Регулирование рынка ценных бумаг в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:40, реферат

Описание

Естественно оно нужно, прежде всего для того, чтобы регулировать и отслеживать процессы, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.
Кто занимается регулированием рынка ценных бумаг? По каким законам осуществляется это регулирование?
На эти, и многие другие вопросы мы получим ответ ниже.

Содержание

Введение …………………………………………………………………. 3
1. Понятие и цели регулирования ……………………………………… 4
2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг ……………………. 7
3. Государственное регулирование российского
рынка ценных бумаг ………………………………………………….. 9
4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг ……………. 13
Заключение……………………………………………………………….. 14
Список используемой литературы ……

Работа состоит из  1 файл

Госрегулирование рынка цб.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации 

Московский  государственный университет 

экономики, статистики и информатики

(МЭСИ) 
 
 
 
 
 
 
 

"Регулирование  рынка ценных бумаг

в РФ"

Реферат по дисциплине

"Рынок  ценных бумаг"

 
 

                Студент гр. ЗФ–10-3:  Коротышкин С.Е.

            Преподаватель:  Аскольдов В.И. 
             
             
             
             
             
             

Москва

2000

Содержание 

Введение  …………………………………………………………………. 3

1. Понятие  и цели регулирования ……………………………………… 4

2. Принципы  регулирования рынка ценных бумаг  ……………………. 7

3. Государственное  регулирование российского

    рынка ценных бумаг ………………………………………………….. 9

4. Саморегулируемые  организации рынка ценных бумаг  ……………. 13

Заключение……………………………………………………………….. 14

Список  используемой литературы ……………………………………...  15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Для чего нужно регулирование рынка ценных бумаг, деятельности его участников? Да и нужно ли оно вообще?

      Естественно оно нужно, прежде всего для того, чтобы регулировать и отслеживать  процессы, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать  оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

      Кто занимается регулированием рынка ценных бумаг? По каким законам осуществляется это регулирование?

      На  эти, и многие другие вопросы мы получим ответ ниже.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и цели  регулирования 

      Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

      Регулирование р.ц.б. охватывает всех его участников:

    • эмитентов;
    • инвесторов;
    • профессиональных фондовых посредников;
    • организаций инфраструктуры рынка…
 

Регулирование участников рынка может быть внешним  и внутренним.

      Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

      Внутреннее  регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников. 

      Регулирование р.ц.б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

    • эмиссионные;
    • посреднические;
    • инвестиционные;
    • спекулятивные;
    • залоговые;
    • трастовые и т.п.

      Регулирование р.ц.б. осуществляется органами или  организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
    • регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
    • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение;  конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
 

Регулирование рынка ценных бумаг  обычно имеет следующие  цели:

    • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
    • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).
 

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

    • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
    • отбор профессиональных участников рынка; современный р.ц.б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
    • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
    • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.
 
 
 
 
 

2. Принципы регулирования рынка

ценных  бумаг 

      Принципы  регулирования российского р.ц.б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических  условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р.ц.б. 

Основные принципы:

      1. Разделение подходов в регулировании  отношений между эмитентом и  инвестором, с одной стороны, и  отношений с участием профессиональных  участников рынка – с другой. В первой связке регулируются  отношения между владельцем прав  по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

      2. Выделение из всех видов ц.б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

      3. Максимально широкое использование  процедур раскрытия информации  обо всех участниках рынка  – эмитентах, крупных инвесторах  и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается  возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

      4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

      5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

      6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка.  Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

      7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования  р.ц.б., имеющей определённую историю  и традиции. Нельзя не учитывать  и всё растущую интеграцию  национального фондового рынка  с международным.  Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

      8. Оптимальное распределение функций  регулирования р.ц.б. между государственными  и негосударственными органами  управления (коммерческими организациями,  общественными организациями). 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Государственное  регулирование 

российского рынка ценных бумаг 

Государство на российском р.ц.б. выступает в  качестве:

    • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
    • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
    • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
    • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
    • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
 

      Государственное регулирование р.ц.б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования  рынка включает:

    • государственные и иные нормативные акты;
    • государственные органы регулирования и контроля.
 

Формы государственного управления рынка 
 
 
 
 

      Прямое  или административное, управление р.ц.б. со стороны государства осуществляется путём:

    • установления обязательны требований ко всем участника р.ц.б.;
    • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
    • лицензирования профессиональной деятельности на р.ц.б.;
    • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
    • поддержания правопорядка на рынке.

      Косвенное, или экономическое, управление р.ц.б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
    • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
    • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
    • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

Информация о работе Регулирование рынка ценных бумаг в РФ