Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5

1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5

1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14

2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22

2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22

2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24

3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.doc

— 238.00 Кб (Скачать документ)

      Таким образом, общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  1. Получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;
  2. Устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  3. Возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли[25].

    Если  говорить о сфере действия ВТО, то в соответствии с Соглашением  она ставит своей основной задачей  создавать общие институциональные рамки для торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и другим правовым документам, включенным в приложения к Соглашению о создании ВТО.

    Всемирная торговая Организация выполняет  следующие функции: 

     1. ВТО  содействует выполнению,  администрированию и реализации положений и достижению целей настоящего  Соглашения  и  многосторонних торговых соглашений,  а  также  является  механизмом  для  выполнения, администрирования и  реализаций  Торговых  соглашений  многостороннего характера;

     2. ВТО  обеспечивает  проведение  переговоров  между  ее  Членами относительно их торговых взаимоотношений. По решению Конференции   министров   ВТО  может  обеспечивать  проведение переговоров между ее Членами  по  иным  вопросам,  а  также  создавать организационный механизм для юридического оформления результатов таких переговоров;

     5. С целью  достижения  большей   согласованности  в  формировании глобальной экономической   стратегии   ВТО  взаимодействует,  по  мере необходимости с МВФ и МБРР[1].

      6. Обеспечение составления периодических обзоров торговой политики стран-членов ВТО;

      7. Обеспечение   рассмотрения   споров    и    конфликтных ситуаций между членами ВТО[25].

    Организационная структура выглядит следующим образом.

    Высшим  органом ВТО является Конференция  Министров. На настоящий момент было проведено 7 конференций:

1. Сингапур (декабрь 1996г.). Были созданы 4 рабочие группы – по прозрачности государственных закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как «Singapore issues»;

2. Женева (май 1998г.).

3. Сиэтл (ноябрь 1999г.). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия между развитыми и развивающимися странами (в отношении сельского хозяйства). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001г.);

4. Доха, Катар (ноябрь 2001г.). Было одобрено вступление КНР в ВТО;

5. Канкун (сентябрь 2003г.). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных сельскохозяйственных производителей (в первую очередь в ЕС и США). Однако переговоры к успеху не привели;

6. Гонконг (декабрь 2005г.). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию сельского хозяйства к 2006г. Повестка данной конференции включала в себя:

 •  Дальнейшее снижение таможенных  пошлин;

 •  Требование прекратить прямое субсидирование сельского хозяйства;

 •  Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП;

 •  «Singapore issues» – требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций, конкуренции, государственных закупок и содействия развитию торговли.

7. Женева (ноябрь 2009г.). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров[39].

    В подчинении Конференции Министров находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

    Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

    Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994г. в сфере торговли товарами.

    Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

    Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления  контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

    Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

    Секретариат ВТО, который также базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более тридцати[28].

    Присоединение к ВТО происходит на условиях,  согласованных между страной, подавшей заявку на присоединение к ВТО, и ВТО. Процедура присоединения к ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет[28].

  ВТО представляет собой сложный и разветвленный механизм, в котором участвуют сотни переговорщиков, экспертов в различных областях экономики и права, и который находится в постоянном движении и развитии. Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний. ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров[27].

    Подводя итог, следует подчеркнуть, что система  ГАТТ/ВТО занимает центральное место  в регулировании системы международных  экономических отношений, а устанавливаемые  ГАТТ/ВТО нормы являются, по существу, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любая страна обрекает себя на положение «аутсайдера» в международной торговле, ибо к ней не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к системе ГАТТ/ВТО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВТО И ЕЕ РОЛЬ  В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1 Всемирная торговая  организация и  мировая экономика

    Начало 21 века несет в себе как новые  тенденции, направления и формы  развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями глобального масштаба. Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО[24].

    Можно сказать, что на протяжении 50 лет  деятельности ГАТТ/ВТО в значительной мере была преодолена тенденция к  усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами. Результатом явился динамичный рост международной торговли (1948-2000гг.), мировой экспорт товаров увеличился более чем в 18 раз (с 346-6346 млрд. долл.). Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%)[21].

    Однако  к началу 21 века ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств - новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира.

    Не  случаен в связи с этим и  тот факт, что именно ВТО оказывается  одним из основных объектов критики  со стороны антиглобалистов.

    Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению «глобального мирового дохода» в пользу стран «золотого миллиарда», открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира[31].

    Пример  Китая, вступившего в ВТО в конце 2001г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в так называемый Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности[29].

Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли