Роль государства в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Например, эксперты Всемирного банка, изучавшие в течении нескольких лет взаимодействие экономики и государства, пришли к выводу: государство, хотя и не может непосредственно усилить экономический рост, тем не менее от него зависят правила игры, которые позволят развиваться рынку и поднять благосостояние народа. Для обеспечения данной цели, государству необходимо: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.

Работа состоит из  1 файл

ref-23374.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

II вариант развития  экономики в 2006-2008 годах предусматривает  следующие тенденции:

  • рост доли валового накопления в ВВП с 23% в 2006 году до 26,8% к 2008 году, усиление инвестиционной составляющей экономического роста, сближение уровня национальных сбережений и накоплений;
  • увеличение доли отечественных производителей в структуре роста внутреннего спроса с 61,1% до 67,2%, несмотря на сохранение опережающей динамики импорта;
  • адаптация экономики к укреплению рубля (предполагается, что к концу 2007 года реальный эффективный курс рубля практически вернется к предкризисному уровню 1997 года) за счет повышения неценовой конкурентоспособности;
  • увеличение доли обрабатывающих отраслей в структуре производства с 47,8% до 50,3% за счет сохранения высоких темпов развития обрабатывающих отраслей, а также в результате значительного замедления роста в топливно-сырьевом секторе, вслед за замедлением роста экспорта;
  • сокращение отставания роста производительности труда от роста заработной платы;
  • сохранение опережающего роста доходов населения по сравнению с динамикой производства, что, вместе с замедлением роста экспортных доходов, приведет к перераспределению доходов в пользу населения и относительному сокращению валовой прибыли предприятий;
  • динамичное наращивание потребительского спроса за счет устойчивого увеличения доходов населения и снижения уровня бедности при сближении темпов роста розничной торговли и платных услуг населению.

Одновременно  ряд проблем, решение которых  выходит за рамки прогнозного  периода, будут сдерживать развитие экономики. Прежде всего, это отток  капитала и высокая зависимость  финансовой системы и производства от внешней конъюнктуры, сохранение технологической отсталости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог курсовой работы по теме «Экономические функции государства в экономике  и инструменты их реализации», хочу отметить, что в своей деятельности государство достигает множества целей, среди которых прежде всего следует выделить экономическую эффективность и социальную справедливость. Кроме того, особенно в ХХI веке в качестве важнейшей цели выступает обеспечение экономической и социальной стабильности.

Функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность. Осуществляя конкретные функции государство может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние.

Объекты государственного регулирования  экономики - это сферы, отрасли и  регионы, в которых возникли или  могут возникнуть проблемы, не разрешаемые  с помощью конкурентного рыночного  механизма. В соответствии с объектами  выделяются и направления государственной экономической политики: социальная, структурная, антициклическая, инвестиционная, территориальная, внешнеэкономическая, валютная, политика занятости.

Для осуществления той  или иной политики государство может  использовать различные средства. Инструменты государственного регулирования экономики можно подразделить на прямые и косвенные. Инструменты прямого воздействия на экономику прежде всего связаны с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов либо в форме законодательного регулирования, либо в форме так называемого экономического и социального регулирования, предполагающего установление государством цен на товары и услуги, пределов изменения заработной платы, объемов производства, требований к используемым технологиям производства, стандартам качества продукции. Крайняя степень прямого государственного вмешательства в экономику применяется в процессе национализации при передаче соответствующих объектов из частной в государственную собственность. Косвенные инструменты государственного воздействия подразделяются на кредитно-денежные и бюджетные. Последние связаны с формированием доходов, прежде всего за счет налоговых поступлений, расходов, включая предоставление субсидий предприятиям и трансфертов населению, а также управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. АндреевВ. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция.- 1997.-№2.
  2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие- М.: Юристъ, 2001.
  4. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики. / Научный доклад. - М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
  5. Журнал "Менеджмент в России и за рубежом"№3, 2001.
  6. Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996.
  7. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник, под редакцией А.Г. Грязновой; Н.Н. Думной.- М.: КНОРУС, 2004.
  8. Официальный сайт правительства России www.government.ru
  9. Пути развития экономики России: теория и практика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. Покидченко М.Г.; Сперанская Л.Н.; Дробышевская Т.А.
  10. Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
  11. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов, под редакцией В.Д. Камаева. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

1 См.: Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 1995.

2См.: Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996.

3См.: Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 1997. — №2.


Информация о работе Роль государства в экономике страны