Роль государства в формировании рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание

В переходный период роль государства должна принципиально измениться по отношению к экономике — оно должно исключить функции прямого вмешательства в экономические процессы, отношения и системы. Предметом деятельности государства должны стать следующие группы основных функций: законотворческая; предпринимательская; международная.
Вместо этого главной задачей государственного аппарата становится защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, проведение антимонопольной политики, содействие конкуренции на рынках, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты населения, регулирование основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств связи и др.

Работа состоит из  1 файл

экономика.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Роль государства  в формировании рыночных структур

 

В переходный период роль государства должна принципиально  измениться по отношению к экономике  — оно должно исключить функции  прямого вмешательства в экономические  процессы, отношения и системы. Предметом  деятельности государства должны стать следующие группы основных функций: законотворческая; предпринимательская; международная.

 

Вместо этого главной  задачей государственного аппарата становится защита и обеспечение  возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, проведение антимонопольной политики, содействие конкуренции на рынках, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты населения, регулирование основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств связи и др.

 

Государство и законодательная  власть. Для реализации законотворческих функций государства необходимы разработка законов и механизмов их реализации как основное условие  установления «правил игры» на цивилизованном рынке, когда все предприятия конкурируют на рынке друг с другом на равных условиях. Это создает главное — условия конкуренции.

 

Государство и предпринимательство. Предпринимательская группа функций  государства включает в себя разнообразные  формы экономической деятельности с участием государства. Среди них: государственная собственность, участие государственного капитала в различных предприятиях (например, в акционерных обществах), реализация интересов государства в различных формах и методах (например, участие государства в комплексных целевых программах, в инвестировании нововведений и т.п.).

 

Государство и международная  деятельность. Государственное регулирование  инвестиционной деятельности осуществляется в разных формах, например: в форме  займов государства в иностранных  банках или прямой поддержки иностранных инвесторов; организация привлечения иностранного капитала в национальную экономику и соответствующая система государственных гарантий его безопасности.

 

 

 

Сущность предпринимательства

 

1. Что такое предпринимательская деятельность? Определение предпринимателя.

 

 

Предпринимательство  (предпринимательская  деятельность)  всегда

являлась одним из важнейших  предметов  экономической  науки,  поскольку

именно предприниматель  является  главным  действующим  лицом  рыночного

хозяйства.

 

Мы  сможем  лучше  понять  сущность  предпринимательства,   если

рассмотрим поведение  предпринимателя с разных сторон - с  экономической,

управленческой и личностной. Исследователи XX в. особое внимание уделяли

личностным и социальным характеристикам предпринимателя, что нашло  свое

отражение в  следующих  суждениях:  «Практически  во  всех  определениях

предпринимателя и  предпринимательства  речь  идет  о  таком  поведении,

которое включает  в  себя,  во-первых,  элемент  инициативы,  во-вторых,

организацию и реорганизацию  социально-экономических  механизмов,  с  тем

чтобы суметь с  выгодой  использовать  имеющиеся  ресурсы  и  конкретную

ситуацию, и, в-третьих, взятие  на  себя  ответственности  за  возможную

неудачу, т.е. готовность рисковать». « С точки зрения  экономиста,

предприниматель - это  тот, кто соединяет  средства,  труд,  материалы  и

т.д. таким образом, что  их совокупная стоимость возрастает. При этом  он

вносит  изменения,  осуществляет  инновации  и  преобразует   заведенный

порядок. С  точки  зрения  психолога,  предприниматель  -  это  человек,

которым движут определенные мотивы - например, желание добиться  чего-то

в  жизни,  попробовать  что-то  новое,   самоутвердиться   или   обрести

самостоятельность... С  точки зрения других  предпринимателей,  он  может

представлять угрозу, быть опасным соперником, или, наоборот,  партнером,

поставщиком, покупателем  или просто человеком с  интересными  идеями,  в

которого  не  жалко  вложить  деньги...  С  точки  зрения  политэконома,

предприниматель - это человек, который умножает не  только  свое,  но  и

национальное  богатство,  кто  находит  способы  лучшего   использования

ресурсов,  снижения  потерь,  кто  создает  новые   рабочие   места».

 

«Предпринимательство - это  динамичный  процесс  наращивания  богатства.

Богатство создается  теми,  кто  больше  всех  рискует  своими  деньгами,

имуществом, карьерой, кто  не жалеет  времени  на  создание  собственного

дела, кто предлагает покупателям новый товар или  услугу. Этот товар  или

услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное  чтобы

предприниматель сумел  придать им новое качество, увеличить  их  ценность,

затратив на это необходимые  силы и средства».

 

Каждое  из  этих  определений  рассматривает  предпринимателя  под

разным углом зрения, однако все они включают такие  понятия, как новизна,

организаторский  талант,  творческое  начало,  умножение   богатства   и

готовность рисковать. И все же каждое из этих  определений  ограничивает

сферу предпринимательства, хотя на  самом  деле  предпринимателей  можно

найти во всех областях - в образовании, медицине, науке,  юриспруденции,

архитектуре,   в   сфере   производства,   социальной    сфере,    сфере

распределения. Поэтому  здесь можно дать следующее  определение,  которое

охватывает все типы предпринимательского поведения:  предпринимательство

- это процесс создания  чего-то нового, обладающего  ценностью;  процесс,

поглощающий время и  силы, предполагающий принятие  на  себя  финансовой,

моральной, социальной ответственности; процесс, приносящий в результате

денежный доход и  личное удовлетворение достигнутым.

 

Жизнь человека, который  решает  начать  собственное  дело,  полна

надежд,  разочарований,  беспокойств  и   упорного   труда.   При   этом

вероятность потерпеть  неудачу очень велика - не  будет  спроса,  слишком

сильной  окажется  конкуренция  или   просто   не   удастся   заручиться

необходимой финансовой поддержкой.

 

 

 

Итак, предпринимательство - это  осуществление  смелых,  важных  и

трудных проектов. Предпринимательство - это готовность добровольно брать

на себя весь риск, связанный  с  реализацией  новых  идей.  Это  попытки

придумать и сделать  что-то новое или улучшить уже  существующее.

Предпринимательство часто  связывают с понятием «бизнес», хотя  эти

слова имеют разный смысл. Синонимы слова «бизнес» - коммерция, торговля,

отрасль, фирма, деловая  активность.

 

Предпринимательская  же   деятельность   -   это   прежде   всего

интеллектуальная  деятельность  энергичного  и  инициативного  человека,

владея полностью  или  частично  какими-либо  материальными  ценностями,

использует  их  для  организации  бизнеса,  которым  управляет.   Именно

предпринимательство,  которое  ассоциируется  с  понятиями   «динамизм»,

«инициатива», «смелость», обращает в  реальность многие смелые идеи.

 

 

Фирма

 

Фирма (firm) – самостоятельно действующая организация, использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли. Является одним из трех основных субъектов рыночного хозяйства (наряду с домохозяйством и государством).

 

Наряду с наиболее общепринятым есть и более широкое определение  фирмы, предложенное американским экономистом  Рональдом Коузом. Оно гласит: фирма – это такая организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. При таком подходе фирмами можно называть любых экономических субъектов.

 

Без фирм невозможно представить  себе экономический круговорот –  обмен товарами и услугами в рыночном хозяйстве 

 

 

Рис. 1.

 

Р.Коузу принадлежит  наиболее популярное в современной  экономической теории объяснение, почему люди объединяются в фирмы, отказываясь от части экономической свободы, вместо того чтобы хозяйствовать самостоятельно. Дело в том, что заключение договоров со множеством партнеров (продавцами сырья, покупателями готовых товаров, инвесторами, техническими консультантами, государственными чиновниками и т.д.) потребовало бы от самостоятельного индивида очень высоких затрат на переговорный процесс. Такие затраты Коуз назвал трансакционные издержками. Предоставляя некоему авторитетному лицу (предпринимателю) право централизованно управлять ресурсами, можно эти трансакционные издержки сильно сократить.

 

Другое объяснение причин возникновения фирм делает акцент на развитие разделения труда. Поскольку  одни люди более склонны к исполнительскому труду, а у других есть хорошие способности руководить, то их объединение в единой организации позволяет сильно повысить общий уровень производительности труда.

 

 

 

Фирмы и их виды

 

 

Исторический опыт хозяйствования породил множество типов фирм, отражающих различные формыи способы привлечения и использования капитала. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: виду хозяйственной деятельности, виду субъекта и права собственности, национальной принадлежности капитала, масштабам деятельности и количественным критериям.

 

По виду хозяйственной  деятельности и характеру совершаемых операций распознают фирмы промышленные, торговые, страховые, инжиниринговые, консалтинговые, аудиторские, специализирующиеся в области транспорта, связи, а также проводящие операции с наличностью, недвижимым имуществом, ценными бумагами и др.

 

Во всех индустриальных странах с развитым рыночным хозяйством самые крупные по объему суммарных продаж – промышленные фирмы, а самые многочисленные – группы фирм, функционирующих в сфере научно-исследовательских, информационных, консалтинговых и иных видов услуг. Среди них значительна доля инжиниринговых фирм, представляющих различные инженерно-технические услуги, связанные с проектированием, строительством и вводом в действие технически сложных объектов, разработкой новых и усовершенствованием ранее освоенных технологий и проч.

 

Для всех стран с рыночной экономикой характерно большое количество фирм, занятых торговлей (внутренней и внешней). Это могут быть фирмы оптовой и розничной торговли, торгово-посреднические, экспортно-импортные и др. Торговые фирмы могут входить в режим сбыта крупных промышленных компаний или действовать как самостоятельные субъекты. Прибыль таких фирм образуется за счет разницы между ценами закупаемых и продаваемых товаров, а также как вознаграждение за услуги по продвижению товаров на рынки. Для крупных торговых фирм характерно сочетание коммерческой деятельности с операциями по доработке (сортировке, расфасовке, упаковке), перевозке, страхованию закупаемых и реализуемых товаров.

 

Транспортные фирмы  осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Обычно они специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем отличаются судоходные, автомобильные, железнодорожные и авиационные фирмы.

Фирмы могут классифицироваться не только по конкретному виду, но и по степени охвата видов хозяйственной деятельности. Возможно разграничение фирм на моноотраслевые и диверсифицированные (многоотраслевые).

Различают два типа диверсифицированных  фирм. Относящиеся к первому типу при всем многообразии сфер деятельности сохраняют достаточно выраженное профилирующее производство (основную специализацию).По организационной структуре такие фирмы, как правило, представляют собой концерны.

 

Второй тип диверсифицированных  фирм – так называемые конгломератные фирмы. В отличие от фирм первого типа в них отсутствует доминирующее отраслевое ядро, т. е. профилирующее производство. Здесь сосредоточиваются виды хозяйственной деятельности, не имеющие никаких производственных или функциональных связей. Цели конгломератов не направлены на повышение эффективности, они часто спекулятивные (например, получение дополнительной прибыли посредством игры на курсах акций). Конгломераты живут ровно столько, сколько времени удается обеспечивать высокую норму доходности капитала путем приобретения быстрорастущих фирм, а также ликвидации малорентабельных филиалов и отделений. В противном случае они либо распадаются, либо изменяют свою стратегию. Последнее означает концентрацию усилий на производстве одного какого-либо продукта и превращение ранее конгломератной структуры в диверсифицированную фирму первого типа.

 

По признаку субъекта права собственности все фирмы, а точнее, закрепленное за ними имущество, могут находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом исключение решающего участия государства в реализации имущественных прав приближает фирму к тому, чтобы называться частной. В рамках частного предпринимательства имеют место индивидуальная и групповая формы собственности и, соответственно, три основных типа фирм:

1) единоличные владения, характеризующиеся непосредственным соединением функций владения собственностью и управления;

2) товарищества, которыми на паях владеют два лица и более, особенностями которых являются специализация функций управления и неограниченная ответственность совладельцев за деятельность партнеров;

3) общества, где существует отделение функций управления от функций собственности, но уже при ограничении ответственности за деятельность фирмы.

 

 

 

 

 

С точки зрения национальной принадлежности капитала и масштабов деятельности все фирмы могут быть классифицированы как национальные либо транснациональные. Транснациональные корпорации (ТНК) – это, как правило, крупные концерны, для которых характерна международная диверсификация деятельности.

 

По количественному критерию фирмы  принято подразделять на крупные, средние и мелкие предприятия или так называемый малый бизнес. Критериями при этом могут быть: объем продаж, величина собственного капитала фирмы, численность работающих. Использование перечисленных критериев в комплексе позволяет получить более достоверную оценку «размеров» фирмы, чем при применении одного из них. Вместе с тем в связи с особым положением малого бизнеса в рыночной экономике и существующей не только в России, но и в других странах системы государственных мер, обеспечивающих его поддержку, принято устанавливать численность работающих в качестве критерия, ограничивающего группу предприятий. В современных условиях сочетание крупных, средних и мелких предприятий определяет не только структурное разнообразие рыночного хозяйства, но и предпосылки и условия его развития.

Информация о работе Роль государства в формировании рыночных структур