Региональные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:37, контрольная работа

Описание

Подход к экономическому пространству страны как к системе региональных рынков (в частности, рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка земли и недвижимости, рынка труда, рынка информации и др.) предполагает изменение устоявшихся взглядов на регионы как территории в рамках сложившихся административных границ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Теоритический вопрос…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Региональные аспекты развития социальной инфраструктцры региона.docx

— 80.53 Кб (Скачать документ)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..
  2. Теоритический вопрос…………………………………………………….
  3. Заключение………………………………………………………………….
  4. Список литературы………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Подход к экономическому пространству страны как к системе региональных рынков (в частности, рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка земли и недвижимости, рынка труда, рынка информации и др.) предполагает изменение устоявшихся взглядов на регионы как территории в рамках сложившихся административных границ. Административные границы в реальной жизни не всегда совпадают с экономическими границами регионов, обусловленными территориальной организацией рыночных процессов и межрегиональными экономическими связями. Вследствие чего возникает необходимость в новом подходе к формированию как региональных рынков, так и рыночной инфраструктуры на региональном уровне и в новых методах ее экономического регулирования.

В Российской Федерации развитие рыночных форм региональной инфраструктуры как  одной из подсистем региональной экономики до сих пор во многом носит стихийный и неравномерный  характер, что обусловлено несовершенством  законодательной базы, неоднородностью  и разнонаправленностью экономических  и политических процессов в различных  регионах страны и другими факторами.

Выявление особенностей развития рыночной инфрастуктуры на уровне региона - важное звено в анализе и прогнозировании экономического развития территории. Учитывая, что рыночная инфраструктура - это сложная организационно-экономическая система, мы остановили свое внимание на исследовании проблем развития региональной инфраструктуры  как одного из важных.

 

 

 

 

Вариант 2

Региональные  аспекты развития социальной инфраструктуры региона.

Прежде чем давать определение  социальной инфраструктуры следует  дать определение инфраструктуры.

Термин «инфраструктура» происходит от латинских слов infra - ниже и structura - строение, расположение. Инфраструктура - это экономическая категория, которая представляет собой часть сферы материального производства, способствующая получению большого количества конечной продукции. Она является неотъемлемой частью производительных сил общества, обеспечивающей нормальное функционирование предприятий.1 Инфраструктуру принято подразделять на две группы: производственную и социальную. В производственную инфраструктуру входят отрасли , обслуживающие сельскохозяйственное производство, в социальную - отрасли, обеспечивающие нормальную трудовую деятельность работников и способствующие воспроизводству рабочей силы.

Социальная инфраструктура - часть производительных сил общества, создающих условия для эффективного функционирования человека в производстве. Она выражает экономические отношения между обществом и его членами в потреблении ими как материальных, так и нематериальных услуг, необходимых для воспроизводства рабочей силы и гармоничного развития человека.

Так же, по мнению профессора Н.А.Сафронова, социальная инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.

Включает в себя прежде всего пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские  инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более  широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.2

Возникновение инфраструктуры тесно связано с материальным производством, развитие которого рождает  новые виды производства, обслуживающих  и интегрирующихся с ним отраслей, форм деятельности, а рост производительности общественного труда в сфере  материального производства высвобождает все большую часть ресурсов общества для обслуживания населения. Таким  образом, возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством  входящих и нее отраслей и определенным функциональным назначением.

Остро встает вопрос об инфраструктуре духовного производства, инфраструктуре всех элементов социальной жизни, это  ведет к необходимости уточнить понимание смысла и характера  материально-вещественных элементов, создающих условия для эффективного функционирования системы жизнеобеспечения человека во всех сферах общественной жизни и объединяемых понятием «социальная инфраструктура».

Когда мы говорим о системе  жизнеобеспечения, или о жизненной  среде, то имеем в виду необходимые  условия жизнедеятельности человека: жилище, продукты питания, одежду, обувь, средства передвижения, сферы образования, здравоохранения, среду обитания, воспитания, досуга, обслуживания его самого и  семьи.

По мере развития общества, усложнения взаимоотношении человека с природой, изменения содержания труда, повышения в связи с  этим интеллектуальных, профессиональных требований к человеку, среда его  жизнеобеспечения становится таким  же объективным фактором существования и деятельности, как скажем, орудия и предметы труда, без которых не может совершиться производственный процесс.

Такой средой жизнеобеспечения становится сфера производства и  потребления различных видов  услуг и духовных благ. Возникновение  данной сферы связано с углублением  общественного разделения труда, когда  из сферы материального производства выделяется деятельность по «обработке людей людьми». Своим дальнейшим развитием данная сфера обязана, с одной стороны, росту производительности труда в материальном производстве, что позволяет высвобождать ресурсы  для развития производства услуг  и духовных благ; с другой – растущими  потребностями населения в услугах  и духовных благах, которые вместе с материально-вещественными благами  составляют фонд личного потребления  человека3.

Обобщая сказанное, можно  сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует взаимодействие материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общества), которое  направлено на оптимизацию общественного  развития, на реализацию всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию образа жизни. Социальная инфраструктура представляет собой  устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих общие условия  для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, общественно-политической и других, развивающихся в интересах всего  общества4.

Приступая к анализу функций  социальной инфраструктуры, мы исходим  из того, что функции любого объекта  в обществе отражают особую форму  взаимозависимости между компонентами единого процесса общественного  развития, когда изменения одного из них с неизбежностью оказываются  производными от изменений других. Это ориентирует нас на исследование тех конкретных процессов, с которыми непосредственно связано развитие социальной инфраструктуры.

Функции социальной инфраструктуры:

1. Воспитание подрастающего  поколения,  получение  квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

2. Увеличение продолжительности периода работоспособности  (здравоохранение);

3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);

4. Обеспечение условий для отдыха работников,  повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Далее, проблема функций  того или иного института, как  известно, тесно связана с вопросом о цели, ради которой он создается, каким образом он влияет на общественное развитие. Поэтому было бы, видимо, точнее поставить вопрос о целевых функциях инфраструктуры, который имеет огромное теоретическое и практическое значение.

Социальная инфраструктура также представляет собой часть  производительных сил общества, которые  направлены на создание необходимых  условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социальной инфраструктуры является дальнейшее улучшение социально-бытовых  условий населения.

На рисунке 1 рассматривается  состав элементов социальной инфраструктуры5.


 

Рис. 1. Отраслевой состав элементов социальной инфраструктуры

 

От того, как сформулирована цель, насколько четко определены пути и возможности ее достижения, в значительной степени зависит  успешное решение задач оптимизации  общественного развития, реализация достижений научно-технической революции, умелое использование ресурсов и  потенциальных возможностей современного общества.

Оборот крупных, средних и малых  организаций, включающий стоимость  отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также  выручку от продажи приобретенных  ранее на стороне товаров (без  налога на добавленную стоимость, акцизов  и других аналогичных обязательных платежей), составил в действующих  ценах 785,8 млрд.рублей и увеличился по сравнению с I полугодием 2010г. на 26%.

Структура оборота организаций  по видам экономической деятельности характеризуется следующими данными:

На основе вышеуказанного пункта о функциях социальной инфраструктуры, укажем некоторые данные, полученные в Кемеровостат, территориальном  органе федеральной службы государственной  статистики по Кемеровской области.

Начнем с Образования.

Таблица 1: Дошкольные образовательные учреждения

 

2006

2007

2008

2009

Число дошкольных образовательных  учреждений

937

938

934

956

-в городах и поселках  городского типа

707

710

718

741

-в сельской местности

230

228

216

215

Численность воспитанников  в дошкольных образовательных учреждениях  – всего тыс. человек

91,4

96,1

100,0

104,5

-в городах и поселках  городского типа

82,1

86,1

89,3

93,1

-в сельской местности

9,3

10,0

10,7

11,4

Обеспеченность детей  дошкольными образовательными учреждениями, в процентах от численности детей  соответствующего возраста

57,3

58,5

58,8

59,4

-в городах и поселках  городского типа

61,6

62,7

62,8

63,1

-в сельской местности

35,4

36,8

38,6

40,3

Численность воспитанников, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

111

114

116

114

-в городах и поселках  городского типа

118

120

120

118

-в сельской местности

75

78

90

88

Численность детей, стоящих  на учете для определения в  дошкольные учреждения

21,1

30,0

37,7

41.7

Численность педагогических работников

13,7

14,2

13,4

13,4


 

Таблица 2: Численность  учащихся и учителей, государственных  и муниципальных образовательных  учреждений

   

2005/06

2007/08

2008/09

 

Число общеобразовательных  учреждений

 

1048

901

812

в том числе:

     

начальных

123

55

63

основных

200

195

159

средних (полных)

661

587

524

для детей с отклонениями в развитии

64

64

66

Численность учащихся

295,1

268,0

261,9

в том числе в учреждениях:

     

начальных

5,2

4,5

4,1

основных

15,3

17,4

18,8

средних (полных0

265,7

237,5

230,8

для детей с отклонениями в развитии

8,9

8,6

8,2

Численность учителей

30,3

26,8

21,1


 

 

Таблица 3: Гимназии, лицеи, негосударственные дневные  общеобразовательные учреждения

 

2004/05

2005/06

2006/07

2007/08

2008/09

Число гимназий

35

36

35

33

30

-в них учащихся

23,5

23,4

22,1

21,5

21,3

Число лицеев

15

18

20

21

23

-в них учащиеся

9,7

11,1

12,0

12,7

14,2

Число негосударственных  школ

2

1

1

1

1

-в них учащихся

159

51

50

54

54

Информация о работе Региональные рынки