Министерство
образования Российской Федерации
Московский
государственный университет
экономики,
статистики и информатики
(МЭСИ)
"Регулирование
рынка ценных бумаг
в РФ"
Реферат
по дисциплине
"Рынок
ценных бумаг"
Москва
2000
Содержание
Введение
…………………………………………………………………. 3
1. Понятие
и цели регулирования ……………………………………… 4
2. Принципы
регулирования рынка ценных бумаг
……………………. 7
3. Государственное
регулирование российского
рынка ценных бумаг ………………………………………………….. 9
4. Саморегулируемые
организации рынка ценных бумаг
……………. 13
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список
используемой литературы ……………………………………...
15
Введение
Для
чего нужно регулирование рынка ценных
бумаг, деятельности его участников? Да
и нужно ли оно вообще?
Естественно
оно нужно, прежде всего для того,
чтобы регулировать и отслеживать
процессы, которые происходят на рынке,
поддерживать порядок и создавать
оптимальные условия для работы всех
участников рынка, а также защищать всех
действующих лиц от недобросовестности
и мошенничества отдельных участников
рынка.
Кто
занимается регулированием рынка ценных
бумаг? По каким законам осуществляется
это регулирование?
На
эти, и многие другие вопросы мы получим
ответ ниже.
1.
Понятие и цели
регулирования
Регулирование
рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это
упорядочение деятельности на нём всех
его участников и операций между ними
со стороны организаций, уполномоченных
обществом на эти действия.
Регулирование
р.ц.б. охватывает всех его участников:
- эмитентов;
- инвесторов;
- профессиональных
фондовых посредников;
- организаций
инфраструктуры рынка…
Регулирование
участников рынка может быть внешним
и внутренним.
Внешнее
регулирование – это подчинённость
деятельности данной организации нормативным
актам государства, других организаций,
международным соглашениям.
Внутреннее
регулирование – это подчинённость
деятельности данной организации её собственным
нормативным документам: уставу, правилам
и другим внутренним нормативным документам,
определяющим деятельность этой организации
в целом, её подразделений и её работников.
Регулирование
р.ц.б. охватывает все виды деятельности
и все виды операций на нём:
- эмиссионные;
- посреднические;
- инвестиционные;
- спекулятивные;
- залоговые;
- трастовые
и т.п.
Регулирование
р.ц.б. осуществляется органами или
организациями, уполномоченными на
выполнение функций регулирования.
С этих позиций различают:
- государственное
регулирование рынка, осуществляемое
государственными органами, в компетенцию
которых входит выполнение тех или иных
функций регулирования;
- регулирование
со стороны профессиональных участников
р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс
этот в данный момент развивается двояко.
С одной стороны, государство может передавать
часть своих функций по регулированию
рынка уполномоченным или отобранным
им организациям профессиональных участников
р.ц.б. С другой стороны, последние могут
сами договориться о том, что созданная
ими организация получает некие права
регулирования по отношению ко всем участникам
данной организации;
- общественное
регулирование, или регулирование через
общественное мнение; конечном счёте
именно реакция широких слоёв общества
в целом на какие-то действия на рынке
ценных бумаг является первопричиной,
по которой начинаются те или иные регулятивные
действия государства или профессионалов
рынка.
Регулирование
рынка ценных бумаг
обычно имеет следующие
цели:
- поддержка
порядка на рынке, создание нормальных
условий для работы всех участников рынка;
- защита участников
рынка от недобросовестности и мошенничества
отдельных лиц или организаций, от преступных
организаций;
- обеспечение
свободного и открытого процесса ценообразования
на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание
эффективного рынка, на котором всегда
имеются стимулы для предпринимательской
деятельности, и на котором каждый риск
адекватно вознаграждается;
- в определённых
случаях создание новых рынков, поддержка
необходимых обществу рынков и рыночных
структур, рыночных начинаний и нововведений
и т.п.;
- воздействие
на рынок с целью достижения каких-то общественных
целей (например, для повышение темпов
роста экономики, снижения уровня безработицы
и т.д.).
Процесс
регулирования на
рынке ценных бумаг
включает:
- создание
нормативной базы функционирования рынка,
т.е. разработка законов, постановлений,
инструкций, правил, методических положений
и других нормативных актов, которые ставят
функционирование рынка на общепризнанную
и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных
участников рынка; современный р.ц.б., как,
пожалуй, и любой другой рынок, невозможен
без профессиональных посредников. Однако
не любое лицо или не любая организация
могут занять место такого посредника.
Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить
определённым требованиям по знаниям,
опыту и капиталу, которые устанавливаются
уполномоченными на это регулирующими
организациями или органами;
- контроль
за соблюдением выполнения всеми участниками
рынка норм и правил функционирования
рынка; этот контроль выполняется соответствующими
контрольными органами;
- систему санкций
за отклонение от норм и правил, установленных
на рынке; такими санкциями могут быть:
устные и письменные предупреждения, штрафы,
уголовные наказания, исключение из рядов
участников рынка.
2.
Принципы регулирования
рынка
ценных
бумаг
Принципы
регулирования российского р.ц.б.
во многом зависят от существующих
в стране политических и экономических
условий, но одновременно они должны
отражать и проверенную временем
историческую практику мирового р.ц.б.
Основные
принципы:
1.
Разделение подходов в регулировании
отношений между эмитентом и
инвестором, с одной стороны, и
отношений с участием профессиональных
участников рынка – с другой.
В первой связке регулируются
отношения между владельцем прав
по ценной бумаге и лицом по ней обязанным;
во второй – отношения, в которых заключаются
и исполняются сделки между эмитентом
и профессиональным участником, инвестором
и профессиональным участником или между
профессиональными участниками;
2.
Выделение из всех видов ц.б.
так называемых инвестиционных, т.е. тех,
которые выпускаются массово, сериями
(траншами) и могут быстро распространяться
и рынок которых может быть быстро организован.
Именно такие бумаги нуждаются в тщательном
регулировании, поскольку именно такими
инструментами злоумышленники могут нанести
большой ущерб участникам рынка;
3.
Максимально широкое использование
процедур раскрытия информации
обо всех участниках рынка
– эмитентах, крупных инвесторах
и профессиональных участниках.
Этим механизмом достигается
возможность получения участниками рынка
информации друг о друге для принятия
деловых решений при операциях на рынке;
4.
Необходимость обеспечения конкуренции
как механизма объективного повышения
качества услуг и снижения
их стоимости. Этот принцип
реализуется через неприятие регулятивных
документов, делающих преференции отдельным
участникам рынка. Все субъекты регулирования
имеют равные права перед регулирующими
органами – в нормах не упоминаются конкретные
имена или фирменные названия;
5.
При Разделении полномочий между
регулирующими органами следует исходить
из того, что нормотворчество и нормоприменение
не должны совмещаться одним лицом;
6.
Обеспечение гласности нормотворчества,
широкое публичное обсуждение
путей решения проблем рынка.
Такой принцип повышает качество
нормотворчества и его объективность;
7.
Соблюдение принципа преемственности
российской системы регулирования
р.ц.б., имеющей определённую историю
и традиции. Нельзя не учитывать
и всё растущую интеграцию
национального фондового рынка
с международным. Неэффективно начинать
строить новую систему регулирования
рынка "с центра поля", необходимо
практически учитывать опыт мирового
рынка, качественно перерабатывать его
и использовать удачные регуляционные
решения. Не следует делать из этого опыта
догмы, т.к. повторение чужих ошибок может
замедлить прогресс в регулировании рынка;
8.
Оптимальное распределение функций
регулирования р.ц.б. между государственными
и негосударственными органами
управления (коммерческими организациями,
общественными организациями).
3.
Государственное
регулирование
российского
рынка ценных бумаг
Государство
на российском р.ц.б. выступает в
качестве:
- эмитента
при выпуске государственных ценных бумаг;
- инвестора
при управлении крупными портфелями акций
промышленных предприятий.
- профессионального
участника при торговле акциями в ходе
приватизационных аукционов;
- регулятора
при написании законодательства и подзаконных
актов;
- верховного
арбитра в спорах между участниками рынка
через систему судебных органов.
Государственное
регулирование р.ц.б. – это регулирование
со стороны общественных органов государственной
власти.
Система
государственного регулирования
рынка включает:
- государственные
и иные нормативные акты;
- государственные
органы регулирования и контроля.
Формы государственного управления рынка
Прямое
или административное,
управление р.ц.б. со стороны государства
осуществляется путём:
- установления
обязательны требований ко всем участника
р.ц.б.;
- регистрации
участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых
ими;
- лицензирования
профессиональной деятельности на р.ц.б.;
- обеспечения
гласности и равной информированности
всех участников рынка;
- поддержания
правопорядка на рынке.
Косвенное,
или экономическое,
управление р.ц.б. осуществляется
государством через находящиеся в его
распоряжении экономические рычаги и
капиталы:
- систему налогообложения
(ставки налогов, льготы и освобождённые
от них);
- денежную
политику (процентные ставки, минимальный
размер заработной платы и др.);
- государственные
капиталы (государственный бюджет, внебюджетные
фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную
собственность и ресурсы (государственные
предприятия, природные ресурсы и земли).