Регулирование движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 17:19, реферат

Описание

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Содержание

Введение
1. Международное движение капитала
1.1 Сущность, формы движения капитала
2. Современные особенности движения капитала
3. Влияние международного движения капитала на мировую экономику и его последствия
4. Участие России в международном движении капитала
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

регулирование движения капитала.docx

— 36.75 Кб (Скачать документ)

 

 

4. Участие России в международном движении капитала.

 

Участие России в международном  движении капиталов весьма специфично. Россия мало заметна на мировом рынке  капиталов как импортер предпринимательского капитала и одновременно является важным объектом приложения ссудного капитала.

Доля России в общемировой  величине иностранных инвестиций не превышает 1%. А это свидетельствует  о следующих тенденциях в привлечении  иностранных инвестиций в России:

  1. Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций незначительны и неадекватны огромным потребностям страны и возможностям их продуктивного использования.
  2. Мизерно значение иностранных инвестиций на душу населения.
  3. В структуре иностранных инвестиций, начиная с 1994 года и в ближайшей перспективе, опережающими темпами растут прочие инвестиции по сравнению с прямыми и портфельными, что само по себе фактор неблагоприятный, так как преобладающие ресурсы являются возвратными и платными.
  4. В страновой структуре накопленных в РФ иностранных инвестиций лидируют США, Германия, Франция, Великобритания, Кипр, Италия. Традиционно крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику являются США, Кипр, Нидерланды, Германия и Великобритания. Наибольшие "прочие" инвестиции поступают в РФ из Германии, Гибралтара, Швейцарии, Франции, Нидерландов.
  5. Наиболее привлекательными для иностранного капитала сферами российской экономики являются финансы, черная и цветная металлургия, топливно-энергетический комплекс, добывающая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, торговля и общественное питание.

Объем и структура иностранных  вложений в российской экономике  отражает инвестиционный климат, который, по мнению иностранных инвесторов неудовлетворителен. Речь идет, прежде всего, о правовой нестабильности и постоянно изменяющейся системе регулирования, что делает непредсказуемыми результаты хозяйственной  деятельности и рентабельности инвестиционных проектов; о слаборазвитой рыночной инфраструктуре; о недостаточной  разработанности законодательства относительно страхования, залога и  гарантий, о низком уровне личной безопасности инвесторов и т.п. Жесткая налоговая  система также дестабилизирует  инвестиционную деятельность.

Тем не менее, в последние  годы проведена определенная работа по принятию основополагающих законодательных  актов в сфере международного инвестиционного сотрудничества, причем в двух направлениях. Это, во-первых, совершенствование собственно российского  законодательства в области международного инвестиционного сотрудничества, во-вторых, заключение международных договоров  о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Что касается первого направления, то следует, прежде всего, констатировать: в настоящее время в основном создана система правовых актов, регулирующих инвестиционную сферу. Вступили в действие такие основополагающие законодательные акты, как федеральные  законы "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"", "О Бюджете развития Российской Федерации", "О лизинге", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и т. п. Таким образом, можно констатировать некоторое продвижение законотворческой работы по регулированию иностранных инвестиций.

Продвигается переговорный процесс по заключению международных  соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. К настоящему времени Россия заключила 53 таких  соглашения.

Помимо движения предпринимательского капитала, миграция денежного капитала в значительной степени осуществляется через перераспределительный механизм мирового рынка ссудных капиталов.

Кредиты и займы – нормальные явления в экономической деятельности любого правительства, и практически  все страны мира имеют тот или  иной государственный долг. Долг же РФ складывается из так называемых "старых" долгов бывшего СССР и "новых" - кредиты, полученные Россией после 1 января 1992 года.

В 1992 году Россия присоединилась к ведущим международным финансовым организациям – МВФ, Мировому банку, заняла место СССР в Европейском  банке реконструкции и развития, учрежденном в 1991 году специально для  содействия реформам, проводимыми странами Центральной и Восточной Европы.

После распада СССР в начале 90-х гг. и взятия на себя обязательств от имени стран СНГ по долгам бывшего  СССР переоформленная задолженность  России составляла 95,1 млрд. долл., в  том числе правительствам иностранных  государств 57,2 млрд., коммерческим банкам и фирмам -37,9 млрд. долл. Непосредственный долг России за период с 1991 г. по 2001 г. составил 70 млрд. долл. С учетом долгов СССР общий долг России на начало 2002 г. составлял 130,9 млрд. долл., а в структуре внешнего долга преобладали задолженность странам-членам Парижского клуба – 42,3 млрд. долл., другим странам – 14,8 млрд. долл., задолженность МВФ – 7,7 млрд. долл., Мировому банку – 7,2 млрд. долл., еврооблигационные займы – 35,3 млрд. долл.

К сожалению, вся полученная помощь с Запада в основном уходила  на текущее потребление и оплату критического импорта, что лишь увеличивает  долговое бремя.

Не способствовало решению  проблемы и то, что Россия унаследовала не только долги бывшего СССР, но и кредиты предоставленные им. СССР был довольно-таки щедрым кредитором. Должниками выступают развивающиеся  страны, которым кредиты предоставлялись  исходя из политических и военно-политических соображений. Кредиты выделялись в  форме товарных поставок на льготных условиях.

Ряд должников России относится  к наименее развитым государствам мира, до 80% долга которых, согласно договоренности "большой семерки", подлежит списанию. К этому добавились новые долги бывших союзных республик России, которые оказались не в состоянии оплатить поставки нефти, газа, электроэнергии. К концу 2006 года Правительство заговорило о профиците государственного бюджета, однако в данной ситуации не должен оставаться государственный долг. Образование профицита федерального бюджета позволило Правительству не прибегать, как это практиковалось ранее, к помощи Банка России для осуществления платежей по внешнему долгу. В настоящее время Правительство РФ прилагает немалые усилия для предотвращения нового долгового кризиса, хотя можно отметить повышенную инвестиционную активность, начиная с 2004 года. Например, за прошедший 2006 год иностранные инвестиционные вклады составили 40 млрд. долл. Для России очевидной является необходимость сокращения масштабов бегства капиталов и, в первую очередь, уменьшение объема средств, направляемых в портфельные инвестиции, на счета и депозиты за рубежом, на приобретение недвижимости и иностранной валюты. При этом следует стимулировать вывоз капитала в таких формах, как экспортные кредиты и легальные прямые инвестиции.

Таким образом, место РФ в  международном движении капитала определяется тем, что она до 2000 года активно  ввозила ссудный, слабо-предпринимательский, капитал, экспорт же капитала из России осуществляется, главным образом, в  форме "бегства" капитала.

 

Заключение

 

В 2006 году мировая экономика  замедлила темпы роста, и это  замедление перешло в 2007 год. Прогнозируемое снижение темпов стало причиной одновременного ужесточения монетарной политики ведущими центральными банками мира в прошлом  году. Это был один из фундаментальных  факторов, оказавших решительное  влияние на мировую экономическую  динамику. Он привнес новую интригу  на мировые рынки, как ресурсов, так  и готовой высокотехнологичной  продукции. Вторым фундаментальным  фактором, который обязательно оказывает  влияние на мировую экономическую  динамику, является все та же нефть.

Международное движение капитала, занимая ведущее место в международных  экономических отношениях, оказывает  огромное влияние на мировую экономику.

Активизировавшийся в  начале 70-х годов процесс интернационализации  рынков капитала проявляется в постоянно  увеличивающихся объемах перелива капитала между государствами рыночной экономики. Об этом свидетельствует  общий рост прямых и портфельных  инвестиций, увеличение объема долгосрочных и краткосрочных кредитов, рост масштабов  операций на рынке валют и др.

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное  движение капитала вызывает различные  последствия для стран-экспортеров  и импортеров капитала.

К числу последствий для  стран, экспортирующих капитал, можно  отнести следующие:

• вывоз капитала за рубеж  без адекватного привлечения  иностранных инвестиций ведет к  замедлению экономического развития вывозящих  стран;

• вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости  в стране-экспортере;

• перемещение капитала за границу неблагоприятно отображается на платежном балансе страны.

Для стран, ввозящих капитал, положительные последствия могут  быть следующими:

• регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту  страны-реципиента капитала;

• привлекаемый капитал  создает новые рабочие места;

• иностранный капитал  приносит новые технологии, эффективный  менеджмент, содействует ускорению  в стране научно-технического прогресса;

• приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются  и отрицательные последствия  привлечения иностранного капитала:

• приток иностранного капитала, "подминая" местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

• импорт капитала часто  связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже  прошедших свой жизненный цикл, а  также снятых с производства в  результате выявленных недоброкачественных  свойств;

• импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности  страны.

Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических  и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для  развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой.

Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования  только положительных факторов, отсекая  отрицательные последствия. Государственная политика должна искать компромиссы, выделяя приоритетные факторы в таком сложном и противоречивом процессе, как международная миграция капитала. И все же мировая экономика, по прогнозам МВФ, продолжит демонстрировать рост в 2007 и в 2008 годах.

 

 

Список литературы

 

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2005 - 264 с.

2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 2005.

3. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 2004.

4. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А., Балдин Л.В. Международные экономические отношения. Учебник. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, 503 с.

5. Экономика: Учебник/Ред.А.С.Булатов. - М.:Экономистъ,2006.-831с

 


Информация о работе Регулирование движения капитала