Развитие торгово-экономических отношений СРВ с КНР на современном этапе (1991-2005 гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:26, автореферат

Описание

Объект исследования – торгово-экономические отношения СРВ и КНР за период 1991-2005 гг.
Предмет исследования – развитие торгово-экономических отношений Вьетнама с Китаем в русле мировых тенденций под воздействием специфических факторов, присущих только вьетнамо-китайским взаимоотношениям.
Цель работы состоит в раскрытии основных факторов, тенденций и результатов развития вьетнамо-китайских торгово-экономических отношений. Это позволяет, в частности, дать реалистическую оценку причин и степени влияния, которое оказывает и будет оказывать в дальнейшем Китай на экономическое развитие Вьетнама.

Работа состоит из  1 файл

kochkin.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

     В 2002-2004 гг. средний прирост импорта  составлял около 25,4% в год, в 2005 году общий объем импорта составил около 40 млрд долл. С 1997 по 2003 гг. количество стран, поставляющих товары в СРВ, увеличилось, по нашим расчетам, в 1,3 раза. Основная часть импорта - около 80% - в течение долгого времени приходится на Азию, далее следуют Европа и Америка. Китай, занимавший в 1999 - 2002 гг. пятое место в импорте Вьетнама, вытеснил в 2003 году Сингапур и с тех пор возглавляет список ведущих контрагентов по импорту. Роль КНР в импорте СРВ велика, как по объему, так и по важности для Вьетнама тех товаров, которые поступают на его рынки из Китая. Можно отметить, что импорт из Китая разнообразен – соотношение количества товарных групп импорта из КНР и общего количества товарных групп импорта доходит в последние годы до 90%.

     Импорт  из Китая очень концентрирован. Например, доля пяти ведущих импортных товаров (CR5 для товаров импорта) составляла в 2003 году около 40%. Это значительно выше, чем средний показатель для вьетнамского импорта в целом (21,5-28,9%), что говорит о высокой ориентированности отдельных статей импорта именно на китайский рынок. Один из путей снижения этой зависимости для Вьетнама – ввод в строй собственных нефтеперерабатывающих мощностей, так как продукты нефтепереработки стали одной из основных статей импорта из Китая. Во Вьетнам ввозятся, в основном, трудозатратные промышленные товары, о чем свидетельствует низкое соотношение между аграрно-сырьевыми и промышленными товарными разделами импорта. Кроме бензина, в импорте лидируют такие группы товаров как промышленное оборудование, двигатели внутреннего сгорания, металлы и металлопрокат. В 2003 году около 40% всех минеральных удобрений, 30% бензина, около 20% мотоциклов импортировалось из КНР.

     Для оценки роли Китая во внешней торговле СРВ мы рассчитали индекс Грубела-Ллойда (Intraindustry Trade) для 258 товарных экспортно-импортных групп товарооборота СРВ и КНР, базируясь на трехзначной номенклатуре МСТК. Стремление индекса к единице указывает на сформировавшуюся внутриотраслевую специализацию в результате существенных конкурентных преимуществ. Выяснилось, что этот коэффициент весьма низок, ниже, чем рассчитанный нами для внешней торговли Вьетнама в целом, то есть имеет место межотраслевая специализация, основанная на сравнительных преимуществах СРВ и слабых конкурентных преимуществах.

     Проведенный нами интегральный анализ (рис. 1) позволил количественно отразить асимметричность  торговых отношений СРВ с КНР  на фоне общей внешней торговли Вьетнама. Представленная на рисунке обобщающая картина учитывает диверсификацию экспорта (индекс Хиршмана), уровень внутриотраслевой торговли (индекс Грубела-Ллойда) и соотношения в экспорте сырьевого и промышленного секторов. Диаграмма показывает, насколько различается характер торговых потоков СРВ на общемировом уровне (штрихованные круги) и в отношениях с КНР (сплошные круги).

       
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Интегральная характеристика внешней торговли СРВ

     (заштрихованные  круги относятся к торговле  СРВ-остальной мир, а сплошные – к торговле СРВ-КНР, размеры кругов пропорциональны соотношению сырьевых и промышленных товаров в экспорте, число кругов соответствует годам изучения – 1997-2003 гг.) 

     Роль  Китая в усилении зависимости  СРВ от внешней торговли трудно переоценить. По мнению специалистов, если Вьетнам откроет свои границы для торговли и при этом не выйдет на новый уровень производства высоко- технологичной экспортной продукции, он рискует стать сборочной фабрикой и поставщиком сырья для Китая. В связи с этим руководство Вьетнама активно принимает меры не только по ограничению сырьевого экспорта, но и по стимулированию экспорта продукции обрабатывающей промышленности, в частности, путем создания фондов поддержки экспортеров, экспортного страхования, поощрения конкурентоспособной продукции. Следует иметь в виду, что на повышение конкурентоспособности своих товаров у СРВ осталось очень мало времени, так как его вступление в ВТО затрудняет применение мер нетарифного регулирования внешней торговли, в том числе ограничений на импорт товаров из стран-членов ВТО, к которым относится и Китай.

     Большое значение для Вьетнама имеет приграничная торговля в ее традиционных и перспективных формах. В диссертации рассматривается опыт Китая, используемый Вьетнамом при организации рыночной приграничной торговли. Дается классификация различных типов КПП («приграничных ворот») и география их размещения на вьетнамо-китайской границе. По некоторым оценкам, в 1991 году оборот приграничной торговли составлял около 60 млн долл., в 1995 году – более 300 млн долл., а в 1996-1999 гг. он ежегодно достигал примерно 1 млрд долл. В период 1991-1998 гг. до 60% взаимного товарооборота с Китаем приходилось именно на приграничную торговлю. Приграничный товарооборот порядка 1,5 млрд долл. в 2002 году составил около половины объема общей торговли Вьетнама с Китаем. По данным генерального налогового управления СРВ, эти цифры возросли до 2,3 млрд долл. в 2004 году. Несмотря на улучшение инфраструктуры и более цивилизованные формы, этот вид торговли не помогает в решении важнейшей для Вьетнама задачи – увеличении доли высокотехнологичной и экспортоориентированной продукции.

     Одним из главных побудительных мотивов в развитии приграничной торговли для обеих стран явилось желание поднять экономику приграничных регионов, наиболее отсталых по обе стороны границы.

     Торговля с Вьетнамом, не имея по своему объему решающего значения для Китая в целом, начала играть важнейшую роль для отдельных приграничных регионов КНР. Гуанси-Чжуанский автономный район в 2005 году увеличил товарооборот с Вьетнамом до 987 млн долл., что на 31,1% больше, чем в 2004 году.

     Принципиально новая идея для дальнейшего развития приграничных регионов - создание «экономических коридоров», которые могли бы продвигать преимущества приграничной торговли вглубь соседствующих стран. Соглашение об их формировании было достигнуто в 2004 году на встрече в Пекине глав обоих государств. Куньминский коридор поможет Вьетнаму в оживлении экономики слабо развитых горных провинций Севера. Китаю это также весьма важно для развития относительно отсталых юго-западных районов. Вьетнам является важнейшим торговым партнером провинции Юньнань, объем торгового оборота между этой провинцией и СРВ в 2003 году составил 280 млн долл., что на 53 % больше, чем в 2001 году. Для дальнейшего увеличения товарооборота до запланированных 500 млн долл. создается совместный индустриальный парк Юньнань-Хонгха.

     Важнейшим направлением в деле создания «экономических коридоров» и экономической зоны, в которую войдут китайские провинции Гуандун, Хайнань, Гонконг, Макао, Гуанси-Чжуанский автономный район, а также десять вьетнамских прибрежных провинций, считается совершенствование транспортной инфраструктуры. С радикальным улучшением транспортной инфраструктуры Китай сможет обойти США в качестве главного импортера вьетнамских товаров.

     Построение  коридоров будет способствовать развитию торговли, инвестиций, технической  кооперации, транзитных перевозок (из стран АСЕАН в КНР и далее), туризма и других услуг. В 2004 году из 2930000 посетивших Вьетнам иностранных туристов, наибольшее количество (778431) пришлось на граждан Китая. Большинство из них прибыло во Вьетнам через сухопутную границу. Уменьшение туристов из Китая в 2005 году – до 752600 человек - связывают с поразившей Вьетнам и Китай эпидемией птичьего гриппа.

     Для усовершенствования таможенных процедур предлагается осуществлять единовременный досмотр товаров в приграничной зоне совместно вьетнамскими и китайскими таможенными чиновниками, что должно ускорить прохождение товаров и пассажиров и уменьшить затраты времени и средств для предпринимателей.

     Глава третья («Инвестиционное сотрудничество и возможности СРВ и КНР») посвящена исследованию инвестиционного потенциала Вьетнама, современному состоянию и перспективам инвестиционного сотрудничества СРВ и КНР.

     В начале главы обосновывается необходимость  дальнейшего привлечения иностранного капитала для развития экономики  Вьетнама, особенно в форме ПИИ, несмотря на тенденцию абсолютного и относительного увеличения внутренних инвестиций в последние годы. На конец 2005 года во Вьетнаме было зарегистрировано 7279 действующих проектов с участием иностранного капитала с общим объемом инвестиций более 66 млрд долл.

     Статистические  сведения по ПИИ во Вьетнам различаются  в зависимости как от источников (ЮНКТАД, ГСУ СРВ) так и от времени опубликования. Значения зарегистрированных инвестиций, публикуемых ГСУ в последующие годы, имеют тенденцию к увеличению за счет включения не учтенных ранее данных, различия между официальными данными Вьетнама и международных организаций постепенно сокращаются. В наименьшей степени подвергаются ревизии сведения по освоенным ПИИ.

     При использовании опубликованных данных по накопленным инвестициям за длительные периоды (1988-1999 гг. или 1988-2005 гг.) прослеживается некоторая динамика инвестиций Китая – в перечне основных инвесторов СРВ он постепенно поднимается с 27-го на 16 место, а его доля в накопленном капитале увеличивается с 0,5% до 1,3%. Для выявления лидеров среди инвесторов автором предложено использование усредненных за 3-5 лет данных, которое позволило установить, что в 1999-2002 гг. произошло относительное увеличение инвестиций во Вьетнам из США и Европы (особенно Франции), а также Китая, при одновременном уменьшении доли традиционных инвесторов, в том числе Сингапура и Гонконга, что может быть объяснено последствиями азиатского финансово-экономического кризиса. Подсчитано, что Китай вкладывал по усредненным за 3 года данным вдвое больше средств в 2003 - 2005 гг., чем в 1999 - 2002 гг.

     Итогом  усилий, СРВ по восстановлению после азиатского финансово-экономического кризиса притока ПИИ, стал рекордный показатель 2005 года. Помимо наивысшего за предыдущие 8 лет уровня привлеченных ПИИ, наиболее важным результатом стали крупные проекты ведущих ТНК, что может быть расценено как тенденция выбора Вьетнама в качестве производственной базы для обеспечения мирового потребления.

     Главной особенностью периода 2004-2005 гг. стал быстрый  рост доли в ПИИ во Вьетнам (до 20%) поступлений из оффшорных зон (без  учета Гонконга и Сингапура), что  вдвое больше среднего показателя для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Успехи Вьетнама в последние годы были достигнуты на фоне общего мирового роста, беспрецедентного увеличения абсолютного показателя притока ПИИ в развивающиеся экономики (334 млрд долл. в 2005 году).

     К причинам, снижавшим инвестиционную привлекательность Вьетнама, относятся  коррупция и неравные условия  для отечественных и иностранных  инвесторов. В то же время к резкому  увеличению притока ПИИ в последние  годы привело принятие в 2004-2006 гг. соответствующих законов, вступление СРВ в ВТО, снижение до приемлемого уровня цен на международные телефонные переговоры, упрощение и убыстрение получения виз для иностранных бизнесменов.

     Несмотря  на несоразмерность абсолютных показателей экономик, существует ряд относительных показателей, позволяющих сравнить уровень КНР и СРВ по привлекаемым прямым иностранным инвестициям.

     Показательный индекс ПИИ учитывает не только влияние  на ПИИ размеров рынка, но и (косвенно) другие факторы, такие как деловой климат, экономическая и политическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктура, уровень профессиональной подготовки населения и наличие передовых технологий, возможность участия в приватизации и эффективность политики по привлечению инвестиций. По этому индексу Вьетнам незначительно опережает Китай (53 и 55 места в мире соответственно).

     Потенциальный индекс ПИИ учитывает сразу несколько факторов, влияющих на экономическую привлекательность страны для иностранных инвесторов. Он рассчитывается как среднее арифметическое двенадцати других показателей, характеризующих экономическую и социальную сферы жизни страны. По этому показателю на протяжении рассматриваемого периода Китай значительно опережал Вьетнам, и по итогам 2002-2004 гг. КНР находилась на 33 месте в мире, СРВ – на 74.

     Определить  интегральную инвестиционную привлекательность  страны простым суммированием ее мест в мире по показательному и  потенциальному индексам ПИИ невозможно. Для этого по методике ЮНКТАД разработана  матрица (рис. 2), в которой располагаются исследуемые страны и территории мира. Из этой схемы видно, что по инвестиционной привлекательности в рассматриваемый период Китай превосходил Вьетнам.

     Наивысший приток ПИИ КНР в СРВ отмечен в 2003 году, когда Китай занял по данным ГСУ КНР 3-е место (по данным ГСУ СРВ - пятое) среди основных инвесторов, увеличив вдвое свои инвестиции по сравнению с 2002 годом: 62 проекта на 152,2 млн долл. Возможно, такой всплеск инвестиционной активности был связан с подписанием в том же 2003 году соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН – Китай.

     Высокий показательный индекс ПИИ      Низкий  показательный индекс ПИИ
     Высокий потенциальный индекс ПИИ      Передовые

     Китай, Вьетнам (1993-1995 и 2000-2002 гг.)

     Малоперспективные      
     Низкий  потенциальный индекс ПИИ      Перспективные

     Вьетнам

     Непривлекательные

Информация о работе Развитие торгово-экономических отношений СРВ с КНР на современном этапе (1991-2005 гг.)