Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:09, курсовая работа
Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5
1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5
1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14
2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22
2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22
2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24
3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...43
Таким образом, общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
Если
говорить о сфере действия ВТО, то
в соответствии с Соглашением
она ставит своей основной задачей
создавать общие
Всемирная торговая Организация выполняет следующие функции:
1. ВТО содействует выполнению, администрированию и реализации положений и достижению целей настоящего Соглашения и многосторонних торговых соглашений, а также является механизмом для выполнения, администрирования и реализаций Торговых соглашений многостороннего характера;
2. ВТО обеспечивает проведение переговоров между ее Членами относительно их торговых взаимоотношений. По решению Конференции министров ВТО может обеспечивать проведение переговоров между ее Членами по иным вопросам, а также создавать организационный механизм для юридического оформления результатов таких переговоров;
5. С целью достижения большей
согласованности в
6. Обеспечение составления периодических обзоров торговой политики стран-членов ВТО;
7. Обеспечение рассмотрения споров и конфликтных ситуаций между членами ВТО[25].
Организационная структура выглядит следующим образом.
Высшим органом ВТО является Конференция Министров. На настоящий момент было проведено 7 конференций:
1. Сингапур (декабрь 1996г.). Были созданы 4 рабочие группы – по прозрачности государственных закупок; содействия развитию торговли (таможенные вопросы), торговли и инвестиций; торговли и конкуренции. Эти группы также известны как «Singapore issues»;
2. Женева (май 1998г.).
3. Сиэтл (ноябрь 1999г.). За неделю до начала конференции не было согласия о перечне вопросов, подлежащих обсуждению, а также были очевидны нарастающие разногласия между развитыми и развивающимися странами (в отношении сельского хозяйства). Предполагалось, что конференция станет началом нового раунда переговоров, но планы были сорваны плохой организацией и уличными протестами. Переговоры были сорваны и перенесены в Доху (2001г.);
4. Доха, Катар (ноябрь 2001г.). Было одобрено вступление КНР в ВТО;
5. Канкун (сентябрь 2003г.). 20 развивающихся стран во главе с КНР, Индией и Бразилией выступили против требования развитых стран принять «Singapore issues» и призвали их отказаться от субсидирования национальных сельскохозяйственных производителей (в первую очередь в ЕС и США). Однако переговоры к успеху не привели;
6. Гонконг (декабрь 2005г.). Конференция отметилась многочисленными акциями протеста южнокорейских фермеров. На конференции предполагалось завершить Дохийский раунд по субсидированию сельского хозяйства к 2006г. Повестка данной конференции включала в себя:
•
Дальнейшее снижение
• Требование прекратить прямое субсидирование сельского хозяйства;
• Отдельное требование к ЕС относительно ЕСХП;
• «Singapore issues» – требование к развитым странам ввести более прозрачное законодательство в сфере инвестиций, конкуренции, государственных закупок и содействия развитию торговли.
7. Женева (ноябрь 2009г.). На данной конференции министры ретроспективно рассмотрели проделанную ВТО работу. Согласно распорядку, на конференции не проводились переговоры по Дохийскому раунду переговоров[39].
В подчинении Конференции Министров находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994г. в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который также базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более тридцати[28].
Присоединение к ВТО происходит на условиях, согласованных между страной, подавшей заявку на присоединение к ВТО, и ВТО. Процедура присоединения к ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет[28].
ВТО представляет собой сложный и разветвленный механизм, в котором участвуют сотни переговорщиков, экспертов в различных областях экономики и права, и который находится в постоянном движении и развитии. Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний. ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров[27].
Подводя
итог, следует подчеркнуть, что система
ГАТТ/ВТО занимает центральное место
в регулировании системы
2. ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика
Начало 21 века несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями глобального масштаба. Существенную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО[24].
Можно сказать, что на протяжении 50 лет деятельности ГАТТ/ВТО в значительной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами. Результатом явился динамичный рост международной торговли (1948-2000гг.), мировой экспорт товаров увеличился более чем в 18 раз (с 346-6346 млрд. долл.). Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%)[21].
Однако к началу 21 века ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств - новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира.
Не случаен в связи с этим и тот факт, что именно ВТО оказывается одним из основных объектов критики со стороны антиглобалистов.
Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению «глобального мирового дохода» в пользу стран «золотого миллиарда», открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира[31].
Пример Китая, вступившего в ВТО в конце 2001г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в так называемый Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности[29].
Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли