Роль цен тарифов льгот субсилдий и компенсаций в регулировании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование роли цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка. Основные задачи – теоретическое и аналитическое исследование сути государственного регулирования рынка и его основных средств, практическое рассмотрение проблематики на примере конкретного рынка. Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование роли цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка.

Содержание

Введение 2
Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА 4
1.1. Рынок, роль государства в его регулировании 4
1.2. Основные средства регулирования рынка 7
Выводы по первой главе 11
Глава 2. СУЩНОСТЬ И ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦЕН, ТАРИФОВ, ЛЬГОТ, СУБСИДИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ НА РЫНОК 12

Работа состоит из  1 файл

Кусовая. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулирова нии рынка.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

 

Введение

Государственное регулирование рынка  представляет собой активное вмешательство государственных органов в структуру функционирования рынка, воздействуя на развитие производства в общественно нужном направлении, а также для решения возникающих социальных проблем. Необходимость данного момента возникает при несовершенстве отдельных рынков, которое проявляется в нестабильности, частичном учете затрат и полученных результатов, не единственности равновесия. Еще одной немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач. К ним относятся:

  • Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  • Борьба с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Основными средствами для решения  вышеуказанных государственных  задач являются такие категории, как цены, льготы, субсидии, тарифы и компенсации, на подробное рассмотрение которых и направлена данная курсовая работа.

Структура работы представляет собой содержание, введение, три главы: теоретический обзор, аналитическое исследование и выработка практических рекомендаций с выводами по главам соответственно, заключение, список литературы и приложения.

Предметом исследований будут цены, льготы, субсидии, тарифы и компенсации, как основные средства регулирования  рынка. Объектом разработок для практического исследования темы будет сельскохозяйственный рынок России (государственная поддержка от 2012 года Челябинской области).

Целью работы является исследование роли цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка. Основные задачи – теоретическое и аналитическое исследование сути государственного регулирования рынка и его основных средств, практическое рассмотрение проблематики на примере конкретного рынка. Итогом курсовой работы будет теоретический обзор, аналитическое и практическое исследование роли цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка.

 

Глава 1. Государственное  регулирование рынка

      1. Рынок, роль государства в его регулировании

В современной экономике существует множество определений понятия  рынок, наиболее полные из них представлены ниже.

Рынок – это экономическая форма  обмена продуктами, которые выступают  в качестве товаров; при этом производители  и потребители выступают в  качестве продавцов и покупателей1.

Рынок – это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем2.

Объектами рынка являются деньги, товары. В роли субъектов рынка  выступают продавцы и покупатели, которые представлены государством, предприятиями, домохозяйствами и т.д.

Структура рынка – внутреннее строение, порядок, а также расположение его отдельных элементов их удельный вес в общем объеме. В связи с этим, рынок можно классифицировать по ряду признаков:

  1. По типу экономических отношений: свободной конкуренции, монополистический, монополистической конкуренции, олигополистический, смешанный.
  2. По характеру производимого продукта: товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, научно-технических знаний, земли и др.
  3. По способу хозяйствования: командно-распределительный, государственно-регулируемый.
  4. По характеру продаж: оптовый, розничный.
  5. По отраслям: автомобильный, сельскохозяйственный, машиностроительный и др.
  6. По правовому положению: легальный, теневой и т.д.
  7. По географическому признаку: местный, национальный, мировой3.

Российский рынок является фундаментом  общенациональных рынков товаров, услуг, труда, капитала, а также информации (рис.1)4.

Рисунок 1. Место государственного рынка в национальной экономике

 

Рынок выполняет многообразные  функции, в которых раскрываются его роль и содержание. В экономической  теории различают следующие функции  рынка:

  1. Распространение информации, необходимой для человека в мире экономики (информационная). Эта информация воплощена в ценах, которые сообщают о наличии и массе нужных нам товарах и услуг, издержках на производство и т.д.  Рынок дает информацию покупателям и продавцам о соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.
  2. Регулирование пропорций общественного воспроизводства (регулирующая). Через спрос и предложение, конкуренцию, колебания цен рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, что способствует их развитию.
  3. Стимулирование эффективного хозяйствования (стимулирующая). Рынок стимулирует развитие научно-технического прогресса, заставляет снижать себестоимость продукции, повышать качество товаров и услуг, поскольку так можно выжить в своевременной конкурентной борьбе.
  4. Распределение и обмен национального продукта (распределительная). Рынок обеспечивает распределение и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствие с получаемыми доходами.
  5. Санирующая. Эта функция заключается в том, что рынок «очищает» экономику то нерентабельных предприятий, которые разоряются и терпят банкротство.

Перечисленные выше функции рынка  представляют собой рыночный способ решения триады экономических проблем: что? как? и для кого? производить. Помимо этого, рыночная система обладает внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям, способна саморегулироваться и эффективно функционировать.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры. Рыночный механизм функционирует в соответствии с системой экономических законов: закона стоимости, закона спрос и предложения, закона убывающей предельной полезности, закона убывающей отдачи и т.д. Действие этих законов проявляется через основные элементы механизма рынка (рис.2).

Рисунок 2. Основные элементы механизма рынка

Известно, что рыночный механизм обеспечивает не только подъем экономики, но обостряет некоторые проблемы, а именно:

- способствует обострению социальных отношений равенства;

- не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;

- не создает стимулов для производства общественных товаров (национальная оборона, охрана общественного порядка и т.д.);

- не способствует развитию фундаментальных научных исследований;

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и т.д.

Эти вопросы относятся к функциям государства. Поэтому, в качестве одного из основных элементов механизма  рынка выделяется государственное  регулирование экономики5.

      1. Основные средства регулирования рынка

Государственное регулирование рынка — это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении,  а также с целью решения социальных проблем6.

Государственное регулирование осуществляется через законодательства, государственное планирование, распределение, основанное на выпускаемых правительством нормативных актах.

Основными объектами и направлениями  государственного регулирования экономики  являются:

  1. Регулирование инвестиций

Капиталовложения в экономику, социальную инфраструктуру и все  остальные сферы общественной жизни оказывают доминирующее влияние на рост ВВП, занятость населения, а также уровень и качество его жизни. Ввиду этого воздействие на инвестиционный процесс можно рассматривать как главное направление государственного регулирования.

  1. Регулирование сбыта

Фискальная часть государственного регулирования сбыта реализуется  за счет взимания определенных налогов. Помимо этого, государственное регулирование сбыта осуществляется и путем прямого воздействия на ценообразование.

  1. Регулирование рынка труда

Регулирование рынка труда нацелено, в первую очередь, на сокращение безработицы и обеспечения высокого уровня занятости населения.

  1. Содействие научно-исследовательским и опытно конструкторским работам (НИОКР)

Прикладные исследования, разработки, а тем более сам по себе инновационный процесс протекают внутри рамок предприятий, другими словами, на микроэкономическом уровне. Однако, они активно стимулируются государством, прежде всего за счет налоговых льгот (реже – прямых субсидий).

  1. Экологическое регулирование

Экологическое регулирование нацелено на поощрение рационального использования природных ресурсов, охрану окружающей среды, ограничение и сокращение нагрузки на нее, и предотвращение ее дополнительного загрязнения. К определяющим элементам экологического регулирования относится, прежде всего, государственное поощрение (псредством субсидий, беспроцентной возвратной финансовой помощи и налоговых льгот) инвестиций в строительство сооружений и производство оборудования, направленного на улучшение состояния окружающей среды.

  1. Социальное регулирование

В общем виде социальная политика понимается как политика, направленная на достижение стабильного благоприятного существования всех граждан в отдельности, а следовательно, на формирование общества, которое открыто для широкой социальной интеграции, а также позволяющего людям в наибольшей степени реализовать свой потенциал. Социальная политика – один из факторов экономического роста.

  1. Внешнеэкономическое регулирование

Главная задача регулирования внешней торговли – обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего рынка от неблагоприятных воздействий мировой конъюнктуры и последующей чрезмерной внешней конкуренции, недопущение необоснованных льгот отечественным производителям, а также ослабление конкурентной среды. Основным методом государственного регулирования внешней торговли является таможенно-тарифная политика7.

Все эти задачи решаются государством при помощи использования основных средств регулирования рынка (рис.3):

Рисунок 3. Основные  средства регулирования рынка

 

Дадим определения каждому из указанных выше средств регулирования национального рынка.

  1. Цены

Цена – это коэффициент обмена конкретного товара на деньги. Другими словами, цена – это стоимость товара, то есть то количество денег, в обмен на которое товаропроизводитель готов продать единицу своего товара.

  1. Тарифы

Тариф – система ставок платы  за определенные производственные, а  также непроизводственные услуги, которые  предоставляются предприятиям, фирмам, организациям, учреждениям, населению и др.

  1. Льготы

Льготы – особые преимущества и  дополнительные права, которые могут  быть предоставлены определенным категориям граждан или отельным предприятиям, заключающиеся в полном или частичном освобождении от установленных правил, обязанностей или облегчении условий их выполнения.

  1. Субсидии

Субсидия – вид пособия, предоставляемый  государством  в денежной или  натуральной форме на безвозмездной  основе.

  1. Компенсации

Компенсация – это возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга, вознаграждение8.

Более подробное и системное  рассмотрение тарифов, цен, льгот, субсидий и компенсаций как основных средств  регулирования национального рынка  представлено во второй главе.

 

Выводы по первой главе

  1. Рынок – это совокупность экономических отношений производств и обмена товаров при помощи денег; форма организации хозяйства, обеспечивающая боле эффективное решение экономических проблем.
  2. Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия продавцов и покупателей товаров и услуг по поводу установления цен, объема производства и его структуры.
  3. Основные элементы рыночного механизма – конкуренция, цена, спрос и предложение, государственное регулирование.
  4. Государственное регулирование рынка — это вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного положительного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении,  а также с целью решения социальных проблем.
  5. Основные средства государственного регулирования национального рынка:

Информация о работе Роль цен тарифов льгот субсилдий и компенсаций в регулировании рынка