Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:52, реферат
Банковская система страны предназначена для осуществления денежных расчетов между организациями, необходимость которых вызывается в первую очередь осуществлением предпринимательской деятельности. Через банковскую систему проходят практически все денежные ресурсы, кроме наличности, находящейся на руках у населения. От работы банков во многом зависит нормальное функционирование денежного оборота, финансовой системы и экономики в целом.
Введение
1.Правовое регулирование банковской деятельности
2. Государственное регулирование банковской деятельности
3. Зарубежный и отечественный опыт по регулированию банковской деятельности.
Заключение
Список литературы
ЦБР, как и центробанк любой страны, решает задачу контроля объема и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе Депозитно-ссудных операций коммерческих банков , которые в отличие от центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.
Одна из ключевых задач ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Коммерческие банки играют существенную роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики ;
деятельность коммерческих банков характеризуется повышенной финансовой уязвимостью из-за высокого удельного веса в их пассивных привлеченных средств, в том числе централизованных банковских кредитов.
Рассматриваемая задача ЦБР достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти еще весьма слабы.
Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям :
Создание общих
Проведение мер денежно-
Установление экономических
Воздействие центробанка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический ( т.е. косвенный ), так и экономико-административный ( прямой ).
Кредитное регулирование , далее, включает совокупность методов, выбор которых зависит от объекта и цели регулирования, а также от степени зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков обьектом регулирования ЦБР становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.
Помимо разбивки методов банковского регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные способы осуществления денежно-кредитной политики центральных банков. Общие методы, являясь преимущественно косвенными, касается кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач ( скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних ).
Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия центробанка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них, применяемые в зарубежной банковской практике:
учетная ( дисконтная ) политика;
операции на открытом рынке;
изменение норм обязательных резервов банков.
Эти методы используются и в практике деятельности ЦБР.
Среди регулирования денежно-
Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачиваемых вкладчикам по депозитам и другим счетам. Повышение ( в антиинфляционных целях ) учетного процента , т.е. политика “ дорогих денег “ ограничивает для коммерческих банков возможность получить ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс же на понижение учетной ставки, политика “ дешевых денег “, наоборот, выступает фактором развертывания кредитных операций и ускорения темпов экономического развития.
Регулирующие мероприятия ЦРБ сегодня связаны с централизованным кредитом, который стал ключевым рычагом воздействия ЦБР на денежную массу и экономику в целом.
К общим методам денежно-
Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков ( соответственно уменьшая или увеличивая ее ). Это воздействие осуществляется посредством изменения центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым увеличивая или уменьшая ее отклонение от рыночного курса.
Важный инструмент регулирования макроэкономических пропорций путем воздействия на объем свободных ресурсов банков - минимальные или обязательные резервные требования центробанка. Повышение ( снижение ) норм обязательных резервов сокращает ( расширяет ) кредитный потенциал коммерческих банков, а значит, их способность вести активные операции. Выполнение резервных требований центробанка означает для коммерческих банков замораживание средств, отрицательно сказывающееся на их деятельности в условиях высокой инфляции.
3. Зарубежный и отечественный опыт по регулированию банковской деятельности.
Вместе с тем, накопленный мировой опыт свидетельствует о достаточно противоречивом влиянии иностранного капитала на банковский сектор и экономику принимающих стран. С одной стороны, присутствие иностранных банков способно усилить конкуренцию на национальном рынке, прежде всего на рынке оптовых кредитов; повысить его эффективность за счет привнесения новых и совершенствования уже имеющихся финансовых инструментов и кредитно-финансовых услуг; поднять уровень банковского обслуживания; привести к значительному притоку в страну кредитных ресурсов из-за рубежа. С другой, - стратегические приоритеты дочерних структур зарубежных банков зачастую не совпадают с национальными интересами. Например, решения об условиях предоставления кредитов могут приниматься с учетом интересов глобальных клиентов или акционеров материнского банка, не всегда заинтересованных в развитии конкурирующих
производств. А доминирование иностранных банков на рынке способно обратить преимущества международной конкуренции в их противоположность: "вырождение" национальных банков и снижение капитализации банковской системы, ослабление конкуренции, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные финансовые рынки, падение эффективности банковского надзора, усиление зависимости экономики от колебаний мирового финансового рынка и международных спекуляций.
Ключевая роль банковского сектора в развитии национальной экономики обуславливает необходимость осуществления комплекса мер для предотвращения возможных негативных последствий, связанных с присутствием на внутреннем рынке иностранных поставщиков банковских услуг. Исходя из этого, либерализация допуска нерезидентов в банковский сектор, ставшая в последние годы общемировой тенденцией, отнюдь не тождественна бесконтрольности. Отказ от малоэффективных и непопулярных в мировом сообществе административных ограничений, как правило, восполняется внедрением гибкого подхода к допуску и установлению нормативов деятельности дочерних структур зарубежных банков в зависимости от их индивидуальных характеристик, повышением удельного веса и значения косвенных рычагов регулирования , развитием системы внешнего аудита и т.п., а также различными международными соглашениями, устанавливающими стандарты и требования к банкам, деятельность которых выходит за пределы национальных границ. При этом степень реальной открытости банковского сектора варьируется от страны к стране и зависит от стабильности экономики, соображений национальной безопасности и видения правительством потребностей отечественных банков.
Изучение широкого круга проблем, связанных с инкорпорированием иностранного капитала в банковский сектор, приобретает особую актуальность в свете реальных перспектив существенного возрастания
масштабов иностранного присутствия в банковском секторе Российской Федерации. Предпосылки для этого уже имеются:
расширение процессов интеграции России в мировую экономику, прежде всего, - предстоящее вступление страны, в ВТО;
повышение ее инвестиционной привлекательности на фоне слабости отечественных кредитных институтов и больших возможностей для приобретения новых долей рынка;
отказ страны от практики административных ограничений доступа иностранного банковского капитала.
Последнее обстоятельство еще более повышает актуальность проблематики в связи с необходимостью разработки и внедрения принципиально новых механизмов защиты от нежелательного проникновения иностранного напитала.
Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия – 50%, Япония – 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот – основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетные обслуживание бюджета государства.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль «банка банков», т.е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве «кредитора последней инстанции», организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств, либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки – основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков является прием вкладов на текущие счета, осуществление расчетов между ними.
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).
Специализированные кредитно-финансовые учреждения. Кроме банков, перемещения денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Эти банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Финансирование по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.