Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:49, доклад
Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.
Роль государственного регулиро
Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.
Объектом государственного регулирования регионального развития является хозяйство республики, как определённая территориально-структуризованн
Субъектом государственного регулирования регионального развития выступают республиканские и территориальные экономические органы.
Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование.
Методы ГРЭ регионов делятся на
— прямые (административные)
— косвенные (экономические).
Прямые методы регулирования экономики направлены на вмешательство в экономическую деятельность определённого объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определённого объёма конкретного товара (услуги) и т.д.
Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйственных субъектов рынка. К ним можно отнести: налоговые регулирования, финансово – кредитная, денежная и т.д.
Для регулирования региональной
Например: для группы регионов, формирующих продовольственный
Региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.
Цель региональной политики РК заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления
Дифференциация регионов Респуб
Становление Республики Казахст
Обширная территория Казахстана
Сырьевая направленность и спец
промышленного производства в основном
на добыче нефти, почти
недиверсифицированная промышленность
и неразвитое сельское хозяйство (низкие
доходы, высокая безработица, отсталая
инфраструктура, отдаленность районных
центров).
Атырауская и Мангистауская обл
в которых развита нефтедобыча.На 1 октября 2001 года доля этой группы областей в численности населения республики составила 5,2 %, в валовом региональном продукте - 17,4
%, в объеме промышленного производства - 33,4
%, в валовой продукции сельского хозяйства - 1,3 %. Среднедушевые доходы населения выше, чем в других областях.
Регионы, богатые
углеводородными
минеральными ресурсами
2
Слабая оснащенность инфраструк
на промышленных предприятиях
города Астаны устаревшие техника и
технологии, в городе Алматы имеются
проблемы в снабжении газом, а также
высокий уровень загрязнения
атмосферного воздуха.
Города республиканского значен
которые обладают диверсифицированной
промышленностью (в основном машиностроением),
развитым финансовым сектором и высоким
научно-техническим потенциалом.На 1 октября 2001
года доля этих городов составила: в численности
населения республики 10,9 %, в валовом
региональном продукте - 19,7
%, в объеме
промышленного производства - 5 %.
Регионы с наиболее высоким
уровнем среднедушевых доходов
1
Основные проблемы группы
Описание группы
Название группы регионов
№
Недостаточная развитость произ
обслуживающих сельское хозяйство, в
Жамбылской и Южно-Казахстанской
областях имеются перебои в снабжении
газом, электроэнергией, поливной водой
Актюбинская, Костанайская, Жамбылская
и Южно-Казахстанская области.При этом
в Актюбинской и Костанайской областях
среднедушевые доходы населения
незначительно превышают средне
республиканский уровень, а в Жамбылской
и Южно - Казахстанской областях - ниже
среднереспубликанского уровня. В то же
время все они имеют примерно
одинаковую экономическую базу,
равнонаправленную структуру. Вместе с
тем Жамбылская и Южно-Казахстанская
области имеют достаточные резервы к
повышению среднедушевых доходов за
счет развития как промышленного, так и
сельскохозяйственного производства,
сферы услуг, приграничной торговли.Доля
четвертой группы областей в численности
населения республики на 1 октября 2001
года составила 31,2%; в валовом региона
льном продукте - 17,2
%;в объеме промыш
ленного производства - 15,5 %; в валовой
продукции сельского хозяйства - 35,2%.
Регионы, богатые природными
ресурсами и значительными
сельскохозяйственными угодьями
4
Сырьевая направленность, некоторая
степень истощения сырьевой базы,
недиверсифицированная промышленность
Регионы с природными минеральн
сырьевыми ресурсами, на базе
которых были построены и работают
крупные добывающие и перерабаты
вающие предприятия, функционируют
также использующие местное сырье,производства обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая и пищевая промышленность): Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области. Области в этой группе имеют высокие среднедушевые доходы, которые по отношению к среднереспубликанскому уровню составляют 117,4,
133,5 и 111,4
% соответственно.Доля этой группы областей в численности населения республики на 1 октября 2001 года составила 24,2 %, в валовом региональном продукте - 26,6
%, в объеме промышленного производства - 31,2
%, сельского хозяйства - 18,5
%
Промышленные регионы,
богатые природными
минерально-сырьевыми
ресурсами
3
Низкий уровень жизни, высокая доля
занятости в сельском хозяйстве, слабая
инфраструктура, большая территория,
слабая связь населенных пунктов с
рынками сбыта, необходимость утилизации
попутных газов, отдаленность многих
районов от центров, высокая нагрузка на
окружающую среду, проблема Арала,
острый дефицит питьевой воды
Акмолинская, Алматинская и Кызылординская о
экономическая деятельность которых в основном
представлена сельскохозяйственным производством,
если не считать нефтедобычу на Кумколе в
Кызылординской области. Доходы населения очень
низкие в Акмолинской и Алматинской областях. В
Кызылординской они выше среднереспубликанского
за счет доходов г. Кызылорды от Кумколя. Доля
шестой группы в численности населения республики
на 1 октября 2001 года составила 19,4 %;
в валовом
региональном продукте - 10,8
%;в объеме
промышленного производства - 9 %; в валовой
продукции сельского хозяйства - 27,8
%.
Среднедушевые доходы населения значительно
ниже среднереслубликанских.
Аграрные регионы
6
Сложное положение на машиностр
предприятиях, в первую очередь, оборонных,
необходимость утилизации попутных газов,
рисковое земледелие, острый дефицит
питьевой воды, экологические последствия
развития нефтегазовой отрасли и деятельности
военных полигонов.
Развитое машиностроение, в том числе
оборонного направления, и значительные
размеры сельскохозяйственных угодий,
определивших их промышленно-аграрную
направленность: Западно-Казахстанская и
Северо-Казахстанская области. Кроме того,
в Западно-Казахстанской области получила
развитие нефтегазодобывающая промышлен
ность, занимающая в структуре промышленного
производства более 80 %.Доходы населения
этих областей ниже среднереспубликанского
уровня.Доля пятой группы в численности
населения республики на 1 октября 2001 года
составила 8,7 %; в валовом региональном
продукте - 8,3 %; в объеме промышленного
производства - 4,4 %; в валовой продукции
сельского хозяйства - 16,6
%.
Регионы, с преимущественным
развитием машиностроения
5
Жамбылская область, равная по территории Бельгии и
Таможенный союз - это такой шанс, который упускать нельзя, ведь главная цель интегрирования - высокое качество жизни, устойчивое экономическое и социальное развитие стран, вошедших в ТС. Новое объединение будет содействовать росту взаимной торговли, формированию единого транспортного пространства, решится масса других принципиальных вопросов. Кроме того, учитывая, что у Казахстана как страны, отдаленной от основных рынков сбыта, нет выхода к морским портам, Таможенный союз предоставляет нашим экспортерам более благоприятные условия доступа к российской транспортной инфраструктуре, что, в свою очередь, сократит транспортные издержки и повысит конкурентоспособность отечественной продукции.
Создание единой таможенной тер
Крупные участники внешнеэконом
Создание Таможенного союза продиктовано необходимостью более тесной интеграции государств и направлено на обеспечение благоприятных условий для привлечения взаимных инвестиций и создания совместных производств.
Основными преимуществами нашей