Рочдейлвские принципы и их значение для кооперативного движения в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:19, реферат

Описание

Кооперативы начали возникать в период развитого капитализма. Рынок старательно обслуживал богатых потребителей и не знал милосердия по отношению к малодостаточным слоям. И кооперативы возникли как протест. Против роста цен и фальсификации продуктов питания в частных лавках. Против удорожания платы при найме жилья и непомерных процентов, взимаемых ростовщиками. Безработные горожане с помощью кооперативов создавали себе рабочие места. Ремесленники пытались использовать кооперативы для сохранения своего мелкого производства, разоряемого капиталистическими фабриками. Крестьяне учреждали кооперативы с целью увеличения доходности своих хозяйств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1 . Зарождение потребительской кооперации в Англии……………….. 4
1.1. Предпосылки возникновения и развития кооперативов при
капитализме ……………………………………………………………………………………. 4
1.2. Англия- родоначальница потребительской кооперации ………………… 9
Глава 2 . Хозяйственная деятельность Рочдейлского кооператива. ………. 14
Вывод ………………………………………………………………………………………………………… 18
Список использованных источников ……………………………………………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

курсовая кооперация.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

   Ранее всего  капитализм начал развиваться в Англии- первой стране капитализма. Первые потребительские общества создавались рабочими для защиты от эксплуатации частного торгового капитала. Рост цен на продукты питания. Продажа некачественных товаров выдача продуктов в кредит из магазинов фабрикантов в счет заработной платы эти причины способствовали созданию потребительских обществ.

   Самые ранние  потребительские общества возникли  в Англии в XVII в. В 1769г. Двенадцать ткачей местечка Фенуик (Шотландия) организовали потребительское общество, которое занималось продажей  в основном овсяной муки. В 1777г. Появились потребительские общества в г. Бирмингеме и в селе Гован близ г. Глазго. В первой трети XIX в. В стране было около 500 потребительских обществ, которые вскоре разорились, так как были неспособны противостоять конкуренции с частными торговцами.

    Новое  оживление кооперативного движения  в Англии было связано с  усилением борьбы трудящихся  за свои экономические и политические  права в 40-х гг. XIX в.

    24 октября  1844 г. 28 ткачей г. Рочдейла промышленного развитого графства Ланкашир зарегистрировали устав Рочдейловского потребительского общества справедливых пионеров.

   Следует отметить  значительное влияние субъективного  фактора на создание Рочдейловского  кооператива. Социалист Джордж Холиок (1817-1906)  выступал с лекциями в разных городах Англии   и призывал рабочих создавать потребительские общества для защиты от спекуляции частных торговцев.

    Идею Д.Холиока воспринял грамотный и инициативный рабочий- ткач г.Рочдейла – Чарльз Говартс (1814-1868). Он подготовил доклад об организации потребительского общества и , выступая в рабочем клубе, привлек к осуществлению своей идеи группу ткачей.

   К организаторам Рочдейлского потребительского общества вскоре примкнули  и другие ткачи. Так что к началу открытия первого небольшого кооперативного магазина (лавки) было уже 28 ткачей, которые собрали совместный капитал в сумме 28 фунтов стерлингов.

     В Манифесте Рочдейлского потребительского общества справедливых пионеров, составленном Ч. Говартсом, основная задача потребительского общества сформулирована так: «Общество ставит своей задачей получение денежной выгоды и улучшение хозяйственного и социального положения своих членов».

   Первую лавку  потребительское общество арендовало  в бедном районе г.Рочдейла  – в Жабьем переулке.

    Кооператоры  закупили четыре наименования  товара: муку, сахар, овсяную крупу  и масло – и объявили об  открытии лавки. Рочдейлские кооператоры личным трудом участвовали в ее оборудовании.

    21 декабря  1844г. Вечером под свист и  улюлюканье мальчишек рабочие- ткачи открыли свой магазин. Пришедшие на открытие магазина жители г.Рочдейла, знакомые с неудачным опытом предшествующих кооперативов, заявили, что магазин не просуществует и недели. Однако они ошиблись. Потребительское общество успешно развивалось, открывая новые магазины, предприятия оптовой торговли и другие предприятия: мельницу, прядильную и ткацкую фабрики и общество для строительства жилых домов, страховое общество.

    Рочдейлское   потребительское общество справедливых  пионеров занималось просветительной  деятельностью. На эти цели  общество выделяло средства в  размере 2% от распределяемой прибыли,  полученной по итогам хозяйственного года.

   К 1869г. Рочдейлские  пионеры открыли библиотеку и  11 читальных залов, для которых  выписывали более 200 журналов. Общество  периодически издавало альманахи,  брошюры, информационные листы,  знакомящие население с тем,  что такое кооперация и каковы ее выгоды для пайщиков.

    Просветительная деятельность общества усиливалась частым проведением собраний членов общества; обсуждением общих дел, интересных тем в свободное время. Общение людей, имеющих сходные цели и стремления, укрепляло общество и усиливало его социальное значение.

    Рочдейлское  потребительское общество в настоящее  время является одним из крупнейших  потребительских обществ Англии. В течении всей многолетней  истории потребительское общество  совершенствовало свою деятельность.

    Рочдейлское  потребительское общество послужило  примером для создания других  потребительских обществ. Особое  значение для обеспечения конкурентоспособности  потребительских обществ имели  принципы Рочдейлского потребительского  общества, получившие название принципов Рочдейлских пионеров.

      Принципов Рочдейлского общества справедливых пионеров:

  1. Начальный капитал общества образуется путем внесения каждым членом общества паевого взноса.
  2. Товары в лавке (небольшом магазине) потребительского общества продаются по средним рыночным ценам.
  3. Покупка товаров у поставщика и продажа их в лавке (магазине) осуществляются за наличный расчет, а не в кредит.
  4. Часть прибыли общества распределяется между членами пропорционально сумме купленных в магазине общества товаров.
  5. На внесенный каждым членом общества капитал (паевой взнос) начисляется дивиденд.
  6. Часть прибыли отчисляется на повышение культурного уровня членов общества.
  7. Управление обществом осуществляется на демократических началах; при принятии решений на собрании соблюдается принцип: один член- один голос.
  8. В лавке (магазине) продаются товары только хорошего качества, без обсчета и без обмера, при вежливом обслуживании.

      Принципы  Рочдейлских пионеров стали применять  и другие потребительские общества  Англии.

     Рочдейлские принципы и системы формирования многоотраслевых хозяйства способствовали распространению потребительской кооперации в разных странах мира, на всех континентах Земли. 

           

   

 

        

      
 
 

Глава 2 . Хозяйственная деятельность Рочдейлского кооператива.

    В 1844 г., в Англии, недалеко от Манчестера, в городе Рочдейле, 28 рабочих-  ткачей организовали потребительский  кооператив, который назвали «Общество  справедливых рочдейлских пионеров».

    Рочдейлцы   разработали правила коммерческой работы и демократического управления, которые впоследствии стали широко известны как «рочдейлские принципы».

    Основные  из низ следующие:

  1. Продажа только за наличный расчет, что обеспечивало постоянную и надежную среднюю прибыль и расширение хозяйственной деятельности кооператива.

  Предоставляя товары в кредит своим членам многие вновь созданные кооперативы уже через несколько месяцев разорялись, поскольку им, как правило, не удавалось пополнить «съеденные кредитом» свои оборотные средства, из внешних источников. Поэтому рочдейлцы твердо решили продавать только за наличные.

  1. Продажа по среднерыночным ценам. Это решение рочделцев было вызвано двумя причинами:

  а) необходимостью увеличения оборотных средств и создания фонда развития 

      и  резервного фонда.                          

  б) желанием  избежать конфликтных ситуаций  в конкретной борьбе с           

      частными  торговцами.

   Практически  каждый потребительский кооператив  в то время по требованию  членов стремился продавать продукты  питания и товары первой необходимости по предельно  низким розничным ценам, при которых торговая наценка на оптовую цену едва покрывала издержки. В таких условиях невозможно было создать резервный, инвестиционный и другие фонды.

    Низкие  цены в кооперативных лавках, временно «сбивали» цены частных торговцев. Последние регистрировали иногда круто. Случались поджоги и погромы кооперативных лавок. Однако главное и эффективное оружие торгового капитала против кооперативных предприятий было – демпинг. Продавая товары в своих магазинах по ценам значительно ниже чем в кооперативных частные торговцы покупателей- кооператоров. Последствия были однозначны _ убытки, долги и ликвидация кооператива. После закрытия кооперативной лавки частные торговцы вновь поднимали цены.

   Чтобы не  допускать подобных ситуаций  рочдейлцы рещили продавать по  среднерыночным ценам.

    Продажа  по среднерыночным ценам и  за наличный расчет позволила  рочдейлцам создать прочную финансовую  базу своего бизнеса.

  1. Распределение прибыли между членами по их закупкам в кооперативной лавке.

  Это придумал  доверительный собственник кооператива  Чарльз Говардс. Вполне вероятно  он не знал, что шотландские  кооператоры применили, как она  утверждали, этот принцип раньше.

   Чарльз Говардс  предложил из прибыли, предназначенной для распределения между членами, выплачивать каждому по 5% отпаевого взноса, а остальную часть прибыли распределять в соответствии с суммой закупок каждого члена в кооперативной лавке.

   Так в потребительских  кооперативах появился второй  вид распределения прибыли между членами- покупательский дивиденд, который в конце XIX века достигал 10-25 % от суммы закупок и стимулировал вступление новых членов в потребительские общества.

   Покупательский  дивиденд сыграл важную роль  в широком распространении потребительской кооперации в мире.

  1. Паевые взносы, обеспечивающие достаточный капитал для ведения дела.

Небольшие паевые взносы,  практиковавшиеся ранее многими  рабочими потребительскими кооперативами  не давали возможности расширять  хозяйственную деятельность. Большие паи рабочие выплачивать не могли.

  Рочделцы решили эту дилемму следующим образом: они становили пай достаточный, чтобы стать членом кооперативы в 1 фунт стерлингов (около 10 рублей по курсу на 1844 год в царской России). Но каждый вступающий в общество обязывался приобрести 4 пая. Вступительный взнос – один шиллинг, или 12 пенсов (около 50 копеек), а затем каждую неделю он вносил по 3 пенса (около 12 коп.) пока не уплачивалась вся сумма, т.е. 4 фунта. Прибыль, причитавшаяся новому члену, начислялась на паевой взнос, пока он  не достигал 4-х фунтов, и оставалась в распоряжении кооператива.

  Выбранные рочделцами доверенные лица- сборщики, собрали через 8 месяцев почти всю запланированную сумму.

   Таким образом,  установив уплату паев в рассрочку, рочделцы сумели собрать паевой капитал, необходимый для открытия собственной лавки.

  1. Равноправное участие членов в управлении кооперативом.

   Рочделцы  предложили следующую схему демократического  управления кооперативом:

   а) Законодательная власть – Общее собрание членов, Правление, Президент, 

       секретарь, казначей и три доверительных  собственника (попечителя). Все 

       избирались общим собранием и  были ему подотчетны.

   б) Исполнительная власть – совет директоров ( в составе пяти человек) и два

        аудитора назначались Правлением  и подотчетны и общему собранию.

    в) При  голосовании на общих собраниях  каждый член имел один голос

         независимо от  числа паев. Это правило по расчетам должно было

        ослабить зависимость кооператива от состоятельных членов. Эту цель

        преследовало ограничение паев (на  более 50-ти) которые мог иметь  один

       член кооператива.

  1. Торговля доброкачественными товарами, полная мера и чистый вес.

     Рочделцы  объявили, что не будут продавать  фальсифицированные и просроченные срок годности товары.

  1. Образование резервного фонда на случай непредвиденных трудностей.
  2. Постоянное отчисление части прибыли на культурно- просветительную деятельность.
  3. Нейтралитет кооператива к политическим взглядам и религиозным воззрениям своих членов, а также свободный обмен мнениями по всем вопросам, интересующим большинство общего собрания.

 

Вывод

    В результате работы над курсовой работой я пришла к выводу, что Рочдейлские кооперативы нашли удачное сочетание принципа материальной заинтересованности членов кооператива (покупательский дивиденд) и норм хозяйственной деятельности, наиболее приспособленных к условиям рыночной экономики.

    Они стали  поощрять участие членов кооператива в хозяйственных операциях, что привело к постоянному росту товарооборота и прибыли.

     Рочдельцы  твердо следовали политике накопления (сбережения) средств каждого члена  кооператива, выдавая дивиденд  по покупкам товаров раз в  три месяца, а затем в конце  года, превратили потребительский  кооператив в сберегательный банк, где при каждой покупке от суммы оплаченного товара на персональные счета членов кооперативы откладывалось несколько процентов прибыли. Все эти нормы плюс честное, квалифицированное демократическое управление позволили добиваться хозяйственных успехов в течение уже более 155 лет (хотя некоторые принципы и методы хозяйствования и управления изменились).

Информация о работе Рочдейлвские принципы и их значение для кооперативного движения в мире