- Реализация структурной политики государства
Основным направлением
структурной политики государства
является повышение конкурентных преимуществ
экономики страны через достижение
четырех взаимосвязанных целей:
- Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
- Исправление накопленных структурных деформаций - реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребуемых налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям, решение проблем монопрофильных городов.
- Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики “переходного типа” (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.
- Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.
Структурная политика оказывает воздействие,
прежде всего, на совокупное предложение.
При этом различают как прямое,
так и косвенное воздействие
на экономику. Прямое воздействие может
иметь форму субсидий, льготных инвестиционных
кредитов с целью создания, поддержки
или развития отдельных предприятий,
отраслей, а также проведения фундаментальных
научных исследований. Косвенное
воздействие осуществляется, в частности,
путем налоговых льгот с целью
полдержания или увеличения объема (выпуска)
продукции, стимулирования инвестиций.
В этих условиях первоочередными
задачами структурной политики становятся:
- повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного сектора экономики;
- стимулирование экономического роста и повышение эффективности производства на микроуровне через поддержку формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использование других косвенных инструментов;
- снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет развития институтов рынков товаров, услуг, труда и капитала, формирования инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности;
- прекращение прямого и косвенного субсидирования неэффективных предприятий, эффективная селекция работоспособных предприятий, повышение действенности института банкротств, реструктуризация неэффективного сектора экономики;
- стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, в том числе через развитие рынка консалтинговых услуг, содействие процессам интеграции и образования крупных эффективных и конкурентоспособных компаний при всемерном содействии развитию малого и среднего бизнеса;
- сокращение и оптимизация государственного сектора при росте эффективности управления государственным имуществом;
- повышение эффективности естественных монополий путем обеспечения большей информационной прозрачности и ужесточения контроля за их издержками; организационного разделения естественно-монопольных и немонопольных сегментов; формирования конкурентной среды в немонопольных сегментах; обеспечения равного доступа к сетям; обеспечения контроля за поддержанием необходимого уровня инвестиций;
- реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в Казахстане, как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.
В целом в современных условиях структурная политика должна реализовываться
на основе применения следующих базовых
принципов:
- конкурентный рынок как главный регулятор экономического развития;
- минимизация и оптимизация государственного вмешательства в экономику;
- открытость экономики;
- либерализация экономической деятельности на микроуровне.
Структурная политика должна быть направлена
на опережающее развитие тех отраслей,
продукция и услуги которых пользуются
спросом на мировом рынке, на обеспечение
внешних условий для реализации
конкурентных преимуществ через
экспорт товаров, услуг и капиталов,
обеспечивая при этом одновременно
защиту тех секторов экономики, которые
имеют стратегически важное значение,
и привлечение необходимых для
экономического развития страны иностранных
товаров, услуг и капиталов.
Для реализации поставленных целей
необходимо решать следующие задачи:
создать условия для диверсификации
экспорта и импорта; осуществлять поиск
альтернативных транспортных путей
по экспорту нефти для сокращения
расходов на транспортировку, расширение
географии рынков сбыта зерна
и металлов; осуществить разумный
уровень защиты и поддержки отечественных
товаропроизводителей путем эффективного
применения защитных, развивать взаимовыгодные
торгово - экономические отношения
с другими странами;
2.Особенности
регулирования инвестиционной деятельности
в Казахстане
В целях осуществления
регулирования и надзора за деятельностью
субъектов рынка ценных бумаг
уполномоченный орган:
1) признает активы финансового
рынка ценными бумагами;
2) осуществляет государственную
регистрацию выпусков негосударственных
эмиссионных ценных бумаг, рассматривает
и утверждает отчеты об итогах
выпуска и размещения акций,
размещения и погашения облигаций
и аннулирования выпусков ценных
бумаг и присваивает национальные
идентификационные номера государственным
ценным бумагам;
3) определяет условия
и порядок выпуска, размещения,
обращения и погашения ценных
бумаг, в том числе производных
ценных бумаг, порядок присвоения
национальных идентификационных
номеров государственным ценным
бумагам;
4) устанавливает условия и порядок
государственной регистрации выпусков
ценных бумаг, в том числе производных
ценных бумаг, рассмотрения отчетов об
итогах их размещения и погашения, а также
их аннулирования;
5) исключен устанавливает требования
по форме и содержанию страховых полисов;
6) исключен определяет порядок
и условия увеличения размера регулярных
страховых выплат в период действия договоров
аннуитета на основании актуарного заключения
и требования к его содержанию;
7) исключен определяет порядок
и условия выдачи страховой организацией,
осуществляющей деятельность по накопительному
страхованию, займов своим страхователям;
8) определяет условия
и порядок приостановления и
возобновления размещения и обращения
ценных бумаг и производных
ценных бумаг;
9) ведет Государственный
реестр ценных бумаг, реестр
лицензий и разрешений на осуществление
деятельности на рынке ценных
бумаг;
10) устанавливает условия и
порядок осуществления профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг, в
том числе требования к условиям и порядку
совершения операций с ценными бумагами;
11) устанавливает порядок
проведения инвестиционной деятельности
организаций, осуществляющих деятельность
по инвестиционному управлению
пенсионными активами, и институциональных
инвесторов;
12) устанавливает порядок
осуществления деятельности организаторов
торгов с ценными бумагами
и саморегулируемых организаций;
13) осуществляет контроль
за манипулированием цен на ценные бумаги,
в том числе производные ценные бумаги,
заключением на рынке ценных бумаг сделок
с использованием инсайдерской информации
или информации, составляющей служебную,
коммерческую, банковскую или иную охраняемую
законом тайну;
14) осуществляет регулирование
и контроль функционирования
инвестиционных фондов в соответствии
с законодательством Республики
Казахстан; 14-1) определяет порядок
получения разрешения на добровольную
реорганизацию или ликвидацию специальной
финансовой компании;
14-2) устанавливает требования
по наличию системы управления
рисками для профессиональных
участников рынка ценных бумаг.