной сферы являются: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения. Последние полностью нуждаются в государственной поддержке. Реформирование сферы образования должно учитывать интересы всех экономических агентов. Однако объем и уровень востребуемого образования, а значит и ответственность, различны. В области дошкольного
и общего среднего образования ответственность
на себя должно брать государство. Каждый
гражданин имеет Только 25-30% семей
потенциально могут принимать участие
в финансировании образования своих
детей; негативных социальных процессов
- низкий уровень жизни большинства
населения обусловил В области высшего
образования ответственность Средства предприятий
направляются на оплату тех образовательных
программ, в которых заинтересованы
сами предприятия (в основном короткие
программы дополнительного Доля семей, заинтересованных в инвестировании в образование, растет по мере завершения их детьми общего образования и достигает пика к 10-11-м классам средней школы. Средства, направляемые семьями в образование, составляют от 1,1 до 1,5% ВВП. При этом больше половины этих средств расходуется теневым образом, обеспечивая поступление на дефицитные направления образования, остающегося формально бесплатным, а также вынужденное теневое софинансирование государственных образовательных учреждений. Предполагается, что по мере роста доходов доля семей, способных инвестировать в образование, возрастет к 2010 г. до 40-45%. При этом основная масса семей будет способна вкладывать в образование лишь ограниченные средства (от 3 тыс. до 10 тыс. руб. в год). С учетом введения стимулирующих механизмов бюджетного финансирования, налоговых льгот на частные инвестиции в образование (в частности, уменьшение налогооблагаемой базы с учетом затрат на образование) и темпов роста доходов к 2010 г. ожидается значительное (в 2-3 раза) увеличение средств семей, поступающих в образование. Вместе с тем основная часть этого прироста придется на вторую половину десятилетия. В настоящее
время в силу ограниченности платежеспособного
спроса необходимо обеспечить опережающий
рост бюджетного финансирования высшего
образования с постепенным Однако государство
должно обеспечивать общедоступность
этого уровня образования путем
реализации следующих программ: адресная
социальная поддержка студентов
из низкодоходных семей, сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, одаренных детей; развитие
системы долгосрочного В области послевузовского образования основное бремя финансовой нагрузки ложится на государство. Поскольку научный потенциал страны хотя еще и высок, но он сокращается. Необходим приток активных специалистов в фундаментальную науку. Государство должно создать экономические условия, при которых талантливые молодые люди смогут идти в науку, развивая ее. Участие бизнеса в основном заключается в финансировании научных исследований и разработок, имеющих практическую значимость. Развитие фундаментальной науки - задача государства. При этом намечена передача сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также большей части учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов Федерации. На федеральном уровне останутся главным образом подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, переподготовка и повышение квалификации кадров. Расходы на образование должны составлять от 5 до 7% ВВП. Однако согласно "Проекту федерального бюджета на 2007 год" расходы на образование составят около 4% ВВП. В сфере здравоохранения государство должно брать на себя большую часть ответственности, так как эта область социальной сферы специфична с точки зрения мотивации принятия экономическими агентами решений и их последствий. Легкомысленное
отношение к своему здоровью является
нормой в нашем обществе. Поэтому
человек, как правило, решается на платные
медицинские услуги только в крайних
случаях, не говоря ни о каких профилактических
осмотрах. Такое поведение соответствует
человеческой натуре и характеру
в системе экономической проведение минимально необходимых профилактических (текущих) осмотров и оказание медицинских услуг. При реализации этой установки возможно частичное перераспределение ответственности на бизнес (привлечение с помощью различных методов и инструментов), так как результатом явится не только повышение числа отработанных человеко-дней и средней продолжительности жизни, но и экономия частных компаний на оплате больничных листов, формирование позитивного отношения к компании. Ответственность
этого уровня целесообразно перекладывать
на крупные компании топливно-энергетического
и горно-металлургического обеспечение доступности
минимально гарантированного объема медицинских
услуг и лекарственных средств
всем гражданам, поддержка социально- проведение дорогостоящих
обследований и операций, так как
в связи с низким уровнем жизни
большинство россиян не могут
себе позволить пользоваться услугами
высококвалифицированных Финансовые нормативы,
используемые для расчетов стоимости
программы государственных Жилищная система,
функционировавшая в В сфере ЖКХ
взаимодействие экономических агентов
должно строиться на основе рыночных
отношений. Эта отрасль социальной
сферы полностью вписывается
в рынок. Однако в настоящее время
доля населения в оплате стоимости
жилищно-коммунальных услуг, по данным
Госстроя России, составляет 54%. С целью
эффективного распределения ресурсов
государству необходимо содействовать
созданию рыночных механизмов и инфраструктуры
рынка жилья, обеспечивающих доступность
жилья и жилищных услуг гражданам
в соответствии с возможностями.
В перспективе гражданам, обладающим
платежеспособным спросом, значительную
часть социальных благ и услуг
этой категории следует Однако в сфере
ЖКХ государство должно взять
на себя ответственность по обеспечению:
социальной защиты малоимущих граждан
в жилищной сфере, гарантируя им жилищные
условия в соответствии с установленными
социальными стандартами. Проведение
реформы ЖКХ может изменить структуру
потребительских расходов населения.
Если не удастся отладить четкое функционирование
системы жилищных субсидий, это может
привести в современных условиях
к ухудшению материального Сохранение культурного
наследия для последующих поколений
- задача, которая должна решаться на
государственном уровне. Рынок не
в состоянии с ней справиться.
Необходимо выборочное бюджетное финансирование
обеспечения сохранности На основе проведенного
анализа экономики можно существует необходимость
активного вмешательства система отношений
в отраслях социальной сферы еще
в значительной степени носит
социально-иждивенческий модель социального блока бюджетов последних лет - это модель суженного воспроизводства населения: уменьшения его численности, ухудшения качества жизни основной его части в основном из-за хронического недофинансирования социальной сферы. В настоящее время намечается модернизация межбюджетных отношений, касающаяся прежде всего передачи многих государственных социальных обязательств с федерального на субфедеральные уровни. Вместе с тем при существующем распределении доходов между федеральными и субфедеральными бюджетами возникает проблема территориальной дифференциации доступности и качества социальных благ и услуг. Основная задача федеральной власти в такой ситуации - способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения. |
Информация о работе Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования