Реорганизация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:29, реферат

Описание

Реорганизация предприятий — это их организационно-структурное изменение, в результате которого могут появляться новые предприятия и прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана с созданием и ликвидацией предприятий.

Работа состоит из  1 файл

Реорганизация предприятий.doc

— 36.50 Кб (Скачать документ)

Реорганизация предприятий  

Реорганизация предприятий — это их организационно-структурное  изменение, в результате которого могут  появляться новые предприятия и  прекращаться ранее существовавшие. В этом смысле реорганизация связана  с созданием и ликвидацией предприятий.

 Реорганизация  унитарных предприятий производится  по решению государственных или  муниципальных органов, уполномоченных  собственником имущества предприятия.  Вопрос о реорганизации хозяйственных  товариществ решается их участниками  — полными товарищами. Реорганизация хозяйственных обществ проводится по решению их органов, уполномоченных уставом общества принимать такое решение. Этим органом выступает высший орган управления общества, например, общее собрание акционеров в акционерном обществе, общее собрание участников — в обществе с ограниченной ответственностью. При этом в акционерном обществе такое решение должно быть принято тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в собрании, в обществе с ограниченной ответственностью — всеми участниками единогласно.

 В некоторых  случаях реорганизация может  проводиться по инициативе уполномоченного  государственного органа. Антимонопольный  орган имеет право обратиться  в суд с иском о реорганизации  предприятия-монополиста (хозяйствующего  субъекта, доминирующего на рынке), если оно злоупотребляет своим монопольным положением.

 Реорганизация  предприятия затрагивает интересы  не только его учредителей  (участников), но и контрагентов, хозяйственные связи с которыми  могут быть нарушены в результате  реорганизации. Кредиторы реорганизуемого предприятия должны быть уведомлены о реорганизации в письменной форме. Они имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемым предприятием, а также возмещения связанным с этим убытков.

 Порядок реорганизации определяется применительно к отдельным видам предприятий в посвященных им законах (например, в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Общие правила реорганизации юридических лиц установлены в ст. 57—60 ГК РФ.

 Реорганизация  проводится в формах, установленных  в законодательстве. Различаются  пять форм реорганизации: слияние,  присоединение, разделение, выделение,  преобразование.

 Слияние и  присоединение являются формами  укрупнения предприятий. В результате их осуществления возникает крупный хозяйствующий субъект.

Слияние — это  такая форма реорганизации, при  которой вместо двух или нескольких небольших предприятий создается  одно крупное предприятие. Оно возникает  как новый хозяйствующий субъект, а ранее существовавшие предприятия прекращают свою деятельность.

 В случае  присоединения к существующему  предприятию присоединяются одно  или несколько других предприятий.  Предприятие, к которому они  присоединяются, сохраняется как  хозяйствующий субъект и действует в укрупненных масштабах. Предприятия, присоединяемые к нему, прекращают свою деятельность как самостоятельные субъекты.

 Разделение  и выделение предприятий используются  для их разукрупнения. При применении  этих форм реорганизации возникают менее крупные хозяйствующие субъекты, небольшие предприятия. 

Разделение —  это такая форма реорганизации, при которой вместо одного крупного предприятия создаются два или  несколько небольших предприятий. При этом ранее существовавшее предприятие  прекращает свою деятельность, а на его базе возникают два или несколько новых предприятий.

 В случае  выделения из состава существующего  предприятия выделяются одно  или несколько новых предприятий.  Ранее существовавшее предприятие  сохраняется, но действует в  меньших масштабах. В то же время возникают одно или несколько новых предприятий.

 В целях  развития конкуренции и ограничения  монополистической деятельности  может применяться принудительная  реорганизация в форме разделения  или выделения. Принудительная  реорганизация в указанных формах может проводиться по решению суда, принимаемому по иску антимонопольного органа. При этом в законодательстве предусматриваются меры, направленные на предотвращение необоснованного разрушения сложившихся производственно-хозяйственных комплексов.

 Согласно  ст. 38 Закона о конкуренции при  принудительной реорганизации в  форме разделения или выделения  должны соблюдаться условия, препятствующие  разрушению жизнеспособных сложившихся  хозяйственных комплексов. К таким  условиям относятся:

возможность организационного и имущественного обособления структурных  подразделений;

отсутствие между  подразделениями тесных технологических  связей, внутренний оборот между ними не должен превышать 30% их общего оборота;

возможность самостоятельной  деятельности хозяйствующих субъектов, которые возникнут на базе структурных подразделений в результате разделения или выделения. 

Кроме того, закон  ориентирует на осторожное и взвешенное решение вопроса о такой реорганизации, срок ее проведения не должен быть менее шести месяцев.

Преобразование  — это такая форма реорганизации, при которой вместо предприятия, действующего в одной организационно-правовой форме, создается предприятие в  другой организационно-правовой форме. В этом случае хозяйствующий субъект  сохраняется, но выступает в другой организационно-правовой форме. Примером может служить преобразование унитарных предприятий в акционерные общества при приватизации.

 Преобразование  как форма реорганизации имеет  место лишь в случаях, когда  вместо предприятия одной организационно-правовой формы создается предприятие другой организационно-правовой формы. Если же предприятие видоизменяется в пределах одной организационно-правовой формы, то преобразование как форма реорганизации отсутствует. Например, при создании открытого акционерного общества вместо закрытого акционерного общества происходит не преобразование как форма реорганизации, а изменение типа акционерного общества.

 При любой  форме реорганизации возникает  вопрос о правопреемстве, т.е.  о переходе прав и обязанностей от ранее существовавших к вновь возникшим или сохранившимся после реорганизации субъектам. Данный вопрос легко решается в случае преобразования, когда практически сохраняется ранее существовавший хозяйствующий субъект с имеющейся имущественной базой, правами и обязанностями, хотя этот субъект и действует после преобразования в иной организационно-правовой форме. Не вызывает затруднений вопрос о правопреемстве и в случаях слияния или присоединения, когда ко вновь возникшему или сохранившемуся субъекту переходят имущество, права и обязанности ранее существовавших предприятий. Тем не менее для ясности решения вопросов правопреемства законодательство предусматривает составление в этих случаях специального документа — передаточного акта.

 Сложнее обстоит  дело при разделении или выделении, когда имущество, права и обязанности ранее единого субъекта распределяются между вновь возникшими предприятиями или между ними и сохраняющимся предприятием. В этом случае для определения судьбы имущества, прав и обязанностей составляется разделительный баланс, в котором точно указывается, какие части имущества, права и обязанности переходят к тем или иным субъектам после реорганизации. Это делается в интересах как самих предприятий, так и их контрагентов. 

 Заключительным  этапом реорганизации является государственная регистрация. При ее проведении регистрирующий орган контролирует наличие передаточного акта или разделительного баланса. В случае их отсутствия регистрирующий орган не производит запись в реестре о реорганизации.

 Кроме того, регистрирующий орган обязан  контролировать наличие в разделительном  балансе четких указаний, за каким  именно хозяйствующим субъектом,  возникшим или сохранившимся  после регистрации, закрепляются  соответствующее имущество, права  и обязанности. При отсутствии таких указаний в разделительном балансе он также не регистрирует реорганизацию.

 Если же  после внесения записи в реестр  выясняется, что разграничение имущества,  прав и обязанностей не является  достаточно четким, то при заявлении  кредиторами соответствующих требований солидарную ответственность несут все сохранившиеся или возникшие после реорганизации субъекты.

 Предприятие  считается реорганизованным после  внесения соответствующей записи  в реестр юридических лиц. Данное  правило действует в отношении всех форм реорганизации, кроме реорганизации в форме присоединения. В этом случае реорганизация считается произведенной после внесения записи в реестр о ликвидации присоединяемого предприятия. В отношении же предприятия, к которому оно присоединено, запись в реестре о его реорганизации не делается

Информация о работе Реорганизация предприятий