Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 17:43, курсовая работа
Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
- рассмотреть влияние крупного бизнеса на экономику России.
Введение………………………………………………………………………...3
Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
Критерии выделения крупного бизнеса…………………………....11
Виды организаций крупного бизнеса……………………………....13
Влияние крупного бизнеса на экономику России………………....18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………………
Общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России
до сих пор не сложились, к этой категории относят не только крупнейшие интегрированные бизнесгруппы, но и более широкий круг крупных компаний. В данной работе используется методология ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Он относит к крупному бизнесу такие компании, которые удовлетворяют хотя бы одному из двух условий:
а) имеют объем продаж более 10 млрд. долл.:2
б) численность занятых составляет свыше 500 человек;
в) занимают доминирующее положение в одной из значимых отраслей российской экономики.
Всего было выделено 28 таких компаний: 22 компании как лидеры по объему выпуска и еще 6 как отраслевые лидеры. Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными. Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.
Крупный бизнес - это не только объемы продаж, но также экономическое
и политическое влияние: ресурсы крупного бизнеса (финансовые, лоббистские, информационные и др.) позволяют ему оказывать заметное воздействие на политические процессы на федеральном уровне и в регионах базирования.
В последние два года политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.
В последние несколько лет политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.
К крупному бизнесу чаще всего относят около 15 бизнесгрупп и
компаний, в основном из экспортно-сырьевого сектора экономики.
Я. Паппэ выделяет 12 крупнейших бизнесгрупп России:
1. Газпром,
2. ЛУКОЙЛ,
3. Альфагрупп,
4. Millhouse Capital
5. Сибнефть,
6. Татнефть,
7. группа МДМ,
8. Северстальгрупп,
9. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК),
10. Ренова,
11. Интеррос,
12. АФК Система.
Этот список претерпел изменения по сравнению с аналогичным, разработанным этим же автором несколько лет назад: в него вошли Татнефть и АФК Система, оказались разделенными Альфагрупп и Ренова, по известным причинам выпал ЮКОС. Соотношение крупнейших игроков в
экономике страны меняется.
В данной главе ставилась задача определить критерии выделения крупного бизнеса. Так как общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России не сложились, мы воспользовались методологией ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Таким образом, мы выяснили, что принадлежность компаний к крупному бизнесу определяется:
- по объему продаж компании;
- по численности занятых людей в компании;
- по положению в одной из значимых отраслей российской экономики.
Различают следующие виды организаций в крупном бизнесе:
1. Финансово-промышленные группы;
2. Консорциумы;
3. Транснациональные корпорации;
4. Союзы на основе долевых инвестиций.
Рассмотрим особенности каждой организации более подробно.
Финансово-промышленные группы. Характерной тенденцией сегодня можно назвать появление высокоинтегрированных по вертикали и горизонтали структур, отличающихся максимально легким взаимным «переливом» технологий, квалифицированных кадров и капитала, способных развивать высокотехнологические производства при относительно небольших издержках.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) включает в себя организации различных отраслей промышленности, науки, торговли, транспорта, сферы услуг и финансовые учреждения. В отличие от концерна, где организации находятся под единым финансовым контролем, а их независимость является делегированной и в любое время может быть ограничена и взята обратно головной организацией, в финансово-промышленной группе предусматриваются разделение ответственности и равные права партнеров на основе централизованного управления. Головная организация финансово-промышленной группы принимает на себя меньшее число управленческих функций, которые в большинстве случаев имеют сервисный характер. Такие взаимоотношения способствуют повышению гибкости в принятии решений и координации совместных усилий. В этом смысле финансово-промышленная группа по организационному строению ближе к консорциуму.
Однако, организационное строение финансово-промышленной группы, в отличие от консорциума, основанное на перекрестном акционировании крупных производственных комплексов, имеет более устойчивый и долговременный характер. Это отличает финансово-промышленную группу от хозяйственных ассоциаций с их мягкими формами объединения усилий, финансов и ресурсов.
Преимущества финансово-промышленной группы:
1. Возможности
финансирования НИОКР и
2. Экономия
на издержках, эффект масштаба
производства позволяют
3. Выполнение
совместных научно-технических
4. Углубление
специализации и развитие
5. Эффективное
перераспределение
6. Осуществление
долгосрочной стратегии
Консорциум. Данный вид организации представляет собой временную форму объединения организаций на паевой основе и на определенный срок для решения конкретных задач. Важнейшая задача консорциума - поиск и реализация крупных инновационных проектов, связанных с развитием производства средств технологического оснащения и других видов продукции. В рамках такого объединения появляются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации таких проектов.
Система управления консорциума должна обеспечить:
1. Усиление
целевого характера
2. Возрастание
роли финансово-экономических
3. Усиление
роли подразделений,
4. Конкурентоспособность
консорциума на внешнем и
5. Определение
эффективной стратегии
6. Проведение
эффективной инвестиционной
7. Создание
условий для перехода к
Правовой основой деятельности консорциума являются отношения собственности, связанные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в форме многосторонних договоров по реализации крупных экономических проектов.
Планируемые в рамках консорциума разработки и реализации ряда крупных производственно-технических и экономических проектов связаны не просто с уточнением форм выполнения ряда управленческих и финансово-экономических функций подразделений и участников консорциума, а представляют собой попытку формирования новой модели управления консорциумом.
Транснациональные корпорации. В середине 80-х гг. в США в связи с резким обострением конкуренции на мировых рынках ученые характеризовали транснациональные корпорации как верное средство завоевания иностранных рынков.
Само понятие «
1. Работа
в глобальном масштабе и
2. Сильные
позиции на всех важнейших
для корпорации рынках, наличие
глобальной системы информации,
адаптивность и
Большинство транснациональных корпораций образуется путем слияния, приобретения или поглощения других компаний. Чаще всего выбираются компании, находящиеся в развивающихся странах, так как это позволяет получить более дешевое сырье и трудовые ресурсы. При этом сохраняется главенствующее положение компании, образующей объединение, и концентрация центров научно-исследовательских работ в стране регистрации компании.
При обострении конкуренции вернейшим способом победить остается уклонение от борьбы. Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни различного рода объединений юридических лиц, которые не занимают на рынке монопольного положения. Типы объединений в законодательстве западных стран именуются различно: «связанные предприятия», «системы компаний», «группы компаний», или сокращенно - «группа».
Группа представляет собой экономическое единство или организацию, состоящую из самостоятельных субъектов права. Участники группы следуют общей стратегии группы, которую обычно разрабатывают либо руководители компании, либо руководящие органы инициатора - головной организации. Необходимым признаком всякой группы является наличие координационной группы. Входящие в группу компании имеют большую или меньшую степень автономии в своей хозяйственной деятельности в зависимости от заинтересованности в результатах работы группы.
Союзы на основе долевых инвестиций. Союзы на основе долевых инвестиций имеют более прочные связи, основу которых составляют инвестиции. Партнеры вносят свой вклад в виде денежных фондов, технологий, ноу-хау, персонала, наряду с этим происходят постоянные консультации партнеров о том, какие необходимы ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, что и какие ресурсы поставляет, как распределяются издержки.
Участники союзов на основе долевых инвестиций сохраняют полную самостоятельность в ведение своих дел, определении стратегии, распределении прибыли.
Подавляющая часть подобных союзов создается для проведения совместных исследований, обмена технологиями, кооперации в производстве новых технологических товаров.
В заключении хотелось бы отметить, что
конкурентоспособность экономики России
определяется темпами внедрения на мировых
рынках новейших научно-технических решений
и развития наукоемких производств, что
во многом зависит от эффективного стимулирования
инновационной деятельности. Важнейшую
роль в стимулировании инновационного
процесса играют не только сами субъекты,
но и развитые отношения между ними. Однако
в настоящее время у нас недостаточно
развиты институты, стимулирующие связи
между научными, учебными организациями
и инновационными компаниями, между крупными
компаниями и малыми и средними инновационными
предприятиями.
Существуют самые разные точки зрения о месте крупного бизнеса в развитии отечественной экономики. Одна из них отводит ему роль основной движущей силы. В соответствии с ней не просто развитие, а экономический прорыв обеспечивается тесным взаимодействием и взаимопомощью крупных компаний и проводящего активную дирижистскую политику государства. Причем такие компании - "национальные чемпионы" должны появиться или быть выстроены во всех значимых отраслях народного хозяйства.
Информация о работе Роль крупного бизнеса в экономике страны