Рейдерство и его оценка с точки зрения белорусского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:54, реферат

Описание

Однозначное и общепринятое определение рейдерства отсутствует. Понятно, что популярное в 90-е годы определение рейдерства как всякий незаконный захват собственности является неоправданно широким. В то же время калькированные западные определения вроде «приобретения акционерной компании без согласия ее акционеров, путем агрессивной скупки акций на открытом рынке» являются неприемлемо узкими и просто игнорирующими российские реалии, а «вывод активов из владения законных собственников» ‒ скорее политкорректным намеком, объединяющим законные и незаконные виды бизнеса.

Работа состоит из  1 файл

реферат рейдерство.docx

— 25.46 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

 

«Рейдерство и его оценка с точки зрения белорусского законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОНЯТИЕ РЕЙДЕРСТВА

 

Однозначное и общепринятое определение  рейдерства отсутствует. Понятно, что  популярное в 90-е годы определение  рейдерства как всякий незаконный захват собственности является неоправданно широким. В то же время калькированные западные определения вроде «приобретения  акционерной компании без согласия ее акционеров, путем агрессивной  скупки акций на открытом рынке» являются неприемлемо узкими и просто игнорирующими  российские реалии, а «вывод активов  из владения законных собственников» ‒ скорее политкорректным намеком, объединяющим законные и незаконные виды бизнеса.

Сегодня чаще всего под рейдерством понимают враждебное и незаконное поглощение бизнеса с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. По сути дела, рейдерство – это захват бизнеса с необоснованным, но молчаливо принимаемым государством использованием юридических норм и институтов, извращающих их сущность.

На заре рыночных реформ, когда  бизнес как таковой представлял  для разнообразных грабителей значительно  меньший интерес, чем контроль за финансовыми потоками, наиболее значимым видом преступлений в отношении  бизнеса был рэкет: принудительное взимание с предпринимателя постоянной дани в виде платы за услуги по охране (иногда действительно оказывавшиеся).

Не следует забывать, что в  ряде случаев это сопровождалось прямым захватом бизнеса, формальным или  неформальным (в этом случае вся  прибыль изымалась в качестве дани). Кроме того, достаточно часто  дань в силу алчности рэкетиров или  конъюнктурных колебаний оказывалась  выше прибыли, что вело к разорению  бизнеса.

Рэкет иногда рассматривают в качестве прообраза, а то и первого этапа  нынешнего рейдерства. Это связано  не только с понятными пропагандистскими  задачами, но и с частичным совпадением  применяемых силовых инструментов. Вместе с тем такой подход представляется неправильным, так как формальное совпадение некоторых из применяемых методов, равно как и справедливое негодование по отношению к использующих их в целях личного обогащения, полностью заслоняет принципиальную разницу между рэкетом и рейдеством: рэкет целиком и полостью лежит вне правового поля. Это откровенно преступное деяние, прямо попирающее закон и, соответственно, прямо же подпадающее под его действие.

Рейдерство же более юридическая, чем силовая агрессия. Силовые  действия применяются лишь в качестве дополнения и обеспечения юридических  мер, составляющих сущность рейдерства. При этом рейдер опирается на силу и авторитет государственных  структур и, действуя в ряде случаев в союзе с ними , использует их в своих целях, превращает их по сути дела в соучастников своих действий, как правило, ‒ преступных.

Особая общественная опасность  рейдерства заключается именно в  использовании государства как  прикрытия для совершения преступных деяний: помимо прямого ущерба, наносимого экономике, рейдер еще и дискредитирует государство, разлагая его ключевые элементы.

Как показало исследование, рейдерство делится на три типа.

 «Черное» рейдерство – самая  криминализованная разновидность  этого явления. Используемые в  данном случае методы всегда  незаконны и связаны с физическим  насилием. Это может быть подкуп, шантаж, силовой вход на предприятие,  подделка реестра акционеров  и т. д. Как полагает большинство  респондентов, этот вид рейдерства  постепенно уходит в прошлое.

 «Серое» рейдерство – это  мягкий вариант, часто связанный  с подкупом, например, судьи (для  ускорения принятия законного  решения). Или же третье лицо  перекупает одного из партнеров  и предлагает договориться. Один  акционер не хочет продавать  акции второму акционеру. Второй  находит способ передачи части  своей доли третьему лицу, которое  и совершает сделку. Способ внешне  законный, но по сути неправильный, потому что по закону акционер  обязан предложить продать свои  акции сначала своему партнеру, а уж потом третьему лицу.

 «Белое» рейдерство – наиболее  распространено на Западе. Например, организация забастовок или проверок  контролирующими органами. Этот  вид рейдерства обычно применяется  опытными юристами, которые умело  используют пробелы в законодательстве  себе во благо, что якобы  даже способствует развитию экономики  и не приносит ей ущерба.

 Самое опасным является существование  целых компаний, специализирующихся  на захвате предприятий. Они  имеют серьезную юридическую  службу и могут называться  инвестиционными компаниями.

 Однако некоторые убеждены, что рейдерства как такового не существует, и определение дать трудно. Есть совокупность уголовных преступлений, совершаемых лицом или группой лиц с целью завладения чужой собственностью.

В Республике Беларусь в отличие  от соседних стран рейдерство пока носит эпизодический характер. В  основном в Республике Беларусь рейдерским захватам подвержен мелкий и средний  бизнес. Это связано с затянувшимся процессом приватизации государственной  собственности, низкой правовой культурой, несовершенством законодательства. Наличие в акционерных обществах  значительной доли государства также  существенно затрудняет процесс  рейдерского захвата. Государство  защищает свою собственность, да и рейдеры  не рискуют играть с государством.

Рейдерство предполагает осуществление  действий по враждебному поглощению предприятия или захвату его  активов. В результате проведения такой  операции рейдеры захватывают чужой  бизнес с целью последующей перепродажи  и получения сверхприбыли.

Слово «рейдер» (англ. raider) имеет несколько  значений. Одно из них: рейдер - специалист, нередко преступный, по организации  смены собственников предприятия.

Как правило, рейдеры работают по заказу организаций, желающих осуществить  недружественное поглощение и добивающихся получения показанных выше экономических  выгод. Еще один вариант предполагает самостоятельные действия рейдеров, рассчитывающих на получение гринмейла (англ. greenmail) - «отступных» в виде премии сверх текущей рыночной стоимости доли в собственности организации, принадлежащей конкретному собственнику (в данном случае рейдеру), с целью предотвращения угрозы независимости организации со стороны этого собственника.

В белорусском законодательстве понятия  «рейдерство» и «рейдеры» отсутствуют, однако проблемы, связанные с перераспределением собственности, в деловой практике, несомненно, имеются. Чаще всего они  возникают в связи с применением  законодательства о хозяйственных  обществах и банкротстве.

 

Причины рейдерства

Мотивами недружественных поглощений могут быть:

  • обеспечение роста масштабов деятельности посредством установления контроля над однопрофильным предприятием (отраслевые холдинги);
  • формирование цепочки технологически взаимосвязанных производств (вертикально интегрированные холдинги);
  • желание выйти на новые рынки сбыта;
  • диверсификация бизнеса;
  • стремление получить доступ к ликвидным активам (от оборудования до узнаваемой торговой марки);
  • возможность захвата земельного участка;
  • желание вывести из игры конкурента.

В перечисленных случаях, как правило, недружественный захват осуществляется вполне законными способами.

Недружественное поглощение может  быть и в виде незаконного захвата  собственности, когда речь идет о  получении сверхприбылей. Рентабельность от таких захватов в некоторых  случаях достигает 1 000 %, поэтому  в ход могут идти любые средства.

 

ОЦЕНКА ЯВЛЕНИЯ РЕЙДЕРСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Как массовое явление рейдерство практически отсутствует в белорусском правовом пространстве. Имеют место лишь отдельные проявления, выявляемые хозяйственными судами Беларуси при рассмотрении отдельных дел.

Главная проблема выявления рейдерства в том, что его проявления латентны и не всегда очевидно противоправны. Так называемое «белое» рейдерство вообще происходит в пределах законодательных рамок, и противостоять ему практически невозможно. Только высококвалифицированные специалисты – юристы, экономисты, управленцы  могут выявить его признаки и конкурировать с отдельными проявлениями.

На сегодняшний день законодательство Беларуси не содержит термин «рейдерство». Предпринималась попытка на законодательном уровне определиться с понятием рейдерства. Но законодатель ушел от этой попытки, поскольку достаточно сложно выделить так называемое «белое» и «черное» рейдерство, описав действия, которые, с одной стороны, могут быть расценены как законные, обоснованные, но подпадающие под понятие рейдерства, с другой стороны – как незаконные действия. Пока наш законодатель ушел от определения понятия «рейдерство» и в Уголовном кодексе. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства в Беларуси достаточно эффективно применяются процедуры, нацеленные на антирейдерское урегулирование, в том числе - в рамках законов «О хозяйственных обществах», «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», нормативных актов, регулирующих вопросы ликвидации юридических лиц.

В целях противодействия недобросовестным захватам субъектов хозяйствования и совершенствования порядка осуществления деятельности на рынке ценных бумаг Президент Беларуси издал указ №383, предусматривающий внесение соответствующих дополнений и изменений в некоторые указы.

Документом устанавливается запрет на совершение действий по манипулированию на рынке ценных бумаг, а также определяется перечень действий, признаваемых манипулированием на рынке ценных бумаг.

В качестве основного фактора отнесения действий к манипулированию на рынке ценных бумаг определен признак существенности их влияния на спрос на ценную бумагу и (или) ее предложение, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой.

К таким действиям в соответствии с указом, например, относятся умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через средства массовой информации, в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет, или иным способом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе; совершение сделок с акциями по предварительному сговору между юридическими лицами, осуществляющими профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки и другие.

В соответствии с указом неоднократное совершение профучастником действий, признаваемых манипулированием на рынке ценных бумаг, а также сделок с ценными бумагами с использованием закрытой либо конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг признается грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.

Учитывая необходимость создания действенных механизмов государственного реагирования при выявлении фактов манипулирования на рынке ценных бумаг, республиканскому органу государственного управления, осуществляющему государственное регулирование рынка ценных бумаг, предоставлено право предъявлять иск в хозяйственный суд с требованием о признании сделки недействительной (установлении факта ничтожности сделки) и применении последствий ее недействительности в случаях выявления действий по манипулированию на рынке ценных бумаг, сделок с ценными бумагами, имеющих признаки ничтожности.

В целях совершенствования контрольной деятельности на рынке ценных бумаг указом предусмотрена возможность проведения республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг, камеральных проверок и принятия по их результатам решения о вынесении в отношении лиц, допустивших нарушения законодательства, требований (предписаний) об устранении выявленных нарушений. Принятие данной нормы согласуется с проводимой в стране политикой по сокращению общего числа проверок субъектов хозяйствования, так как проверки будут осуществляться без истребования от проверяемого субъекта дополнительных документов.

 


Информация о работе Рейдерство и его оценка с точки зрения белорусского законодательства