Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 21:27, реферат
Постановка проблемы. Как известно, на долю субъектов малого и среднего бизнеса приходится немалая часть ВВП в экономике развитых стран. Соответственно, от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, а значит поддерживать предпринимателей сегодня жизненно необходимо.
УДК 330.117:336.77:339.178.4 (477)
Середа Виктория Викторовна
Роль
государства в системе
Постановка проблемы. Как известно, на долю субъектов малого и среднего бизнеса приходится немалая часть ВВП в экономике развитых стран. Соответственно, от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, а значит поддерживать предпринимателей сегодня жизненно необходимо. В тоже время, остается актуальным вопрос кредитования субъектов малого бизнеса, упрощение их доступа к финансовым ресурсам банковской системы.
Степень изученности. Данный вопрос исследуется ученными и практиками, однако кредитование малого бизнеса остается на низком уровне, поэтому проблема требует дополнительного изучения.
Целью данной статьи является изучение возможности государственного стимулирования кредитования банками малого бизнеса в Украине.
Основная часть. Малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономично решать проблемы реструктуризации экономики, формирование и насыщение рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Становится очевидным тот факт, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом. Наиболее важным вопросом является интерес банков в финансировании малого бизнеса. Обычно банки реагируют на спрос заемщиков в кредитах, создавая предложение. Однако, с кредитованием малого бизнеса это не происходит. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.
В принципе, кредитование выгодно обеим сторонам: малому бизнесу необходимы кредиты, а банкам необходимы объекты для кредитных вложений. Однако, перед предпринимателем, желающим взять кредит, стоит ряд проблем. Исходя из опыта заемщиков-бизнесменов, можно выявить следующие причины, из-за которых получение кредита становится бессмысленным:
Это те проблемы, которые пугают предпринимателей в самой процедуре кредитования. Помимо этого у предпринимателей немало своих внутренних проблем, которые также затрудняют получение банковских кредитов:
Общей проблемой является низкая информированность предпринимателей о существующих программах и льготах при оформлении кредита. Это является достаточно важным барьером, при выборе финансового источника для предпринимателя. Однако к любой проблеме нужно подходить с рассмотрения обеих, заинтересованных в ней, сторон.
Для банков кредитование малого бизнеса также сопряжено с рядом проблем. На первое место все банки ставят проблему риска. Риск недостаточного залогового обеспечения, отсутствия необходимой кредитной истории, отсутствия достаточной юридической ответственности и четкой бухгалтерии малого предприятия. Однако основной и самой главной проблемой кредитования малого бизнеса на данном этапе развития является проблема залога.[1]
Важным ключом к решению всех проблем банковского кредитования малого бизнеса является роль государства и его финансовая поддержка в этой системе. Необходимость в финансовых ресурсах - это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. Поэтому государство, как основа развития национальной экономики, должно оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.
Государственная
финансовая поддержка малого бизнеса
включает, в первую очередь, налоговые
и кредитные методы влияния на данный
сектор экономики. Цель государственной
поддержки бизнеса – создание равных
условий для всех объектов хозяйствования,
занятых в сфере бизнеса, а также выравнивание
предпринимательских структур по сравнению
с другими сферами общественного производства.
Особенно в такой поддержке нуждается
мелкий и средний бизнес. Как удостоверяет мировой
опыт, взвешенная, дифференцированная
налоговая и денежно-кредитная политика
осуществляет решающее влияние на формирование
и последующее развитие субъектов малого
бизнеса. Реальные трудности с финансированием,
являются самой главной проблемой сегодня
для малого бизнеса Украины.
Отсутствие достаточного капитала у большинства
населения, сложность, невыгодность, а
кое-где и невозможность получить заимообразные
средства тормозят развитие малого бизнеса.
Следовательно, задача государства - создавать
предпосылки, которые стимулируют вложение
средств в этот сектор экономики. Поддержка
со стороны государства может осуществляться
двумя путями: помощью в формировании
капитала для открытия предприятия и
обеспечением благоприятных условий для
последующего развития функционирующих
малых предприятий.
На наш взгляд, финансово-кредитная помощь малому бизнесу может состоять в стимулировании коммерческих банков к предоставлению займов, путем применения налоговых льгот на процентные доходы от таких кредитов а также, предоставления государственной гарантии возврата таких займов. Также возможна переориентация бюджетных средств, направляемых на финансово-кредитную поддержку малого сектора экономики, за счет прямого обеспечения финансовыми ресурсами на формирование фондов для предоставления услуг с целью стимулирования процессов кредитования малого предпринимательства.
На доступность финансирования влияет система обеспечения ссуд, подобная той, которая действует в других странах. Правительство может способствовать предоставлению частным сектором ссуд предприятиям, которые нуждаются в этом, гарантируя возвращение ссуды в случае их неплатежеспособности. Таким образом, правительство уменьшает риск для заимодателя и устраняет главное препятствие на пути предоставления ссуд малым предприятиям.
Для этого нужно выделить определенные государственные ресурсы, поскольку некоторая часть ссуд не будет оплачена заемщиками, и правительство будет вынужденно вернуть всю ссуду или ее часть банку. При этом общая сумма кредитов, полученных малым бизнесом благодаря такой гарантии, будет значительно превосходить величину государственного гарантийного фонда.
В
свою очередь, банкам необходимо разработать
единую методологию определения малого
бизнеса, анализа рентабельности предприятия,
оценки его платежеспособности. Необходимо
пересмотреть систему оценки рисков от
операций кредитования малого бизнеса,
а также определить уровень ликвидности
залогового обеспечения, достаточный
для минимизации банковских рисков и приемлемый
для малого бизнеса.
Основные усилия необходимо направить
на упрощение процедуры получения кредита,
улучшение сервиса, увеличения сроков
кредитования, а также уже на снижение
процентных ставок. В перспективе ставки
должны снизиться, вследствие конкуренции
и увеличения объемов кредитного рынка.
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются
кредиторы в Украине - это отсутствие информации
о заемщике, его кредитной истории. Если
на Западе любой банк может в течение получаса
запросить и узнать кредитную историю
заемщика, у нас деятельность кредитных
бюро далека от совершенства. На запросы
и ответы уходит значительное время, затягивается
процедура получения кредита заемщиком.
Наряду с этим банкам необходимо развивать
льготные программы кредитования малого
бизнеса для клиентов с положительной
кредитной историей. Тогда малый бизнес
сам будет заинтересован в долгосрочном
сотрудничестве с банком, ответственно
подходить к ведению бухгалтерского учета
и отчетности.
Необходимо развитие законодательства
в части конкретных мер и механизмов поддержки
малого бизнеса, развитие федеральных
программ, направленных на стимулирование
кредитования малого бизнеса.
Этого можно добиться только путем тесного
сотрудничества. Банки должны вести активную
рекламу своих кредитных продуктов, объяснять
их преимущества и просвещать, таким образом,
представителей малого бизнеса. Очень
важна в этом вопросе грамотная информационная
поддержка бизнесменов и консультирование
их по всем возникающим вопросам.[3]
Выводы. Малому бизнесу необходимы финансовые ресурсы. Эту проблему в полной мере не решают ни Украинский фонд поддержки предпринимательства ни Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, ни Государственный инновационный фонд Украины, ни средства зарубежных кредитных институтов. Необходимо включение механизма активного банковского кредитования малого бизнеса. Для стимулирования этого процесса необходимы налоговые льготы, а также система гарантирования государством банковских кредитов малому бизнесу. Это предусматривает создание из бюджетных средств соответствующего гарантийного фонда.
Учитывая ограниченные финансовые возможности нашего государства, финансово-кредитная политика может осуществляется на принципах широкого привлечения различных негосударственных источников финансирования. Негосударственные организации, миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развития предпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталов предпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера, коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс и создавать для него соответствующие условия. Рассмотрев сектор банковского кредитования малого бизнеса со всех заинтересованных сторон, можно сделать вывод что, государству необходимо повышать доступность кредитов для малого бизнеса. В условиях экономического спада потребность МСБ в кредитовании резко сократилась. Повышению доступности заемных ресурсов для предпринимателей будут способствовать не только нормализация ситуации в экономике, но и активизация государственной поддержки данного сегмента.
Повышение
доступности финансовых услуг в сегменте
МСБ будет определяться государственной
поддержкой и финансированием различных
госпрограмм. На наш взгляд, работу нужно
все-таки проводить по двум направлениям
- с одной стороны, оптимизировать налоговые
режимы для субъектов малого предпринимательства,
с другой - выстраивать целостную систему
финансовой поддержки малых предприятий
на региональном и местном уровне.
Источники и литература
1.Электронный ресурс: http://www.malb.ru/ / ст. Кредитование малого предпринимательства. Смирнов М., Шистоперов О. [режим доступа]: http://finanal.ru
2.Электронный
ресурс: http://www.raexpert.ru / ст. Кредитование малого
бизнеса: проблемы и перспективы [режим
доступа ]: http://www.raexpert.ru/
3.Электронный
ресурс : http://www.opora-credit.ru / ст. Инфраструктура
поддержки малого предпринимательства
[режим доступа ] : http://www.opora-credit.ru/
Cолохина Оксана Вильевна, ассистент кафедры «Финансы и кредит» Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.Cо автор Перзеке Николай Борисович, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Таврического национального университета им. В.И
Информация о работе Роль государства в системе кредитования малого бизнеса в Украине