Регулирование международного движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:14, реферат

Описание

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины ХХ - начала XXI вв. является бурное развитие международных экономических отношений. Современные национальные экономики различных стран связаны системой разнообразных научно-технических, производственных, коммерческих, валютно-финансовых денежно-кредитных связей, основанных на международном разделении труда и интернационализации производства.

Содержание

Введение 3
1. Сущность международного движения капитала 4
2. Государственное и межгосударственное регулирование
движения капитала 6
2.1 Государственное регулирование движения капитала 6
2.2 Межгосударственное регулирование 10
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа состоит из  1 файл

Реф к Лекции№4. Гордеева ОС91.docx

— 46.86 Кб (Скачать документ)

работающие  на привлечения иностранных инвестиций. К ней относятся следующие меры: налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.

работающие  на ограничение иностранных инвестиций: ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

     В практической деятельности государства  используется обычно совокупность мер  из той и другой группы.

     С целью создания благоприятного инвестиционного  климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При  этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных  инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций.  

Можно выделить три вида данных инструментов:

     Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса «пионера»).  

     Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями.  

     Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).  

     Вторым  направлением государственного воздействия  является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами  за рубеж. Официально капитал может  вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной  форме - в виде кредитов, размещения капитала на банковских депозитах и  различных счетах.

     В развитых странах государственное  регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной  поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций, это меры информационной и технической поддержки инвесторов в содействие в поиске зарубежного партнера, организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, реализации инвестиционных проектов, финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

     Иногда  капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его  путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем  случае говорят о «бегстве» или «утечке» капитала за границу.

     Основная  причина «бегства капитала» - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

     Помимо  официальных каналов, капитал может  вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится  вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала. Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

     Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов  незаконного вывоза капиталов, для  чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

     Особое  место в системе государственного регулирования внешне-экономической деятельности занимает валютное регулирование.

Валютное  регулирование может включать в  себя валютные ограничения. По конечному  эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются  как разновидность нетарифных инструментов регулирования.

     Валютные  ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством.

     Валютный  контроль - система государственных  мер, контролирующих все сделки между  страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью  расчетов по импортным операциям  и т.д.

     В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно  развитые страны принимают меры к  ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной  валюты текущие платежи. Аналогичные  меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые  стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд. 
 

2.2 Межгосударственное регулирование 

     Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций складывается из специальных межгосударственных соглашений, предметом регулирования которых являются отношения, связанные с движением иностранных инвестиций капитала. Существуют двусторонние и многосторонние международные соглашения.

     Документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (1994 г.) «Добровольный кодекс» прямых инвестиций. В этом документе заключены следующие принципы: 

  1. инвестиционные  стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды;
 
  1. в отношении  стран – доноров не должна проводиться  политика дискриминации;
 
  1. следует предоставлять  национальный инвестиционный режим  для иностранных инвесторов в  принимающей стране;
 
  1. необходимо  правовое обеспечение разрешения споров путём консультаций и переговоров  сторонами либо через арбитраж;
 
  1. требования, регулирующие инвестиции, ограничивающие рост торговли и капиталовложений, следует минимизировать;
 
  1. должны  быть устранены барьеры при вывозе капитала;
 
  1. в принимающей  стране следует создать условия  для обеспечения регистрации  и конвертируемости иностранных  инвестиций.
 

     Важной формой международных экономических отношений также стала деятельность международных финансово-кредитных институтов. Это, прежде всего, относится к МВФ, МБРР, ЕБРР, БМР, а также региональным учреждениям такого типа. Основные направления деятельности этих институтов сводятся к предоставлению валютно-финансовой помощи различным странам в виде кредитов на стабилизацию экономики, выравнивание платежных балансов, реализацию крупных целевых проектов, регулирование денежно-кредитных и валютных систем.

     Большая часть денежных ресурсов, реализуемых  данными институтами, идет на оказание помощи развивающимся странам и  в меньшей степени - развитым странам (малым, а с начала 90-х гг. - странам Восточной и Центральной Европы, СНГ, с так называемой переходной экономикой).

     В 80-90-х гг. прошлого века роль таких  институтов резко возросла в системе  международных экономических отношений  с точки зрения предоставления займов на развитие национальных экономик. В  связи с растущей задолженностью по кредитам и займам МВФ и МБРР осуществляют также мероприятия  по реструктуризации долгов ряда стран. Таким образом, международные кредитно-финансовые институты принимают активное участие в формировании валютно-финансовой сферы современных международно-экономических отношений.

     Россия  с 1992 г. является участником многостороннего соглашения о гарантировании инвестиций (Сеульская конвенция), международной конвенции по урегулированию инвестиционных споров (Вашингтонская конвенция). В 1993 г. РФ и другие страны СНГ подписали многосторонний договор о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Формирование  качественно новой основы для  взаимодействия экономик разных стран  с мировой существенно повысили роль эффективной внешнеэкономической  политики страны в развитии страны. Внешнеэкономическая политика –  это целенаправленные действия государства  и его органов по определению  режима регулирования внешнеэкономических  связей и направлений участия  страны в международном разделении труда. Основными составляющими  являются внешнеторговая политика, политика в области иностранных инвестиций , валютная политика, миграционный режим.

     Задача  государства в современных условиях – выработка внешнеэкономической  политики, адекватной рыночным принципам  функционирования экономики. Это требует  преобразующей деятельности государства, направленное на развитие отраслей и  регионов с целью активизации  внешнеэкономической деятельности; изменение внешнеэкономической  деятельности фирм в направлении  от преимущественно разовых внешнеэкономических  сделок и постоянной деятельности на внешнем рынке; четкого разделения функций осуществления ВЭП между  ветвями власти, ведомствами, а также  федерацией и её субъектами.

     Мировой опыт использования ВЭС для преодоления  отстаивания от страны – лидеров  даёт два основных направления развития ВЭП. Первое предполагает преимущественную ориентацию на экспорт, второе - на замещение  импорта. Как показывает мировой  опыт, основной эффект ВЭД и залогом  экономической безопасности страны в условиях движения экономики является развитие экспортного потенциала и  всемерное содействие национальным экспортёрам.

     Любой сценарий мирового развития в ХХI веке предполагает расширение и углубление межнациональных связей, интенсификацию международной политики. А это  означает повышение значимости для  человечества политической науки. Если на протяжении многих веков и даже тысячелетий мирового процесс складывался  стихийно и теоретические разработки мало влияли на реальную политику, то в  наши дни воздействие науки на международные отношения неуклонно  растет.  
 
 
 
 
 

Список используемой литературы 

  1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические  отношения / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Экономистъ, 2005. - 264 с.

Информация о работе Регулирование международного движения капитала