Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:10, контрольная работа
Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку, и на относительно небольшие государства Западной Европы. К ведущим странам Западной Европы относятся:
• Германия;
• Франция;
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Экономика германии……………………………………………………………4
1.1 Общая характеристика страны……………………………………………….4
1.2 Немецкая модель социального рыночного хозяйства……………………..5
1.3 Современная макроэкономическая политика Германии…………………9
2. Характеристика структуры и особенностей экономики Германии……….12
2.1 Сельское хозяйство …………………………………………………………….12
2.2 Промышленность ………………………………………………………………13
2.3 Сфера услуг ……………………………………………………………………..14
2.4 Электроэнергетика …………………………………………………………….14
2.5 Внешнеэкономические связи………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………………20
1.3 Современная макроэкономическая политика Германии
Избрание федерального канцлера Г. Шредера 27 сентября 1998 г. символизировало “новый дух” и “другой период” развития, конец прежней эпохи консерваторов и надежды на перемены не только для немцев, но и для всех жителей Европы. Многие жители самой Германии, голосуя за Шредера, посчитали его лучшим защитником идей Л.Эрхарда и социального рынка, чем прежний канцлер Гельмут Коль. Левоориентированное правительство Шредера, как это предполагалось, должно обеспечить продолжение объединения Европы и единство Германии. Многие европейцы, помня о временах Третьего рейха, на самом деле немного опасаются объединения Германии, поэтому всем нужна не Европа под управлением Германии, а европеизированная Германия. Однако для продолжения гегемонии Германии в развитии европейского процесса единства стране предстоят серьезные внутренние преобразования.
Германии нужны перемены в той модели социального рыночного хозяйства, которая успешно развивалась вплоть до недавнего времени, но в условиях глобализации оказывается слишком неэффективной. Интересно, что Германия в своей политике реформ ориентируется не на опыт США, а в первую очередь на опыт других стран-собратьев по ЕС. В европейском опыте современных реформ есть две альтернативы: консерватизм-“блейеризм” в Великобритании или социализм-“жоспенизм” во Франции. Шредер в своей макроэкономической политике опирается, главным образом, на опыт двух вышеназванных стран. Франция здесь служит образцом сходной с Германией модели социального рынка, а Великобритания – успешного сочетания консерватизма и лейборизма.
Сразу же придя к власти. Шредер провозгласил программу движения Германии к рыночной экономике, восстановления утраченных конкурентоспособных позиций страны. Шредер обещал немцам Neue Mine (Новый центр), социализм, дружественный бизнесу или капитализм с сердцем. Либерализм в экономике должен был обеспечить:
• снижение налогов на компании;
• гибкость на рынке труда и изменение продолжительности рабочего дня;
• сокращение издержек на оплату труда;
• модернизацию общественного сектора экономики.
Тем не менее консервативным, по существу, взгладам Шредера серьезно мешала позиция бывшего министра финансов - Оскара Лафонтена, прозванного за свои левые взгляды “красным Оскаром”. Лафонтен продолжал придерживаться философии перераспределения благ в экономике и считал, что ФРГ угрожает не дефицит конкурентоспособности, а незначительный внутренний спрос, который можно поднять за счет увеличения государственных расходов. Находясь под влиянием Лафонтена, Шредер повернул свой курс с прежних центристских позиций влево. В результате в первые месяцы деятельности Шредера Германия, скорее, склонялась к прежней, лишь чуть модернизированной модели социального рынка, используя опыт Франции. Однако это не привело к улучшению экономической ситуации в стране. Способности Шредера по оздоровлению экономики и созданию новых рабочих мест были поставлены под сомнение. Фактически, его курс на продолжение социальной ориентации потерпел крах. В результате Шредер отказался от услуг “красного Оскара” и стал более консервативным.
Новый министр финансов Ганс Эйшель подготовил программу консервативных преобразований немецкой экономики. Основными положениями нового курса экономики Германии стали:
налоговая реформа: сокращение ставки налога на прибыль компаний с уровня 45% до 35% в 2001 г.;
сокращение расходов федерального бюджета на 16,7 млрд. долл.;
сокращение пенсионных расходов государства и введение налоговых льгот для частных пенсионных сбережений;
создание гибкого рынка труда, поощрение занятости и изменение прежней системы коллективных соглашений работников и работодателей.
Теперь уже на правительство Шредера большее влияние оказывает опыт Великобритании: ведь именно премьер-министр Великобритании Т. Блэйер летом 1999 г. окончательно либерализировал рынок труда Великобритании, покончив с системой государственной поддержки на нем. Своей программой реформ в экономике Г. Эйшель по сути дела возродил консерватизм прежнего правительства Г. Коля, которому удалось несколько урезать государственный бюджет за счет приватизации.
В центр программы оздоровления ситуации в немецкой экономике поставлены налоговые реформы и реформа государственных расходов. Предполагается, что сокращение уровня налогового бремени даст компаниям выигрыш в размере 6 млрд. долл., что может быть пущено на новые инвестиции частного сектора. В мае 1999 г. Г. Эйшель попросил каждое из федеральных министерств сократить на 7,4% своего бюджета, что в рамках всей экономики приведет к экономии 16,7 млрд. долл. государственных средств.
Главной же опасностью современной Германии остается проблема безработицы (около 10,2% экономически активного населения) вследствие неконкурентоспособного, негибкого рынка труда. Действующее до сих пор трудовое законодательство ФРГ делает немецкую рабочую силу самой дорогой в мире и не поощряет трудоустройство безработных. Хотя Германия обладает высококвалифицированными трудовыми ресурсами и одним из лучших в мире уровнем образования, негибкий рынок труда является серьезным препятствием для экономического роста страны. Предприниматели из-за жесткого регулирования рынка труда не заинтересованы создавать новые рабочие места, особенно в наиболее передовых отраслях, рабочая сила, защищенная гарантиями, не заинтересована эффективно трудиться. Во многих случаях работодателям гораздо выгоднее приглашать малообразованных иностранных рабочих, чем пользоваться услугами высококвалифицированного, но дорогого немецкого персонала.
Современная программа реформ имеет и определенные недостатки. Сокращение налоговых платежей немецких компаний всего на 6 млрд. долл. едва ли можно считать хорошим подспорьем экономическому росту, а в политике субсидий убыточным отраслям экономики при этом не было сделано сколь-либо заметных изменений. По сути дела к банкротству идет и пенсионная система страны.
Рост экспорта, отмеченный в 1998-99 гг. вследствие некоторого ослабления национальной валюты и начала экономического подъема в НИС – традиционных рынках сбыта немецкой продукции, на деле может оказать Германии медвежью услугу и заставить ее отказаться от намеченного варианта реформ. Тенденция в макроэкономической политике Германии такова, что как только начинает расти немецкий экспорт, стимулируя рост всей экономики, о реформах забывают. Позиции же немецких избирателей на выборах в Европарламент летом 1999 г. показывает, что жители Германии даже при своей традиционной оппозиции неолиберализму хотят перемен в экономике и готовы пойти на определенные жертвы.
Переход Германии от социально-ориентированной экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального хозяйства. Снижение роли государства и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы значительно оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции. Если Германия вовремя не реформируется, то очень сильно рискует уступить свои пока еще крепкие позиции ближайшим конкурентам не только из числа европейских стран, Японии и США, но даже может вскоре проиграть по уровню наукоемкой продукции бурно развивающимся странам Юго-Восточной Азии.
2. Характеристика структуры и особенностей экономики Германии
Структура экономики ФРГ такова, что 1,1% ВВП создается в сельском хозяйстве, 34,5% - в промышленности, 64,4% ВВП - в сфере услуг. Для экономики Германии характерна “сверхиндустриализация”, т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Разве что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.
2.1 Сельское хозяйство
Развитие сельского хозяйства ФРГ в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством.
Индустриализация аграрного производства особенно интенсивно проводилось в 50-60-е годы, была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоёмкую отрасль экономики. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. С начала 80-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает общую тенденцию к переходу экономики к ресурсосберегающему направлению технического прогресса. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия является его концентрация вытеснения мелкого производителя. Агропромышленный комплекс занимает важное место в западногерманской экономике: в нем сосредоточено 1/5 самодеятельного населения страны, причем вплоть до 80-х годов шел активный перелив трудовых ресурсов из сельскохозяйственной сферы в АПК. Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции.
Немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питание удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством. Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает их государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.
2.2 Промышленность
После второй Мировой войны ФРГ первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности. Это было вызвано не только потребностями научно-технического прогресса, развитием международного разделения труда, но и специфическим фактором – расколом Германии на два самостоятельных государства и, как следствие, – диспропорциями в структуре ее экономики. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность. Среди ее отраслей вперед выдвинулись отрасли, производящие инвестиционные товары: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электротехника, авиастроение, точная механика и оптика. Также развивались новые отрасли - производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения. За 10 лет ФРГ обогнало Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. По завершению стадии восстановления экономики, в ФРГ наступил подъем, длившийся до лета 1966г., а затем началось заметное замедление темпов и спады в экономике. В 1966 -1967г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства, выпуск продукции упал на 6%, но еще более глубокий и продолжительный кризис был в 1974-75г., вызвавший сокращение промышленного производства на 12%. В послекризисный период неустойчивость в экономическом развитии ФРГ возросла, проблемы обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами осложнились. С 1980г. экономика ФРГ снова пережила циклический кризис. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Темпы прироста промышленности снизились с 5,5% в 1979г до 0,3% в 1980г. 1982 год стал переломным в развитии ФРГ. На исходе 80-х годов положение в западногерманской промышленности изменилось в лучшую сторону. В экономике страны всё явственнее обозначаются новые процессы в накоплении капитала: высокие темпы роста новейших отраслей, модернизация на новой технологической основе традиционных отраслей. Одной из предпосылок высокой конкурентоспособности западногерманских товаров является обновление продукции. Концентрация товарного экспорта на изделиях, свидетельствует о том, что в 80-е годы произошли структурные сдвиги не только в промышленности, но и в торговле, что находит отражение в структуре товарного экспорта ФРГ. Особенно сильные структурные изменения происходят в машиностроительном комплексе, который является основой международной специализации ФРГ и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.
На сегодняшний день промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:
автомобилестроение;
транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
электротехническая промышленность;
точная механика и оптика;
химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
черная металлургия.
Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной, кожевенно-обувной и пищевкусовой промышленности. Промышленность Восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние ее отрасли, изначально сориентированные на СССР и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевкусовую промышленность, точную механику и оптику.
2.3 Сфера услуг
Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее, Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен) и морские порты (Гамбург, Бремен). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).
2.4 Электроэнергетика
Электроэнергетика Германии, в основном, пользуется таким топливом как нефть, уголь и природный газ. Атомные электростанции вырабатывают только порядка 10% всей электроэнергии. Собственный энергетический потенциал страны не слишком силен: крайне велика зависимость Германии от внешних поставок нефти и газа.
2.5 Внешнеэкономические связи
Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 1998 г. Германия находилась на втором месте по объему экспорта товаров (539,7 млрд. долл. или 10% всего мирового экспорта) и также на втором месте по импорту товаров (466,6 млрд. долл. или 8,4% мирового импорта). Несколько скромнее позиции страны по экспорту услуг – четвертое место (75,7 млрд. долл. или 5,9%), а как импортер услуг Германия по-прежнему вторая (121,8 млрд. долл., 9,4% импорта). Из приведенных цифр следует прочная позиция Германии по сальдо торгового баланса (+27 млрд. долл.).
Информация о работе Роль и место Германии в современном мировом хозяйстве