Развитие внешней экономической деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:39, реферат

Описание

На советском этапе в бывшем СССР монополия на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежала государству. Согласно декрету Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 года, государство:

- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;

- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;

- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

- непосредственно регулировало ввоз, вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.

Работа состоит из  1 файл

этапы развития ВЭД в России.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕХАНИКИ И ОПТИКИ

Доклад

 
 
 

На тему:

Развитие  внешней экономической  деятельности в России

По дисциплине: Внешняя экономическая деятельность 
 
 
 
 
 

                  Выполнила

                  Студентка группы 3071

                  Гринчишина  Екатерина 
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург, 2010 г.

 

       Условно в России можно выделить 4 этапа развития руководства внешнеэкономической деятельностью: дореволюционный (до 1918 г.), советский (1918-1986 гг.), перестроечный (1986-1991 гг.), современный этап (с 1991 г.)

     Дореволюционный этап - множество веков, предшествовавших Октябрьской революции. В эпоху раздробленности Руси и отсутствия единой, сильной, централизованной власти сбором таможенных пошлин занимались все княжества самостоятельно. После объединения княжеств вопросами внешнеэкономической деятельности стала ведать Боярская дума. Впоследствии принимались таможенные Уставы и таможенный тариф. Только в 1755 были полностью отменены межрегиональные барьеры в экономических связях регионов Российской империи. На этом этапе в таможенный тариф неоднократно вносились изменения, исходя из национальных интересов. Относительно успешная внешнеэкономическая политика привела к тому, что к началу ХХ века Россия имела активный торговый баланс и долю в мировой торговле, равной 3,6 %., что можно считать успешным результатом. Органами, ответственные за внешнеторговую деятельность, являлись с XVI века - Посольский приказ, с 1720 г. - Коммерцколегия, с 1802 г. - Министерство коммерции.

     На  советском этапе в бывшем СССР монополия на осуществление внешнеэкономической деятельности принадлежала государству. Согласно декрету Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918 года, государство:

     - в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей органы;

     определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять операции по внешнеэкономическим связям;

     на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

     непосредственно регулировало ввоз, вывоз и операции внешнеторговых организаций посредством системы лицензий и контрактов.

     В период НЭПа, действовавшего с 1921 по 1929 гг., когда допускалась частная и мелкотоварная собственность, были сделаны некоторые несущественные шаги в сторону децентрализации внешнеэкономической власти. Однако в 30е годы почти все сторонники таких взглядов были репрессированы, а принцип государственной монополии приобрел господствующий характер.

     Все это привело к следующим негативным последствиям:

     производитель не был заинтересован в экспортной деятельности, большая часть дохода доставалась бюджету, а не предприятию;

     стремление к увеличению и расширению импорта часто было необоснованным;

     не было четкого распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за организацию и осуществление внешнеэкономических связей;

     не учитывался конечный результат при оценке результатов экспортной деятельности;

     слабые стимулы и недостаточная ответственность участников производства за поставки продукции для зарубежного потребителя;

     практически отсутствовали прямые связи между производителями и потребителями;

     не было четкой концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических целей, приоритетов, средств их достижения;

     жёсткая регламентация участников внешнеэкономических связей и отсутствие конкуренции снижало эффективность предприятий. Только 13% машин и оборудования и 15% технологий соответствовали мировым стандартам;

     большая часть роста экспорта приходилась на топливно-энергетические ресурсы.

     Всё это тормозило развитие этой сферы внешнеэкономической деятельности. Предпринимались попытки либерализовать внешнюю торговлю: были организованы Торгово-промышленные палаты, отделения Внешторгбанка, разрешено создавать филиалы всесоюзных внешнеторговых объединений. Однако эти попытки были незначительными и не привели к существенным результатам.

     Таким образом, государственное регулирование внешнеэкономической деятельности на советском этапе было крайне неэффективно, и период перестройки повлёк за собой серьёзные изменения в этой сфере деятельности.

     Этап  перестройки. В 1986 году была разработана стратегия развития внешнеэкономических связей СССР на период до 2000-2005 гг: коренная перестройка управления, совершенствование планирования и создание действенного механизма в области внешнеэкономических связей.

     Была  произведена децентрализация управления внешнеэкономической деятельности, более 20 министерств и ведомств СССР и Союзных республик и около 70 крупных предприятий, получили право на самостоятельное осуществление экспортно-импортной деятельности.

     В 1987 г. юридические лица на территории СССР получили право создавать совместные предприятия с участием иностранных фирм, а в 1989 г. они получили право на создание предприятий на территории других стран.

     Были  произведены попытки расширения экономического сотрудничества со странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи - Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия), которые были затруднены из-за жёсткой централизации управления экономическими связями в странах СЭВ и неконвертируемостью валют этих стран по отношению друг к другу.

     В 1989 г. торговый баланс стал отрицательным. Уровень внешнеторговых связей СССР был меньше уровня развитых стран Запада в 4-8 раз.

     Необходимы  были более решительные меры по либерализации  для улучшения экономической и внешнеторговой ситуации в стране. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. главным звеном внешнеэкономического комплекса СССР стало предприятие. Предприятиям предоставлялись более широкие права во внешнеэкономическое деятельности, в том числе они получили право оставлять себе всю валютную выручку, кроме той, что отчислялась органам власти.

     Одной из негативных тенденций периода  перестройки во внешнеэкономической сфере стала быстрорастущая внешняя задолженность страны, которая 1 января 1992 г. составила 96,6 миллиардов долларов. Непродуманная либерализация системы внешних заимствований тяжело сказалась на финансовом положении страны.

     В целом реформы носили незавершённый  характер. Причины этого:

     - неблагоприятная ситуация на мировом рынке по отношению к СССР на период перестройки.

     - большинство предприятий оказались неконкурентоспособными в условиях проведения либеральных реформ.

     - непоследовательность действий органов власти.

     - отсутствие теории перехода к рынку и свободной торговле.

     Ключевые изменения в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности на современном этапе с 1991 г.:

     ликвидация монополии внешней торговли;

     предоставление права участия во внешнеэкономической деятельности всем юридическим и физическим лицам;

     организация внутреннего валютного рынка;

     развитие иностранного предпринимательства;

     усиление контролирующей функции государства;

     применение новых методов регулирования внешнеэкономической деятельности.

     Проблемы, стоящие на настоящий момент перед РФ в области внешнеэкономической деятельности:

     - неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. Большую долю российского экспорта составляют минеральные или сырьевые продукты. Причём их доля увеличивается. Это значит, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства.

     - сокращение профицита торгового баланса и платёжного баланса вследствие опережающих темпов роста импорта по сравнению с темпами роста экспорта, оттока капитала из страны и падающих цен на основные экспортные товары РФ;

     - неблагоприятная позиция западных стран в отношении российского капитала;

     - низкая конкурентоспособность российской экономики и её постоянное снижение за счёт высокого роста цен в РФ;

     - спекулятивный характер большой части иностранных инвестиций в российские предприятия;

     - малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса.

     - мировой финансовый кризис, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику;

     Итак, внешняя экономическая деятельность в России проходит длительные этапы становления и развития. После опыта жесткой централизованной деятельности советского периода был взят курс на создание свободной рыночной экономики, открытых отношений на мировом рынке.

Информация о работе Развитие внешней экономической деятельности в России