Роль государства в экономике,функции и пределы государственного регулирования и роль государства в кризисной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение государственного и рыночного регулирования и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического aлиберализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ...docx

— 104.12 Кб (Скачать документ)

 

 

Введение

Проблема  государственного вмешательства в  экономику является,  по всей видимости,   одной из основных  для любого современного государства,  причем независимо от того, рыночная ли это  экономика или же распределительная.  Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере  экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение  государственного  и рыночного  регулирования и границы и  направления государственного вмешательства,  существует достаточно широкий  спектр  теоретических  воззрений и соответствующих  им практических подходов - от полного  государственного монополизма в  управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического aлиберализма, когда утверждается,  что эффективной может быть  только  экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных,  например  китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов,  так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

Разновидность хозяйства,  в котором существовала  крайне  высокая степень государственного монополизма,  была построенная в  нашей стране - централизованно управляемая  экономика.  В ее основе лежало планирование,  т.е. централизованное решение вопросов о том,  в каком количестве и  что производить,  какие при  этом  должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и  капитал, какова должна быть оплата труда  и т.д.  Здесь о регулировании  говорить не приходится:  государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещении всего  многообразия  форм собственности  и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой  централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже  в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия  экономических  субъектов  расписываются  на пять лет вперед,  оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям. 

Остается  рыночный путь развития.  Однако, в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать свое влияние.  Перед государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и  права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной  экономике. По моему мнению, государство  должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

       Недооценка экономической роли  государства, как свидетельствует  опыт первых лет реформирования  экономики России, по¬рождает негативные  последствия.

В курсовой работе рассмотрим роль государства  в  экономике,функции и  пределы

государственного  регулирования и роль государства  в кризисной экономике России.

1. Исторические  моменты влияния и роли государства  в экономике.

 

1.1 Роль государства  в формировании и развитии  западного капитализма.3

Развитие капитализма  сопровождалось созданием множества  мифов. Один из таких мифов был  развит либеральными мыслителями. Он обосновывал  ограниченное, пассивное участие  государства в экономической  сфере. Классический либерализм XIX века отводил государству чисто служебные  функции контроля над соблюдением  законов и допускал необходимость  насилия для их исполнения. Однако к началу XXI века - вопреки процессам глобализации и  локализации - роль государства заметно усилилась, а его функции существенно разнообразились. На повестке дня стоит формирование сильных государств, способных обеспечить суверенность и сохранить порядок в глобальном мире.

           Фундаментом либерального подхода была европейская концепция свободы. Европейское движение за высвобождение человека от гнета церкви и феодалов блестяще завершилось Декларацией прав человека. Отныне отношения между гражданами и государством складывались на основе единой для обеих сторон правовой системы, которая ограничивала законом, как поведение граждан, так и власть государства над личностью. .В итоге государство перестало казаться воплощением метафизической силы, стоящей над людьми.

            Самую мощную идейную поддержку либеральные идеи получили в лице идеологов свободного саморегулирующегося рынка. При этом рыночная экономика понималась как эволюционирующая естественным образом подсистема общества, которая наиболее эффективно развивается при отсутствии внешних воздействий. Как писал Джон Мейнард Кейнс: «Философская доктрина, логически отрицающая право правительства на какое-либо вмешательство, равно как и вера в то, что ни в каком вмешательстве нет необходимости, были дополнены научными доказательствами нецелесообразности такого вмешательства»1В конечном счете экономический либерализм свелся к трем догмам - свободного рынка труда, свободной торговли и свободного рынка финансов, в основу которого должен быть положен золотой стандарт.

               Однако в реальной политике  западных государств происходили  события, прямо противоположные  академическим теориям2. Либеральные правительства сотворили из этих трех догм подобие символа веры, но сами вопреки либеральной теории участвовали в формировании свободных рынков. Карл Поланьи в связи с этим отмечает: «Дорога к свободному рынку была открыта и оставалась открытой благодаря громадному росту интервенционистских мер, беспрестанно организуемых и контролируемых из центра. Сделать «простую и естественную свободу» Адама Смита совместимой с требованиями человеческого общества оказалось весьма сложной задачей»1. Парадокс заключался в том, что экономика laissez-faire сама была продуктом активной государственной политики. Однако теоретические положения либерализма предписывали государству минимальное вмешательство. В своей предыдущей статье в данном журнале я отмечал, что становление западного капитализма происходило отнюдь не эволюционным путем, а, напротив, при самых решительных мерах со стороны государства3.

Таким образом, к середине XX века либеральный проект, не оставлявший места государству в регулировании экономики, опиравшийся на мощную поддержку со стороны экономистов, ими же стал разрушаться изнутри. Саморегулирующийся рынок - основная догма либерализма - предстал как абстракция, годная лишь для идеальных условий бескризисного капитализма. В реальности государство выступало необходимым элементом хозяйственной жизни, позволяющим экономике уйти от системных кризисов. Хотя аргументация Хайека и австрийской школы всегда напоминает о сложности в установлении границ государственной и плановой экономик.                        Уже к концу ХХ века ведущие политологи стали говорить о необходимости сильного государства как важного фактора для национальных экономик и позитивного фактора для всего мирового сообщества в целом. В этом смысле симптоматично звучит один из выводов в книге Френсиса Фукуямы «Сильное государство»: «Для отдельных обществ и для мирового сообщества уничтожение государства - это прелюдия не к утопии, а катастрофе»4.

1.2 Целерациональные  системы капитализма.

 

Государство при капитализме  обладает множеством функций, не имеющих  отношения к экономике. Однако экономический  рост - безусловно, одна из главных забот  государства. Поэтому без усилий государства экономический либерализм не мог бы появиться.

              В XX веке государство корректировало  результаты возвышения экономики,  подъема системы техники и  технократии, само при этом  попадая под рационализирующее  воздействие техники даже больше, чем в свое время - под влияние  экономики. Государство становилось  изобретателем социальных технологий  для поддержания своего господства  внутри страны. Оно было вынуждено  предотвращать социальные и другие  системные риски.

В условиях глобализации забота государства, с одной стороны, - самосохранение и адаптация к появлению многих негосударственных политических факторов, к угрозам однополярного доминирования  в глобальном мире; с другой стороны, - обеспечение роста национальных экономик и поддержания их конкурентоспособности  в глобальной экономике.

Роль государства никогда  не была полностью целерациональной. Однако, говоря словами Пушкина, государство  продолжает оставаться «единственным  европейцем» в динамично меняющемся мире в том случае, когда само не теряет качеств цивилизованности.

 

2. Место государства в  современной экономической системе  (российский и зарубежный опыт).

2.1 Государство – это субъект  управления.

 

Вопрос о месте и  роли государства в современной  экономике является одним из центральных  как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению  данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов  относительно минимальной роли государства  в регулировании экономики. С  другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного  вмешательства государства в  рыночные процессы. Дать однозначный  ответ на вопрос об оптимальных масштабах  государственного регулирования очень  сложно. В истории разных стран  были периоды превалирования как  первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство  – это субъект управления, который  обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Выступая как представитель  общества в целом, оно устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и  осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство  является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения5. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства  в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его  взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования  экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат  действия свободных рыночных сил  не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное  вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования  ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются  “провалами” рынка. Обычно к их числу относятся:

1. Принятие законодательства  и контроль за его исполнением,  обеспечение соблюдения прав  собственности и договорных обязательств;

2. Предоставление так  называемых “общественных благ”,  распределения ресурсов для их  производства. Для общественных  благ характерны два свойства:

  • во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
  • во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного  блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому  члену общества независимо ни от размера  уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;

3. Наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

4. Несовершенная конкуренция  и информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок  сам по себе не может ограничить  процесс возникновения монополий,  задача его регулирования возлагается  на государственных структуры;

5. Перераспределения в  целях обеспечения социально-экономической  справедливости. Рыночное распределение  доходов может порождать большее  социальное неравенство, чем это  желательно для общества. Следовательно,  задачей государственного регулирования  является обеспечение достойного  уровня жизни для тех слоев  населения, которые имеют недостаточные  доходы в рамках рыночной системы  или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. Регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны.

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах  влияние государства на экономику  широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка6.

Информация о работе Роль государства в экономике,функции и пределы государственного регулирования и роль государства в кризисной экономике России