Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:37, контрольная работа
Подход к экономическому пространству страны как к системе региональных рынков (в частности, рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка земли и недвижимости, рынка труда, рынка информации и др.) предполагает изменение устоявшихся взглядов на регионы как территории в рамках сложившихся административных границ.
Введение……………………………………………………………………..
Теоритический вопрос…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………..
Содержание
Введение
Подход к экономическому пространству страны как к системе региональных рынков (в частности, рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка земли и недвижимости, рынка труда, рынка информации и др.) предполагает изменение устоявшихся взглядов на регионы как территории в рамках сложившихся административных границ. Административные границы в реальной жизни не всегда совпадают с экономическими границами регионов, обусловленными территориальной организацией рыночных процессов и межрегиональными экономическими связями. Вследствие чего возникает необходимость в новом подходе к формированию как региональных рынков, так и рыночной инфраструктуры на региональном уровне и в новых методах ее экономического регулирования.
В Российской Федерации развитие рыночных
форм региональной инфраструктуры как
одной из подсистем региональной
экономики до сих пор во многом
носит стихийный и
Выявление особенностей развития рыночной инфрастуктуры на уровне региона - важное звено в анализе и прогнозировании экономического развития территории. Учитывая, что рыночная инфраструктура - это сложная организационно-экономическая система, мы остановили свое внимание на исследовании проблем развития региональной инфраструктуры как одного из важных.
Вариант 2
Региональные аспекты развития социальной инфраструктуры региона.
Прежде чем давать определение социальной инфраструктуры следует дать определение инфраструктуры.
Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов infra - ниже и structura - строение, расположение. Инфраструктура - это экономическая категория, которая представляет собой часть сферы материального производства, способствующая получению большого количества конечной продукции. Она является неотъемлемой частью производительных сил общества, обеспечивающей нормальное функционирование предприятий.1 Инфраструктуру принято подразделять на две группы: производственную и социальную. В производственную инфраструктуру входят отрасли , обслуживающие сельскохозяйственное производство, в социальную - отрасли, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы.
Социальная инфраструктура - часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного функционирования человека в производстве. Она выражает экономические отношения между обществом и его членами в потреблении ими как материальных, так и нематериальных услуг, необходимых для воспроизводства рабочей силы и гармоничного развития человека.
Так же, по мнению профессора Н.А.Сафронова, социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.
Включает в себя прежде всего пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.2
Возникновение инфраструктуры
тесно связано с материальным
производством, развитие которого рождает
новые виды производства, обслуживающих
и интегрирующихся с ним
Остро встает вопрос об инфраструктуре
духовного производства, инфраструктуре
всех элементов социальной жизни, это
ведет к необходимости уточнить
понимание смысла и характера
материально-вещественных элементов,
создающих условия для
Когда мы говорим о системе
жизнеобеспечения, или о жизненной
среде, то имеем в виду необходимые
условия жизнедеятельности
По мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его жизнеобеспечения становится таким же объективным фактором существования и деятельности, как скажем, орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс.
Такой средой жизнеобеспечения
становится сфера производства и
потребления различных видов
услуг и духовных благ. Возникновение
данной сферы связано с углублением
общественного разделения труда, когда
из сферы материального
Обобщая сказанное, можно
сделать вывод, что социальная инфраструктура
характеризует взаимодействие материально-вещественной
среды и социального субъекта
(личности, группы, общества), которое
направлено на оптимизацию общественного
развития, на реализацию всего того,
что способствует формированию нового
человека, всестороннему развитию личности,
совершенствованию образа жизни. Социальная
инфраструктура представляет собой
устойчивую совокупность материально-вещественных
элементов, создающих общие условия
для рациональной организации основных
видов деятельности человека – трудовой,
общественно-политической и других,
развивающихся в интересах
Приступая к анализу функций
социальной инфраструктуры, мы исходим
из того, что функции любого объекта
в обществе отражают особую форму
взаимозависимости между
Функции социальной инфраструктуры:
1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);
2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);
3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);
4. Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).
Далее, проблема функций того или иного института, как известно, тесно связана с вопросом о цели, ради которой он создается, каким образом он влияет на общественное развитие. Поэтому было бы, видимо, точнее поставить вопрос о целевых функциях инфраструктуры, который имеет огромное теоретическое и практическое значение.
Социальная инфраструктура также представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения.
На рисунке 1 рассматривается состав элементов социальной инфраструктуры5.
Рис. 1. Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры
От того, как сформулирована цель, насколько четко определены пути и возможности ее достижения, в значительной степени зависит успешное решение задач оптимизации общественного развития, реализация достижений научно-технической революции, умелое использование ресурсов и потенциальных возможностей современного общества.
Оборот крупных, средних и малых
организаций, включающий стоимость
отгруженных товаров
Структура оборота организаций
по видам экономической
На основе вышеуказанного пункта о функциях социальной инфраструктуры, укажем некоторые данные, полученные в Кемеровостат, территориальном органе федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области.
Начнем с Образования.
Таблица 1: Дошкольные образовательные учреждения
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Число дошкольных образовательных учреждений |
937 |
938 |
934 |
956 |
-в городах и поселках городского типа |
707 |
710 |
718 |
741 |
-в сельской местности |
230 |
228 |
216 |
215 |
Численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях – всего тыс. человек |
91,4 |
96,1 |
100,0 |
104,5 |
-в городах и поселках городского типа |
82,1 |
86,1 |
89,3 |
93,1 |
-в сельской местности |
9,3 |
10,0 |
10,7 |
11,4 |
Обеспеченность детей дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей соответствующего возраста |
57,3 |
58,5 |
58,8 |
59,4 |
-в городах и поселках городского типа |
61,6 |
62,7 |
62,8 |
63,1 |
-в сельской местности |
35,4 |
36,8 |
38,6 |
40,3 |
Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях |
111 |
114 |
116 |
114 |
-в городах и поселках городского типа |
118 |
120 |
120 |
118 |
-в сельской местности |
75 |
78 |
90 |
88 |
Численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения |
21,1 |
30,0 |
37,7 |
41.7 |
Численность педагогических работников |
13,7 |
14,2 |
13,4 |
13,4 |
Таблица 2: Численность
учащихся и учителей, государственных
и муниципальных
2005/06 |
2007/08 |
2008/09 |
|||
Число общеобразовательных учреждений |
1048 |
901 |
812 | ||
в том числе: |
|||||
начальных |
123 |
55 |
63 | ||
основных |
200 |
195 |
159 | ||
средних (полных) |
661 |
587 |
524 | ||
для детей с отклонениями в развитии |
64 |
64 |
66 | ||
Численность учащихся |
295,1 |
268,0 |
261,9 | ||
в том числе в учреждениях: |
|||||
начальных |
5,2 |
4,5 |
4,1 | ||
основных |
15,3 |
17,4 |
18,8 | ||
средних (полных0 |
265,7 |
237,5 |
230,8 | ||
для детей с отклонениями в развитии |
8,9 |
8,6 |
8,2 | ||
Численность учителей |
30,3 |
26,8 |
21,1 |
Таблица 3: Гимназии, лицеи, негосударственные дневные общеобразовательные учреждения
2004/05 |
2005/06 |
2006/07 |
2007/08 |
2008/09 | |
Число гимназий |
35 |
36 |
35 |
33 |
30 |
-в них учащихся |
23,5 |
23,4 |
22,1 |
21,5 |
21,3 |
Число лицеев |
15 |
18 |
20 |
21 |
23 |
-в них учащиеся |
9,7 |
11,1 |
12,0 |
12,7 |
14,2 |
Число негосударственных школ |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
-в них учащихся |
159 |
51 |
50 |
54 |
54 |