Реформы
Л. Эрхарда
Важнейшей фигурой,
с которой традиционно связывают
экономическую сторону успеха
послевоенного восстановления Германии,
был Людвиг Эрхард (1897-1977).
Видный немецкий
экономист, он был директором
Института экономических исследований
в Нюрнберге до 1942 года, затем
возглавлял Институт исследований
промышленности. В 1945 году, будучи
министром экономики земли Бавария,
Эрхард был привлечен союзными властями
к разработке программ экономического
возрождения Германии, а 2 марта 1948 года
Эрхард был назначен директором Управления
по экономике Объединенной экономической
зоны. После вступления в должность он
изложил свою экономическую программу,
стройную Концепцию хозяйственной политики,
основанной на свободе и ответственности:
«Экономическая работа должна иметь ясные
цели. Необходимо сделать экономику предсказуемой;
с помощью получаемых по плану Маршалла
средств добиться длительного стабильного
оживления. При тяжелом материальном разрушении
экономики было бы разумно начать обновление
вещного производственного капитала для
обеспечения высокой производительности
труда, однако, эта политика будет нереальной,
если она будет рассматривать трудящегося
человека лишь как вещный фактор. Повышения
производительности труда следует добиться
стимулированием производства потребительских
товаров.
Экономика - не
бездушный механизм, она держится
живыми людьми с их сугубо
индивидуальными интересами, поэтому
конечной целью всякого хозяйствования
может быть только потребление.
В виду ограниченности материальных
средств любые капитальные затраты
возможны только благодаря скрытому
отказу от потребления. Почти
чудом, благодаря дисциплине немецкого
народа, стало столь длительное
сохранение в условиях рационирования
и замораживания цен экономической
структуры и внешнего порядка.
В ближайшее время предстоит
денежная реформа, которая должна
в равной мере учитывать экономические
и социальные требования. Решение
должно быть не в разделе
массы, а в распределении всех
народнохозяйственных доходов с
учетом идеи выравнивания. Денежная
реформа будет иметь судьбоносное
значение. Также необходимо заблаговременно
разработать программы занятости
населения. После денежной реформы
простор человеческой воли и
самоутверждения откроет возможности
для развертывания добросовестной
конкуренции.
Замораживание
цен в централизованно управляемой
экономике сделало возможной
бесхозяйственность и эксплуатацию
всех трудящихся. Свободное ценообразавание
необходимо для восстановления свободного
товарообмена. Чтобы избежать социальных
трудностей, можно сохранить на переходный
период некоторые цены фиксированными,
однако, чтобы вернуть моральное здоровье
обществу, не должно быть никаких компромиссов.
Только так можно довести денежную реформу
до конца. Свободное ценообразование также
становится необходимым для восстановления
свободного товарообмена с остальным
миром на прочной межвалютной основе.
План Маршалла
построен таким образом, что
не только обеспечивает импорт
товаров в Германию, но и создает
основу для новой капиталовооруженности.
Весь субсидируемый импорт после продажи
товаров немецким производителям или
потребителям образует многомиллиардный
фонд в немецкой валюте, который, поскольку
речь идет о кредитах, ввиду их долгосрочного
характера первое время можно не переводить
за границу.
В первый год
осуществления плана Маршалла
для соблюдения баланса ввоза
и вывоза в экспорте будет
преобладать вывоз сырья. В
экспорте предварительная выдача
лицензий должна быть заменена
на последующий контроль за сдачей
в банк иностранной валюты. В импорте необходимо
ввести валютные сертификаты таким образом,
чтобы внешнеторговые банки могли открывать
аккредитивы.
Необходимость
поддерживать в силу внешних
причин дуализм централистской
экономики и экономики с федеральной
структурой означает противоречие
хозяйственной политики в самой
себе, ибо децентрализованное плановое
хозяйство невозможно. Это противоречие
снимется передачей органам самоуправления
большей экономической самостоятельности,
а государство после проведения
денежной реформы займется проведением
внешнеэкономических, высших целей,
определение которых есть дело
государственной политики».
Таким образом,
основными элементами предложенной
Эрхардом модели развития «социального
рыночного хозяйства» были:
целевая установка
– высокий уровень благосостояния
всех слоев населения;
путь достижения
цели – свободная рыночная
конкуренция и частное предпринимательство;
ключевое условие
достижения цели – активное
участие государства в обеспечении
предпосылок и условий конкуренции.
В качестве
первого шага на пути преобразований,
в июне 1948 года в объединенной
западной зоне оккупации была
осуществлена денежная реформа.
Следует отметить, что фактически
одновременно реформа была проведена
и Советской зоне. Конфискационная
и уравнительная по своей сути,
денежная реформа Эрхарда предусматривала
введение новой денежной единицы – немецкой
марки. Каждый гражданин Германии получил
сначала по 40, затем еще по 20 марок; по 60
марок на каждого работающего получили
предприятия. Имевшиеся у населения сбережения
в рейхсмарках подверглись девальвации
в отношении 100:6.5. В то же время была сохранена
система защиты социально незащищенной
части населения: пенсии и заработная
плата выплачивались в отношении 1:1. Следует
отметить, что определенный выигрыш от
проведенной денежной реформы получили
крупные собственники – денежная реформа
не касалась недвижимости, земли, средств
производства и товаров. Одновременно
был учрежден Эмиссионных банк немецких
земель и утвержден его устав, регулирующий
отношения Эмиссионного банка с частными
банками Германии.
Концепция «социального
рыночного хозяйства» Эрхарда, поощряя
частную конкуренцию и создавая товарное
изобилие, одновременно (это очень важно:
потому такая экономика называется не
только «рыночной», но и «социальной»!)-
с помощью принятого по настоянию Эрхарда
закона о спросе и предложений - удерживала
рынок в определенных границах и уменьшала
его негативные последствия для слабых
общественных групп (безработные, малоимущие
и пр.), а также для дотируемых отраслей
(сельского хозяйства, горнодобывающей
и судостроительная промышленность). Кроме
того, были приняты специальные меры по
недопущению чрезмерной концентрации
производства и капитала, чтобы избежать
формирования монополий.
Ценовая политика
Германии строилась на принципе
либерализации. Однако, несмотря
на свободное ценообразование,
был сохранен государственный
контроль за ценами. Он осуществлялся
через законодательные акты, препятствующие
произвольному завышению цен, выпуск каталогов
«рекомендуемых» цен с учетом покупательной
способности населения.
Государство поддерживало
базовые отрасли, испытывающие
экономические трудности, особенно
угольную, металлургическую, электроэнергетику.
Инвесторам и предпринимателям
предоставлялись налоговые льготы.
Внешняя торговля также подверглась
либерализации.
Все упомянутые
экономические преобразования были
невозможны без значимой поддержки
со стороны влиятельных политических
сил послевоенной Германии. В
1949 году экономическая программа
Эрхарда была включена в партийную платформу
ХДС (так называемые «Дюссельдорфские
тезисы»), Эрхард был избран депутатом
бундестага первого созыва, с сентября
1949 года по 1963 год он занимал пост министра
экономики ФРГ.
Не следует
думать, что после принятия «плана
Маршалла» и введение новой
«немецкой марки» западногерманская
экономика покатилась, как по
автобану. Уже в феврале 1950 года,
всего через четыре месяца
после создания ФРГ, ее постиг
кризис: производство упало, число
безработных составляло 13.5%. Причин
тому было много. Эффективность
американской помощи еще не
сказалось в полной мере, страна
не могла «переварить» гигантское
количества беженцев (расходы на
устройство, а также на инвалидов
войны опустошали госбюджет), в
результате чего половину всего
импорта составляло продовольствие,
и денег не хватало даже
на ввоз необходимого сырья.
Через два года ФРГ пришлось
выплатить 3 миллиарда марок Израилю
в качестве возмещения ущерба,
нанесенного ущерба в годы
нацизма. Налоги на работающих
превысили 30%.
Избежать роста
цен было невозможно, тем более
что одновременно вступили в
действие ряд факторов, способствующих
этому росту, например, прекращение
или сокращение дотаций. Гражданам
пришлось снова приспосабливаться
к правилам рыночного хозяйства,
от которых они уже отвыкли
за долгие годы правления нацистского
режима.
Немецкая марка
вновь стала единственным «ордером»
на получение большинства товаров.
Сторонники идей планового хозяйства
поспешили изобразить сложности
и проблемы приспособления к
новым условиям, что сказалось
на положении дел на некоторых
рынках, как провал нового экономического
порядка.
Споры о новом
курсе экономической политики
еще больше обострились осенью
1948 года. Недостаточные поставки
сырья сдерживали полное раскрытие
производительных сил. Ликвидность,
которая еще не растворилась
в предложении товара, продолжала
воздействовать на тенденции
взвинчивания цен на свободных
рынках. Противники новой экономической
политики в ответ на необходимые
меры по преодолению остатков
централизованно управляемого хозяйства
упрекнули Эрхарда в том, что он «проводит
политику в интересах капиталистов». В
ответ Эрхард отстаивал идею рыночной
экономики, отмечая, что немецкий народ
вступает в этап консолидации. В ответ
на упреки в причастности к централизованно
регулируемой экономике, он обосновал
необходимость сориентировать экономику
на конкуренцию и направить ее в такое
русло, чтобы придать нормальному доходу
максимально высокое содержание. Для этого
потребовалось увеличить экспорт, повысить
конкурентоспособность немецкой экономики
снижением цен для оптимального соотношения
с заработной платой, а не подтягиванием
заработной платы к уровню цен.
В конце 1949
года в развитии экономической
ситуации закончилась первая, самая
опасная фаза, которая характеризовалась
напряженностью между объемами
товаров и объемом денежной
массы и проявлялась в почти
хаотичном повышении цен. Под
воздействием фактов произошел
перелом в общественном мнении.
За срок всего лишь в несколько
недель произошло снижение цен
на 10-30 процентов - почти одинаково
на всей территории объединенной
английско-американской зоны (т.н. Бизонии).
За первым бумом
спроса, связанным с валютной
и хозяйственной реформой, в экономике
Германии последовала с конца
1949 года вторая - фаза стабилизации
и консолидации хозяйственной
жизни. Отчасти продолжали еще
действовать силы, тянувшие вверх,
вместе с тем стали проявляться
и факторы, «приглушавшие» динамику,
они постепенно остановили рост
цен и привели в сочетании
с повышениями заработной платы
к ощутимому улучшению реальных
доходов. Развернувшаяся в общественности
дискуссия вращалась вокруг вопросов
спада и дефляции. Таким образом,
поведенная в июне 1948 года валютная
реформа завершила этап импровизаций
в области экономической политики.
Переход от
построенной на инфляционной
основе административно-принудительной
экономики к обеспечивающему
равновесие рыночном хозяйству не смог
осуществиться совсем безболезненно,
тем более что неорганизованный, то есть
не связанный с реальной продукцией и
услугами, выпуск денег очень скоро привел
к значительной диспропорции между денежной
массой и товарными объемами. Успешно
завершенная к концу 1948 календарного года
первая фаза хозяйственного оздоровления
характеризовалась стремлением превратить
наличествовавшие в избытке деньги для
потребления в деньги для производства,
или, другими словами, заставить созданную
валютной реформой покупательную способность
реализоваться в средства предприятий
благодаря резкому расширению экономики
и тем самым нейтрализовать ее методами
рыночного хозяйства.
После того
как с момента валютной реформы
индивидуальная производительность
труда увеличилась на 20-30 процентов,
а фондоотдача в индустрии
в среднем удвоилась, действие
закона снижения затрат должно
было быть столь существенным,
что с начала 1949 года появились
возможности для значительного
понижения цен, а отчасти они
сохранились и во второй фазе
реформ. При всех тревогах, с которыми
был связан завершившийся процесс,
благоприятно то обстоятельство,
что вследствие концептуальных
недостатков валютной реформы
неизбежно необходимый процесс
очистки от рабочей силы начался
не сразу после реформы при
занятости в 40 процентов, как
в 1936 году, а только в 1949 - 85 процентах.