Роль государственного регулирования экономики на региональном уровне в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:49, доклад

Описание

Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.

Работа состоит из  1 файл

Роль государственного регулирования экономики на региональном уровне.ppt

— 79.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Роль государственного регулирования экономики на региональном уровне

 

 

 

 

Под государственным регулированием социально-экономического развития региона понимается специфическое планомерное воздействие государства (через систему республиканских и региональных экономических органов) на процесс пространственного размещения и развития производительных сил, на социально-экономическое развитие территориальных (муниципальных) образований, которое находит своё выражение в различных видах программ, прогнозов, планов и реализуется посредством как прямого, так и косвенного регулирования.

 

 

 

 

Объектом государственного регулирования регионального развития является хозяйство республики, как определённая территориально-структуризованная система экономики её отдельных регионов (муниципальных образований).

Субъектом государственного регулирования регионального развития выступают республиканские и территориальные экономические органы.

Основными формами государственного регулирования экономики являются нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты и стратегическое планирование.

Методы ГРЭ регионов делятся на две группы:

—           прямые (административные)

—           косвенные (экономические).

Прямые методы регулирования экономики направлены на вмешательство в экономическую деятельность определённого объекта регулирования. К ним относятся: установление государственного заказа на производство определённого объёма конкретного товара (услуги) и т.д.

Косвенные методы конкретно не адресованы, но обязательны для всех хозяйственных субъектов рынка. К ним можно отнести: налоговые регулирования, финансово – кредитная, денежная и т.д.

 

 

 

 

Для регулирования региональной экономики государство использует систему методов. Она должна быть гибкой, дифференцированной и комплексной, учитывающей особенности регионов, характер решаемых ими стратегических и тактических задач.

Например: для группы регионов, формирующих продовольственный фонд страны, экономические рычаги и стимулы должны способствовать развитию малого и среднего бизнеса, повышению занятости населения, расширению видов и способов переработки сельскохозяйственной продукции, организации центров технического обслуживания, оптово-производственных рынков, торговых домов и бирж, маркетинговых служб, лизинговых компаний, формированию новых эффективных форм агропромышленной интеграции предприятий и организаций различных форм собственности.

 

 

 

 

Региональная политика является составной частью общей политики государства, направленной на эффективное использование территориальных факторов жизнедеятельности и хозяйствования, для достижения стратегических целей и задач устойчивого социально-экономического развития страны.

 

Цель региональной политики РК заключается в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективном использовании ресурсно-производственного потенциала каждого региона на основе рационального территориального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления

 

 

 

 

Дифференциация регионов Республики Казахстан

 

Становление Республики Казахстан как независимого государства ставит перед Правительством различные задачи, тем или иным образом связанные с эффективным государственным управлением. Одной из таких актуальных задач является выстраивание продуманной и перспективной региональной политики, направленной на стабильное развитие казахстанских регионов.

 

Обширная территория Казахстана: 2 города республиканского значения и 14 областей, имеющих разные природно-климатические, социальные, демографические и экономические условия, - создают необходимость в управлении региональным развитием. Кроме того, разрыв между регионами усугубили экономические реформы, проводимые за годы независимости страны.

 

 

 

 

Сырьевая направленность и специализация  
промышленного производства в основном  
на добыче нефти, почти  
недиверсифицированная промышленность 
и неразвитое сельское хозяйство (низкие 
доходы, высокая безработица, отсталая 
инфраструктура, отдаленность районных 
центров).

 

Атырауская и Мангистауская области, 
в которых развита нефтедобыча.На 1 октября 2001 года доля этой группы областей в численности населения республики составила 5,2 %, в валовом региональном продукте - 17,4 %, в объеме промышленного производства - 33,4 %, в валовой продукции сельского хозяйства - 1,3 %. Среднедушевые доходы населения выше, чем в других областях.

 

Регионы, богатые  
углеводородными  
минеральными ресурсами

 

2

 

Слабая оснащенность инфраструктурой,  
на промышленных предприятиях 
города Астаны устаревшие техника и 
технологии, в городе Алматы имеются 
проблемы в снабжении газом, а также 
высокий уровень загрязнения 
атмосферного воздуха.

 

Города республиканского значения Астана и Алматы,  
которые обладают диверсифицированной  
промышленностью (в основном машиностроением),  
развитым финансовым сектором и высоким  
научно-техническим потенциалом.На 1 октября 2001  
года доля этих городов составила: в численности  
населения республики 10,9 %, в валовом 
региональном продукте - 19,7 %, в объеме  
промышленного производства - 5 %.

 

Регионы с наиболее высоким  
уровнем среднедушевых доходов

 

1

 

Основные проблемы группы

 

Описание группы

 

Название группы регионов

 

 

 

 

 

Недостаточная развитость производств,  
обслуживающих сельское хозяйство, в 
Жамбылской и Южно-Казахстанской 
областях имеются перебои в снабжении 
газом, электроэнергией, поливной водой

 

Актюбинская, Костанайская, Жамбылская 
и Южно-Казахстанская области.При этом 
в Актюбинской и Костанайской областях 
среднедушевые доходы населения 
незначительно превышают средне 
республиканский уровень, а в Жамбылской 
и Южно - Казахстанской областях - ниже 
среднереспубликанского уровня. В то же 
время все они имеют примерно 
одинаковую экономическую базу,  
равнонаправленную структуру. Вместе с 
тем Жамбылская и Южно-Казахстанская  
области имеют достаточные резервы к 
повышению среднедушевых доходов за 
счет развития как промышленного, так и 
сельскохозяйственного производства,  
сферы услуг, приграничной торговли.Доля  
четвертой группы областей в численности 
населения республики на 1 октября 2001 
года составила 31,2%; в валовом региона 
льном продукте - 17,2 %;в объеме промыш 
ленного производства - 15,5 %; в валовой  
продукции сельского хозяйства - 35,2%.

 

Регионы, богатые природными 
ресурсами и значительными  
сельскохозяйственными угодьями

 

4

 

Сырьевая направленность, некоторая  
степень истощения сырьевой базы, 
недиверсифицированная промышленность

 

Регионы с природными минерально- 
сырьевыми ресурсами, на базе  
которых были построены и работают 
крупные добывающие и перерабаты 
вающие предприятия, функционируют  
также использующие местное сырье,производства обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая и пищевая промышленность): Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Павлодарская области. Области в этой группе имеют высокие среднедушевые доходы, которые по отношению к среднереспубликанскому уровню составляют 117,4, 133,5 и 111,4 % соответственно.Доля этой группы областей в численности населения республики на 1 октября 2001 года составила 24,2 %, в валовом региональном продукте - 26,6 %, в объеме промышленного производства - 31,2 %, сельского хозяйства - 18,5 %

 

Промышленные регионы,  
богатые природными  
минерально-сырьевыми 
ресурсами

 

3

 

 

 

 

Низкий уровень жизни, высокая доля  
занятости в сельском хозяйстве, слабая 
инфраструктура, большая территория, 
слабая связь населенных пунктов с 
рынками сбыта, необходимость утилизации 
попутных газов, отдаленность многих 
районов от центров, высокая нагрузка на  
окружающую среду, проблема Арала, 
острый дефицит питьевой воды

 

Акмолинская, Алматинская и Кызылординская области, 
экономическая деятельность которых в основном  
представлена сельскохозяйственным производством, 
если не считать нефтедобычу на Кумколе в  
Кызылординской области. Доходы населения очень 
низкие в Акмолинской и Алматинской областях. В 
Кызылординской они выше среднереспубликанского 
за счет доходов г. Кызылорды от Кумколя. Доля 
шестой группы в численности населения республики 
на 1 октября 2001 года составила 19,4 %; в валовом 
региональном продукте - 10,8 %;в объеме  
промышленного производства - 9 %; в валовой  
продукции сельского хозяйства - 27,8 %. 
Среднедушевые доходы населения значительно 
ниже среднереслубликанских.

 

Аграрные регионы

 

6

 

Сложное положение на машиностроительных 
предприятиях, в первую очередь, оборонных, 
необходимость утилизации попутных газов, 
рисковое земледелие, острый дефицит 
питьевой воды, экологические последствия 
развития нефтегазовой отрасли и деятельности 
военных полигонов.

 

Развитое машиностроение, в том числе 
оборонного направления, и значительные 
размеры сельскохозяйственных угодий, 
определивших их промышленно-аграрную 
направленность: Западно-Казахстанская и 
Северо-Казахстанская области. Кроме того, 
в Западно-Казахстанской области получила 
развитие нефтегазодобывающая промышлен 
ность, занимающая в структуре промышленного 
производства более 80 %.Доходы населения  
этих областей ниже среднереспубликанского 
уровня.Доля пятой группы в численности 
населения республики на 1 октября 2001 года 
составила 8,7 %; в валовом региональном 
продукте - 8,3 %; в объеме промышленного 
производства - 4,4 %; в валовой продукции 
сельского хозяйства - 16,6 %.

 

Регионы, с преимущественным 
развитием машиностроения

 

5

 

 

 

 

Жамбылская область, равная по территории Бельгии и имеющая у себя практически все отрасли экономики, стала внешней границей Таможенного Союза. Более 1 200 километров Государственной границы Казахстана с Кыргызстаном являются южной внешней границей ТС. Жамбылская область на протяжении более 700 километров граничит с Кыргызской Республикой.

Таможенный союз - это такой шанс, который упускать нельзя, ведь главная цель интегрирования - высокое качество жизни, устойчивое экономическое и социальное развитие стран, вошедших в ТС. Новое объединение будет содействовать росту взаимной торговли, формированию единого транспортного пространства, решится масса других принципиальных вопросов. Кроме того, учитывая, что у Казахстана как страны, отдаленной от основных рынков сбыта, нет выхода к морским портам, Таможенный союз предоставляет нашим экспортерам более благоприятные условия доступа к российской транспортной инфраструктуре, что, в свою очередь, сократит транспортные издержки и повысит конкурентоспособность отечественной продукции.

Создание единой таможенной территории позволит расширить внутренний рынок с 15,9 млн. человек в Казахстане до 170 млн. человек в Таможенном союзе, что станет мощным стимулом для развития новых производств, кооперации взаимодополняющих предприятий и создания вертикально-интегрированных корпораций.

 

 

 

 

Крупные участники внешнеэкономической деятельности в Жамбылской области «Казфосфат», «Таразский металлургический завод», товарищества «Рола-7», «Толебай май», «Восточное рудоуправление», «Амангельдинский ГПЗ». Основу промышленного производства региона составляют более 300 крупных и средних предприятий. Они - локомотивы жамбылской экономики. Каждое из них имеет определяющее значение в той или иной отрасли, и в конечном итоге все они оказывают положительное влияние на социально-экономическое развитие Жамбылской области.

Создание Таможенного союза продиктовано необходимостью более тесной интеграции государств и направлено на обеспечение благоприятных условий для привлечения взаимных инвестиций и создания совместных производств.

Основными преимуществами нашей области, позволяющими успешно реализовывать инвестпроекты, я считаю благоприятное географическое расположение, наличие богатых запасов полезных ископаемых, развитую транспортную и инженерную инфраструктуру, наличие производственной инфраструктуры. Регион имеет высокий промышленный, экономический, научный и кадровый потенциал и считается одним из крупнейших традиционных культурных центров Республики Казахстан.


Информация о работе Роль государственного регулирования экономики на региональном уровне в Республике Казахстан