Резервы повышения продукции в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 07:41, курсовая работа

Описание

Общественная организация труда представляет собой совокупность производственных отношений по поводу характера и способа соединения работников со средствами производства. Именно она обуславливает специфическую социально-экономическую форму действия всеобщего закона повышения производительности труда как закона её неуклонного роста.
Достигнутый в обществе уровень производительности есть результат действия как объективно сложившегося, так и сознательного механизмов использования этого закона. Производительность труда и закон её роста взаимосвязаны с более широкими категориями – экономии времени и эффективности труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
Глава1. ОСНОВНЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА…….5
1.1 ИХ СУТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ……………………………………….5
1.2 РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА………………………………………...8
1.3 РЕЗЕРВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
К ВЫПУСКУ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ……………………………………..14
1.4 РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И
ЭКОНОМИЧНОСТИ СОЗДАВАЕМОЙ ТЕХНИКИ……………………...16
1.5 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ……………………………….........17
Глава2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ………………....20
2.1 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ……………..20
Глава3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ………………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...33

Работа состоит из  1 файл

резервы повышения качества продукции.doc

— 136.50 Кб (Скачать документ)

Реализация каждой из названных выше групп резервов обеспечивается различными направлениями организационной  деятельности работников производства, технических и экономических  служб. Многообразие производственно-технических  условий работы промышленных предприятий определяет значение различных путей использования организационных резервов.

Между тем некоторые  из них имеют всеобщее значение и  могут быть использованы на различных  предприятиях. При этом основные направления  реализации организационных резервов в свою очередь могут быть подразделены на две группы:

1) позволяющие реализовать  резервы определенного вида;

2) имеющие комплексный  характер и реализующие возможности  использования различного вида  резервов.

Например, такие пути реализации организационных резервов, как совершенствование производственной структуры, разработка и внедрение новых систем оперативного планирования, внедрение коллективного подряда, позволяют использовать практически все виды резервов.

В то же время резервы  улучшения использования орудий труда за счет сокращения времени пребывания оборудования в ремонте - это возможности совершенствования организации ремонта, а сокращение брака достигается путем активизации «человеческого фактора», организации работы групп качества и т.д.

На рисунке приводится схема организационных резервов и основных направлений их реализации.

Итак, использование резервов включает в себя два направления. Первое - устранение потерь производства и. следовательно, улучшение использования  рабочего времени. Второе - использование новых возможностей, появляющихся с развитием науки и техники, с повышением квалификации кадров, в результате чего происходит снижение трудоемкости производства.

Таким образом, если предприятие  хочет процветать, оно должно стремиться повышать производительность, управлять ею. Суть управления производительностью заключается в том, чтобы добиваться максимально возможного уровня ее повышения при существующих на данный момент технико-экономических и организационных условиях. Объективные возможности сокращения затрат времени на производство единицы продукции (работ) или увеличение выработки в единицу времени и являются резервами роста производительности труда.

 

2. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

2.1 СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ  КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Повышение качества продукции — неотъемлемая составная часть стратегии предприятия, необходимое условие повышения эффективности производства и увеличения суммы прибыли.

Качество продукции  — важнейший показатель деятельности предприятия. В экономической литературе встречаются различные формулировки определения качества продукции, их можно объединить в две основные группы:

1) характеристика качества  как совокупности свойств продукции,  обусловливающих ее пригодность  удовлетворять определенные потребности  в соответствии с ее назначением;

2) определение качества  продукции как степени удовлетворения  этой продукцией определенных  потребностей.

ГОСТ 15467—79 определил  качество продукции как совокупность свойств изделия, обусловливающих  ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Из данного определения  следует: качество продукции рассматривать:

во-первых, как совокупность полезных свойств,

во-вторых, как способность  удовлетворять определенные потребности.

В этом определении ставится знак равенства между качеством и совокупностью свойств.

Качество продукции  — это совокупность свойств продукции, обусловливающих степень удовлетворения определенных потребностей в соответствии с ее назначением и с учетом затрат на ее производство и потребление.

Под качеством продукции понимают новизну, технический уровень, отсутствие дефектов, надежность и долговечность в эксплуатации.

Вся продукция подразделяется на четыре группы, принадлежность к  каждой из которых определяет уровень  качества:

— высший;

— конкурентоспособный;

— пониженный;

— низкий (неконкурентоспособный).

Продукция высшего качества превосходит по своим технико-экономическим  показателям аналогичные товары-конкуренты. Как правило, это принципиально  новая продукция.

Конкурентоспособная продукция  в основном соответствует высокому уровню качества, но может иметь средний уровень качества среди аналогичных товаров на рынке. Конкурентоспособность такой продукции достигается за счет более эффективных маркетинговых мероприятий по рекламе, а стимулирование продаж будет зависеть от следующих факторов: ценообразования, гарантийного обслуживания, рекламы, выбора каналов сбыта и т.д.

Продукция с пониженным уровнем качества имеет худшие потребительные свойства, чем продукция большинства  конкурентов. Для сохранения своих позиций на рынке производитель может прибегнуть к стратегии снижения цен. Продукция с низким уровнем качества обычно неконкурентоспособна. Такая продукция либо не найдет покупателей, либо может быть реализована по очень низкой цене.

Поскольку качество выражает свойства продукции в определенной степени удовлетворять ту или иную потребность, то очевидно, что если эта потребность не удовлетворяется, ни о каком качестве говорить нельзя. Понятие качества применимо к продукции, пригодной для потребления, т.е. продукции, параметры которой соответствуют всем требованиям действующей нормативно-технической документации. Продукцией, не пригодной к потреблению, считают ту, которая изготовлена с отступлениями от требований стандартов, технических условий и других требований.

Для характеристики отклонений всей совокупности свойств или одного из этих свойств от указанных требований обычно используются понятия «брак», «дефект», «дефектное изделие», «дефектная единица продукции». Поэтому понятия  «качество продукции» и «брак» исключают друг друга.

Различают исправимый и  неисправимый (окончательный) брак.

Основными причинами  брака могут стать:

  • непригодная устаревшая технология; неправильно, с ошибками выполненная работа;
  • неправильная наладка оборудования;
  • плохая конструкция приспособления;
  • плохое техническое обслуживание;
  • неисправное оборудование;
  • дефекты в перерабатываемом сырье, материале;
  • неправильные показания приборов;
  • отсутствие опыта работы на оборудовании;
  • некачественные чертежи, инструкции;
  • неправильное применение инструментов;
  • плохие условия труда;
  • неквалифицированный инструктаж;
  • отсутствие технической документации или стандартов; отступление и пренебрежение инструкцией; сознательные и злонамеренные ошибки.

Высококачественную продукцию  выпускают стабильно те предприятия, которые комплексно решают вопросы обеспечения качества. Основной задачей является установление причин брака, их устранение и обеспечение выпуска продукции лучшего качества, так как качество продукции в условиях современного производства можно считать важнейшей составляющей эффективности, рентабельности предприятия.

Одним из основных направлений  роста эффективности производства является непрерывное повышение  качества продукции. Его можно характеризовать  как планомерный, непрерывный и  объективный процесс.

Качество следует рассматривать с различных позиций.

Во-первых, повышение  качества продукции — форма разрешения сложных противоречий между более  высокими потребностями, постоянно  порождаемыми в ходе развития производства, и новыми требованиями, предъявляемыми в связи с этим к производству.

Во-вторых, повышение  качества продукции — это изменение  потребительных свойств продукции  в целях максимального удовлетворения определенных потребностей с минимальными затратами труда и капитала.

Издержки, связанные с  неудовлетворительным качеством продукции, подразделяются на издержки в сфере обращения и потребления. Издержки в сфере производства: исправление операционного брака, переделка изготовленных изделий неудовлетворительного качества. Издержки в сфере обращения: ремонт изделий в гарантийный период, рекламации потребителей.

Для обеспечения качества с оптимальными затратами следует  различать две цены: цену соответствия продукции требованиям потребителя  и цену несоответствия. Цена соответствия включает расходы на выявление или  предотвращение брака, испытания и  тестирование, обучение и подготовку персонала, ведение учета и составление отчетов и т.д.

Цена несоответствия складывается из затрат на исправление, расходов на ремонт в период гарантийного срока, расходов, связанных с окончательным (неисправимым) браком, а также затрат, связанных с просрочкой платежей по счетам и внесением изменений в технологию производства, платы за задержку поставок и т.д.

Повышение качества продукции  в производстве означает лучшее использование  производственных фондов, сырьевых ресурсов, снижение себестоимости, сокращение потерь от брака, повышение эффективности производства, ускорение продвижения продукции на рынке. Главной задачей на всех предприятиях должно стать исследование влияния реализации мероприятий по повышению качества продукции на важнейшие показатели производственной деятельности.

Для этого необходимо установить тесные информационные связи  разработчиков и изготовителей  с предприятиями-потребителями; усовершенствовать  методику сравнительной оценки качества; ввести аналитический учет затрат и эффекта от проведения мероприятий и на этой основе определить влияние повышения качества продукции на основные показатели эффективности производственной деятельности.

Повышение качества продукции  имеет самое прямое отношение  к процессу реализации продукции. Особенности процесса реализации определяются жизненным циклом товара. Жизненный цикл товара — это период времени, в течение которого он разрабатывается и продается на рынке. Концепция жизненного цикла товара используется при создании и сбыте продукции, разработке стратегии маркетинга с момента поступления товара на рынок до его снятия с рынка.

Жизненный цикл товара может  быть представлен как определенная последовательность различных стадий существования его на рынке, ограниченных определенными временными рамками. Динамика жизни товара определяет объем возможных (фактических) продаж в каждом периоде времени существования спроса на него.

Жизненный цикл более  наглядно просматривается в динамике конкретного типа продукции и  может видоизменяться в зависимости от специфики продукции, степени ее использования или привлекательности, периодического возвращения моды на нее и иных факторов.

Жизненный цикл состоит  из четырех этапов:

  • На первом этапе происходит внедрение продукции на рынок.
  • Второй этап — это этап роста: расширяется сбыт, увеличивается прибыль от реализации продукции, растет число потребителей.
  • Третий этап — этап зрелости, на нем происходит замедление и постепенное торможение.
  • Четвертый этап — этап спада — заключается в сокращении объемов продаж и постепенном вытеснении данного товара с рынка новыми товарами.

Различают следующие  виды жизненных циклов товаров:

1) традиционный (постепенный  рост и падение спроса);

2) бум (мода — быстрый  рост спроса и сохранение его  на высоком уровне достаточно  длительное время);

3) увлечение (быстрый  рост и падение спроса);

4) сезонность (ритмичность  сохранения спроса на высоком  уровне по временам года).

Качество продукции  определяется широким спектром свойств:

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.

Показатели экономного использования сырья, материалов, топлива  и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое  совершенство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива и энергии.

Примерами показателей  такого вида могут служить:

  • удельный расход основных видов сырья; удельная масса изделия;
  • коэффициент использования материальных ресурсов;
  • коэффициент полезного действия и т.п.

Показатели надежности представляют собой более широкую  группу.

Надежность — это  свойство объекта сохранять во времени  в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность  выполнять требуемые функции  в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.

Информация о работе Резервы повышения продукции в отрасли