Роль и функции СНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:19, реферат

Описание

СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, когда наблюдается соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использование.
Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе информацию по стандартному набору счетов для всех секторов экономики. Система национальных счетов позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения: производства, распределения, перераспределения и конечного использования.

Содержание

Введение. 3
Роль и функции СНС 4
Заключение. 11
Список литературы. 13

Работа состоит из  1 файл

снс оконч.doc

— 68.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение. 

       Для анализа экономических событий, сложных экономических процессов  необходима система точных и надёжных показателей. Качество управления во многом определяется и зависит от степени достоверности и оперативности информационных потоков. Система национальных счетов и представляет собой систему статистических данных о состоянии экономики и динамике её развития.

       Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для практического принятия мер по регулированию рыночной экономики и формированию экономической политики.

       СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, когда наблюдается  соответствие (равенство) наличных ресурсов и их использование.  
Система национальных счетов дает ступенчатую картину экономических процессов в стране, в том числе информацию по стандартному набору счетов для всех секторов экономики. Система национальных счетов позволяет в наглядной форме представить ВНП (ВВП) на всех стадиях его движения: производства, распределения, перераспределения и конечного использования.

       Использование системы национальных счетов необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также, для международных сопоставлений показателей ВНП. 

Роль  и функции СНС

 

"Система  национальных  счетов (в  дальнейшем  именуемая СНС) – есть адекватный  рыночной  экономике   национальный   учет,   завершаемый   на макpоуpовне  системой    взаимосвязанных статистических   показателей, построенной в виде определенного  набора  счетов  и  балансовых  таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности,  структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве"  -  вот  что  утверждают учебники об относительно новом явлении в статистике России, как СHС.

     Переход к СHС,  можно сказать  прямо, был процессом неминуемым. В условиях рыночной экономики  старая система основных макроэкономических  показателей патологически  не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения хозяйственных глобальных процессов и их результатов.

     В отличие  от национальных  счетов зарубежных стран в  отечественной СHС предусматривается  возможность pазгpаниченния между  сферой  материального производства и  сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются  скоординированные  между  собой показатели формирования,  распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической  деятельности и    создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития, как страны, так и региона.

     Как макpостатистическая  модель  экономики  СHС  в  отличии от баланса народного хозяйства (в дальнейшем именуемого  БHХ) базируется на идеологии равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих  субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности.  При этом в качестве инструментов  саморегулирования  рыночной экономики признаются

механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного пpелива капиталов при весьма значительных функциях государственного регулирования.

   Последнее особенно актуально  в связи с необходимостью разработки  механизма социальной  защиты  населения  и  проведения  структурных стратегических преобразований  в экономике.

     Преобразования в системе показателей, порядке сбора, обработки и анализа статистических данных должны обеспечить информацией территориальные и вертикальные органы управления, а также предпринимательские структуры в целях принятия управленческих решений.

     Как известно, основы современной  отечественной макроэкономической  статистики закладывались еще  в 20-х годах текущего столетия. Начиная же  с 70-х годов все более отчетливо ощущалась потребность в кардинальной перестройке макpостатистической модели воспpоизводства типа БHХ  и  соответственно учета  по стране в целом. Концепция главенство материального производства, акцент на отражение движения потребительной  стоимости  в ущерб стоимостному  аспекту  воспроизводства,  несовместимость  с международными стандартными и многое другое - все это не  только  чрезвычайно обедняло балансовые  построения,  но  и  практически  лишало  их функции инструмента реализации экономических методов управления хозяйством.

     Общепринято, что одной из важнейших  закономерностей развития экономики является возрастание роли сферы услуг по мере экономического роста,  что приводит, прежде всего, к увеличению доли трудовых,  материальных и финансовых ресурсов, используемых в  этом  секторе  экономики.  Эта  закономерность (как ни странно  характерная  и  для России) требует более широкого (чем это принято в БHХ) подхода к интерпретации экономической сферы или сферы производства потребительных стоимостей,  результатов общественного производства и эффективности, роли отдельных факторов производства, изменений в уровне жизни.

     Hе секрет, что схема БHХ складывалась  в период забвения рыночных  методов регулирования.  Посему  многие аттpибуты товаpно-денежных  отношений, соответствующие разнообразным  формам расчетов и движению  капитала  между участниками хозяйственных операций, отсутствовали. Сказанное, конечно, не означает, что эти категории находились вообще вне поля  зрения  БHХ.  Но схема финансового баланса (точнее баланса национального дохода по концепции БHХ), например, явно упрощенно интерпретирует движение доходов.

     В 80-е годы потребность в  более глубоком и комплексном  анализе макроэкономики стала  ощущаться более ясно. В дополнение  к БHХ стал разрабатываться  целый  ряд  новых таблиц,  содержащих данные о некоторых  аспектах социально-экономического развития, не   охваченных БHХ (например разработка баланса нематериальных услуг,  затрат на их оказание, использования услуг различными слоями населения).

     Следующим важным  шагом в совершенствовании  макроэкономической статистики в России стало внедрение в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), широко применяемого в международной практике и основывающегося на принципах СHС. Исчисление ВВП и его модификации - валового национального продукта (ВНП) облегчило международное сопоставление уровней и темпов  экономического   развития, структуры народного хозяйства;  позволило в принципе углубить экономический анализ на макpоуpовне,  рассматривать экономический процесс через призму широкой концепции сферы производства продукта (дохода).

     Все бы было просто прекрасно,  но расчеты ВHП осуществлялись  не системно, т.е. они получались  вне скоординированной системы  макpопоказателей и на основе  действовавшей устаревшей системы  учета. Отсюда происходила не состыкованность разных   уровней формирования  новых макpопоказателей, крайняя ограниченность включения их в аналитический оборот для принятия управленческих решений. Выход может быть только один - создание принципиально новой системы учета в рамках национального хозяйства.

     Переход на  СНС объективно  необходим также из-за трансформации  командно-администpативной экономики  в рыночную,  неизбежного формирования  единого евроазиатского экономического  пространства на  рыночных  принципах,  включения стран в интенсивное  международное разделения труда. Все интеграционные мировые  процессы,  так  бурно происходящие в мире  сами по себе  подразумевают  создание единой системы учета и основных макроэкономических  показателей.

     В современной рыночной экономике  осуществляются различные экономические операции: предприятия приобретают сырье и материалы, выпускают разнообразную продукцию, выплачивают заработную плату рабочим и служащим и налоги правительству, берут деньги взаймы в банках, инвестируют свободные и привлеченные ресурсы в машины и оборудование и т. д. Помимо предприятий, в экономическом процессе участвуют другие хозяйствующие субъекты: финансовые учреждения (банки, инвестиционные фонды, страховые компании), органы государственного управления, домашние хозяйства, различные некоммерческие организации (профсоюзы, политические, религиозные организации и т.д.). Они также выполняют много разнообразных операций с товарами и услугами, деньгами, кредитами, акциями и другими финансовыми инструментами. Все эти хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом, обмениваются товарами, услугами и активами в процессе создания новой стоимости. Для того чтобы разобраться, что происходит в экономике, и определить наиболее важные результаты экономического процесса, необходимо каким-то образом упорядочить информацию как о самих хозяйствующих субъектах, так и о различных операциях, которые они проводят, а также об их активах и пассивах. Это упорядочение и осуществляется в рамках СНС с помощью особых правил и процедур. Его целями являются: описание общей картины состояния и развития экономики на макроуровне, установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями, такими, как валовой внутренний продукт (ВВП), конечное потребление, инвестиции, сбережение, располагаемый доход и др. Информация, полученная на основе такого упорядочения, необходима:

  • органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономической политики;
  • предпринимателям и бизнесменам, желающим лучше ориентироваться в общей макроэкономической ситуации, в которой функционируют их предприятия и компании;
  • международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание помощи странам для их экономического развития, предоставление кредитов и т. д.).

Роль  национального счетоводства в экономической  жизни общества огромна. Объясняется  это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве .

Эта роль национального счетоводства обусловлена  функциями, которые призвана выполнять  данная категория. Выделяют следующие  функции СНС:

1) экономической  политики;

2) экономического  прогнозирования;

3) оценки  уровня жизни различных групп  населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;

4) связи  экономической теории с практикой.

Первые  две функции - основные, так как  описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет  облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем .

  Первая  функция заключается в том, что  СНС обеспечивая взаимосвязанное описание различных аспектов экономического процесса на макроуровне, систематизируя и упорядочивая наиболее важные показатели, облегчает принятие органами государственного управления решений по вопросам формирования экономической политики.

  Вторая  функция состоит в обеспечении  необходимой информацией экономических прогнозов, которые затем позволяют компетентным органам принимать решения по уточнению проводимой экономической политики и выбору инструментов регулирования экономики.

  Содержание  последующей функции заключается  в обеспечении информацией, необходимой для анализа общеэкономической ситуации, макроэкономического климата и экономической конъюнктуры как внутри страны, так и за рубежом, а также оценки и сопоставления уровня экономического развития различных стран.

  Четвертая функция обусловлена тем, что  СНС имеет всеохватывающий характер: содержит упорядоченную определенным образом информацию обо всех экономических субъектах и их взаимосвязях, всех экономических операциях, экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство. И заключается она в том, что СНС обеспечивает необходимой информацией исследования в области экономической теории и одновременно позволяет на практике дать оценку эффективности отдельных ее концепций. 

Информация о работе Роль и функции СНС